Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 ноября 2014, 18:06
 Александр Куликов 6271

Улица имени героя

72 года назад в Белоруссии погиб Константин Заслонов, чьим именем названа одна из улиц Белгорода

Улица имени героя Иллюстрация из книги Леонтия Раковского «Константин Заслонов»
  • Александр Куликов
  • Статья

На востоке Белгорода есть улица Константина Заслонова. Кто-то считает её самой ухабистой в городе, другие каждый день слышат это название по радио. А кто знает, почему она носит имя этого человека? В 72-ю годовщину со дня смерти Заслонова «БелПресса» рассказывает о нём.

Константин Заслонов родился 7 января 1910 года в Осташкове Тверской губернии в семье чернорабочего и прислуги. У них было небольшое хозяйство – лошадь с жеребёнком и пара коров. В 30-е годы Заслоновых по доносу выслали на Кольский полуостров в город Хибиногорск (сейчас Кировск) за то, что глава семейства не вступил в колхоз и, якобы,  сжёг своё имущество, хотя во время пожара он уже жил в Петрозаводске. Попутно Константина исключили из комсомола.

В 1930 году Константин окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу и получил направление в железнодорожное депо станции Витебск. Именно с железной дорогой и Белоруссией будет связана его дальнейшая жизнь и подвиги, вписавшие это имя на века в историю страны.

Во время своего кратковременного отсутствия в Белоруссиии Константин Заслонов восстанавливал станцию Вяземскую под Хабаровском, куда переехал вместе с семьёй. Там были ужасные условия для жизни, есть было нечего, жена Раиса стала болеть. Он отправил её с дочкой обратно в Витебск. Уехать сам не мог – приехал всё-таки по призыву комсомола, добровольно, уезжать обратно было стыдно.

Интересно то, как жена придумала вытащить мужа с другого конца страны в Белоруссию. По приезде в Витебск она написала открытку, что Константина вызывают на учёбу в Ленинградский институт инженеров дорожного транспорта. Даже печать на ней поставила – приложила 5-копеечную монету. Затем знакомый машинист бросил её в почтовый ящик в Ленинграде, чтобы штемпель был именно оттуда. Заслонова отпустили учиться, а обратно так и не вернулся. Сначала он был начальником паровозного депо станции Рославль, потом – Орши в Витебской области, ставшей для него родной. Там он получил своё знаменитое прозвище – дядя Костя, наводившее потом ужас на немецких оккупантов.

Памятник Константину Заслонову в Орше.
Памятник Константину Заслонову в Орше.
Фото с сайта http://zdphoto.ucoz.ru/

Как и всех, война застала Константина врасплох, но начальник депо быстро организовал эвакуацию составов и перегнал их в Москву и в город Ярцево Смоленской области. Как капитан корабля, он последним покинул станцию и, лично управляя паровозом, уехал в Ярцево. В дороге железнодорожники взрывали за собой мосты, станции, пути. После того как линия фронта стабилизировалась, а бомбёжки стали не такими частыми, Заслонов отправился в Москву, где его отправили в депо Ильича. Там созидательная работа Константина Сергеевича на железной дороге и закончилась.

В августе 1941-го Заслонов написал наркому путей сообщения Лазарю Кагановичу: «Наша страна в огне, жизнь требует, чтобы каждый гражданин, в ком бьётся сердце патриота, кто дышит и хочет дышать здоровым советским воздухом, стал бы на защиту нашей Родины. Я, начальник паровозного депо Орша, Западной железной дороги, Заслонов Константин Сергеевич, прошу вашего разрешения организовать мне партизанский отряд и действовать в районе от Ярцева до Барановичами в полосе железнодорожных линий, станций и других железнодорожных сооружений. Временно прошу 20–25 человек отборных «орлов» – храбрых паровозников, умеющих держать в своих руках не только тысячерублёвую ручку-регулятор, но и пулемёт, владеющих артиллерийским делом, танком, автомашиной, мотоциклом и связью. Я вас заверяю от имени храбрых из храбрых, просящих меня передать вам, что клятву партизан – присягу выдержим с честью…». Просьбу удовлетворили.

  • Константин Заслонов.

  • Улица и переулок имени Константина Заслонова в Белгороде

В сентябре 1941-го партизанский отряд из 40 человек был сформирован. Перейдя линию фронта, защитники Родины двинулись в сторону Орши. По пути Заслонов принял решение пробираться на станцию поодиночке и там устраиваться на работу. Благо немцам нужны были железнодорожники. До места назначения добрались не все, кто-то ушёл, кто-то погиб.

В депо Заслонов начал свою диверсионную деятельность: участвовал в разрушении поездов во время бомбёжек станции, когда немцы прятались по бомбоубежищам, задерживал отход составов по различным причинам и закладывал «угольные мины» – взрывчатку, замаскированную под уголь. Они взрывались в топках, выводя технику из строя. За три месяца Германия потеряла 93 паровоза. Один раз Константин Сергеевич лично поставил лампу в трубу паровоза, чтобы ночью бомбардировщики метко сбрасывали бомбы на вражеские составы, стоящие на станции. Попутно была разрушена немецкая казарма.

Всё это в итоге вызвало подозрения у оккупантов, но на допросе никто не раскололся. Тогда за дядей Костей установили наблюдение. Из-за опасности раскрытия Заслонов с соратниками ушёл в лес. Его отряд пускал поезда под откос и громил небольшие гарнизоны фашистских войск. Но если бы только это… Германское командование злило ещё то, что Заслонов агитировал солдат Русской национальной народной армии (РННА), части которой германское командование отправило на уничтожение партизан, – русских, воевавших на стороне Германии – переходить на советскую сторону. И у него это прекрасно получалось! Например, 10 августа 1942 года в результате переговоров пять деревенских гарнизонов РННА одновременно снялись и перешли на сторону партизан. За голову Константина Заслонова была назначена награда.

«Мы настолько насолили немцам, что недавно они делали на вас облаву тремя дивизиями. Набив фашистам морду, партизаны скрылись. Сейчас цена моей головы – 50 000 марок, железный крест, и, кроме того, кто меня живого или мёртвого доставит немецким властям, тому будет обеспечена чудесная жизнь в самой Германии со всеми его ближайшими родственниками. Если кто из крестьян со мной проделает такую экзекуцию, тому будет предоставлено пожизненно в его личное пользование два крупных имения», – писал Константин Заслонов своему бывшему заместителю по Оршанскому депо Владимиру Сарнову.

В бою с РННА Константин Заслонов и погиб. В начале ноября 1942 года партизаны шли к линии фронта для того, чтобы соединиться с Красной армией. Часть бойцов по приказу Заслонова ушла, а он остался с несколькими десятками соратников в деревне Куповать в Витебской области, чтобы утром 14 ноября принять там очередное крупное соединение РННА.

Но вечером 13 ноября в хотевшие перейти на советскую сторону батальоны прибыла немецкая проверка, активистов «предательства» расстреляли, а остальные получили приказ атаковать партизан. Утром 14 числа Заслонов, увидев подходящих к деревне бойцов в советской форме (переодетые немецкие войска), приказал не открывать огонь, так как думал, что это перебежчики. Всё стало на свои места, когда кто-то из колонны противника убил высланного к ней разведчика. Бой был неравный, но советские бойцы продержались четыре часа.

По итогам сражения РННА взяла деревню, а Константин Заслонов погиб. Местные жители похоронили дядю Костю, а в 1947 году он со своим адъютантом был перезахоронен в Орше возле вокзала, где ему поставили памятник.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Константину Сергеевичу Заслонову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×