Работающие экспонаты. Зачем житель Строителя восстанавливает старую мототехнику
«Белгородские известия» представляют уникальные коллекции семьи Алексея Морозова
-
Статья
-
Статья
Во дворе его дома – настоящая ретровыставка. Три рижских мопеда «Дельта» разных лет, красавец «Симсон» из ГДР, легендарный мотоцикл «Иж Планета Спорт» и, конечно, «Ява» – мечта любого советского мальчишки. Всю технику Алексей покупал, пригонял и бережно восстанавливал сам. Все мопеды и мотоциклы легко заводятся и ездят, хотя их владелец с улыбкой замечает: порой ему достаточно просто послушать, как они звучат.
И это далеко не единственное увлечение Алексея и его семьи. В его доме собрана большая коллекция старинных самоваров, монет и керосиновых ламп. А в одной из комнат создан настоящий уголок аудиофила, где можно послушать патефонные пластинки с помощью стереосистемы «Эстония», запустить бобинный магнитофон «Олимп» и кассетник JVC.
От «Верховины» до «Явы»
«Началось всё очень давно, – рассказывает Алексей Павлович. – Мне было 11. Брат ушёл в армию и оставил мне свой мопед «Верховина 6» с педалями. Будучи парнем молодым, я увлёкся, катался по стадиону и заболел этим. Сначала был тихо помешан, а потом открыл категорию А для вождения мототранспорта и решил расширить парк».
Первым мотоциклом, который появился у Морозова после «Верховины», стал немецкий «Симсон», выпущенный в ГДР в 1977 году. Его Алексей пригнал из Курской области, особо гордясь тем, что у машины сохранился оригинальный паспорт. Свой новый мотоцикл реставратор восстанавливал очень бережно: слегка подкрасил только фару и бензобак, а раму оставил в прежнем виде.
«Нахожу эту технику, как правило, на сайтах объявлений, