Ларцы, дворцы и шашки. Белгородец Николай Колногузенко создаёт шедевры из дерева
Мужчина рассказывает, как даже из выброшенного на свалку наличника может сделать произведение тончайшей работы
-
Статья
-
Статья
Бочонки и шкатулки, ящики и полочки для хранения, рамки и подрамники для икон и фотографий изящно оформлены умелыми руками мастера из Белгорода.
Опалённое войной
Николай Колногузенко родился в Белгороде в июле 1937 го. Дети войны – это особое поколение. Страдания, голод и череда смертей рано сделали маленького Колю не по годам взрослым, воспитав в нём недетскую силу духа и смелость. Семье удалось, перенеся все невзгоды тяжёлого времени, выжить во время оккупации фашистами. Но испытания отразились на здоровье матери – она была госпитализирована в Харьков и вскоре умерла, оставив малолетнего сына одного.
Совсем ещё маленькому Коле пришлось скитаться по торговым местам и базарам, чтобы хоть как‑то прокормить себя – сухие корки хлеба, остатки продуктов порой заменяли Коле и обед, и ужин. Зимой после смерти мамы пришлось особенно сложно.
«Однажды, уже замерзая в сугробе, я почувствовал, что меня кто‑то толкнул в бок. «Ты что тут сидишь?» – услышал голос. Это был милиционер. Он отвёл меня в участок, где сотрудники накормили и отправили в спецприёмник, из которого я потом попал в Великомихайловский детский дом. Сейчас в этом здании находится детская школа искусств, – рассказывая о том времени, мужчина не может сдержать слёз. – Этот интернат и стал мне родным домом».
Отучившись на судоплотника, был распределён на судоверфь – строить баржи на Урале. Потом трудился в Чистополе Татарской АССР, позже по коммунистической путёвке его направили в Казань, далее – в Сталинскую область (ныне Донецкая – прим. авт.), затем – в Карелию… Пол-России объездил. Вернувшись на родину, работал сначала плотником, а в 1965 году устроился электромонтажником в белгородский аэропорт. Оттуда и ушёл на пенсию.
Первая шкатулка
После выхода на заслуженный отдых мужчина, всё ещё молодой душой, не мог усидеть на месте. Однажды на вечерней прогулке он познакомился во дворе с новой жительницей улицы – Анастасией Киселёвой, она приехала к свой дочери Галине погостить. Анастасия Фёдоровна на тот момент недавно похоронила мужа, а Николай Сергеевич уже год как овдовел. Так и переросла эта незатейливая дружба двух одиноких пенсионеров в настоящую свадьбу.
«Приходит мама как‑то домой и говорит: «Меня Колька к себе жить зовёт». А сама краснеет, как юная девчонка – мол, решила с тобой посоветоваться», – рассказывает Галина, а старики с улыбкой вспоминают то счастливое время.
Свадьбу было решено играть самую настоящую – регистрация в загсе, кафе и тамада. Возраст празднику не помеха. И живут они уже больше десяти лет, как говорится, и в горе, и в радости.
Но однажды в дом пришла беда: за одну ночь нога у Николая Сергеевича сильно опухла – причиной тому стал оторвавшийся тромб. Конечность пришлось ампутировать. Тяжело он переносил физическую немощь, ведь всю жизнь был активным – не сидел ни минуты на месте. А теперь без костылей даже по квартире сложно передвигаться.
Но выход из сложившейся ситуации нашла Галина – предложила мужчине заняться резьбой по дереву. Сначала пенсионер отказывался – поздно уж начинать что‑то новое. Но потом увлёкся и радует теперь всю семью своими работами.
«Вот смотрите, это его первая шкатулка, – показывает на чудо-вещицу женщина. – Он всю душу в неё вложил».
На самом видном месте стоит небольшой ларец с тонкой резьбой и причудливым узором. А рядом другая шкатулка, а потом ещё и ещё, а за ними бочонок для всякой мелочи – бусы и стразы супруги нашли в нём своё место. Рамки для фотографий, корабли разных размеров – напоминание о первой профессии, ажурные накладки на двери, украшенные резьбой комоды и другая мебель в комнате говорят о таланте белгородца. Даже люстра и выключатель к ней оформлены деревянным кружевом. Кажется, что нет в этом доме ничего, к чему бы ни приложил руку мастер.
«Я из‑за него стала помойная душа, – Галина с улыбкой кивает в сторону отчима. – Вот честно. Вынесла мусор, голову поворачиваю и вижу – лежит наличник. Хороший. Деревянный. Сейчас такой за большие деньги только можно купить. Дерево дорогое. Хватаю его и бегом домой – порадовать дядю Колю. Фанеру всякую собираю, дощечки разные, дверцы от шкафчиков. У него ведь любая деревяшка превращается во что‑то интересное. Недалеко есть большой магазин отделочных материалов. Ребята там нас уже хорошо знают. Однажды встречают со словами: «Что‑то давно вас не было видно» – и вручают целый букет разных деревяшек. Им не нужно, а для дяди Коли – настоящее богатство».
Галина показывает нам, как мастер украсил ножки небольшого сундучка скорлупой ореха, а палочками для мороженого оформил дворец над аквариумом – всё у него находит свою вторую жизнь.
На память родному музею
Уже спустя много лет, в своё 80-летие, Николай Сергеевич посетил Великомихайловку, прошёлся по коридорам некогда родной школы, зашёл в класс.
«Вот тут я когда‑то сидел, здесь моя парта стояла», – без тени сомнения произнёс в тот день мужчина.
Потом всей семьёй посетили музей Первой конной армии. Николай Сергеевич заметил, какие появились новые экспонаты и как раньше всё было оформлено на выставке.
Директор Великомихайловского музея им. Первой конной армии Ирина Никитина так вспоминает первую встречу с белгородцем:
«Уже после того как наша сотрудница провела экскурсию для гостей, Николай Колногузенко сказал, что помнит этот музей совсем другим – экспозиция выглядела иначе. Мы разговорились, он рассказал о своём детстве в интернате, нелёгкой судьбе. Для Николая Сергеевича село Великомихайловка – малая родина. Ведь до 17 лет он жил здесь, здесь же приобрёл навыки резьбы по дереву».
Свой юбилейный день рождения Николай Сергеевич попросил разрешения провести в беседке на территории музея. И летом приехал в Великомихайловку с подарками – привёз резную тачанку и коня ручной работы. Так и зародилась дружба музея и мастера.
«Осенью прошлого года состоялась выставка «Деревянные кружева». Среди работ Колногузенко – шкатулки с панно, рамы для картин, модели храмов и дворцов. Часть предметов остались в фонде. А на Новый год он подарил нам резные шашки», – рассказывает Никитина.
С верой в будущее
В копилке изделий Николая Колногузенко – множество интересных предметов. В качестве подарков они разъехались по разным странам – в Италию, Израиль, Китай и США. Родственники дарят ларцы, изготовленные мастером, на память своим друзьям и знакомым.
За свои работы Николай Колногузенко в 2022 году получил диплом лауреата фестиваля самодеятельного творчества пожилых граждан и инвалидов «Верю в себя», приуроченного к Году народного искусства и культурного наследия «Родством крепка славянская душа», за активную жизненную позицию и творческий подход – благодарность директора Комплексного центра социального обслуживания населения Белгорода.
Несмотря на слабое из‑за возраста зрение, мужчина продолжает придумывать новые орнаменты для украшения своих дворцов и разнообразных шкатулок.
В его комнате оборудован уголок под мастерскую – зимой Колногузенко работает в квартире. А в тёплое время года перебирается на светлый балкон. Потрудившись немного, мастер любит смотреть в окно на горожан, давая отдохнуть глазам от утомительной работы.
Николай Сергеевич говорит, что готов передать своё мастерство молодому поколению, но сетует на неусидчивость современных школьников:
«Дерево нужно любить и чувствовать душой. Пришли как‑то ко мне мальчишки, один чуть пальчик уколол – и сразу бросил занятие. Но ведь так ничего не получится. Тут усидчивость нужна и трудолюбие».
Но Колногузенко не унывает: на входе в углу стоит целая колонна необработанного дерева – впереди ещё много новых шкатулок и рамок для подарков родным и близким.
Екатерина Алавердян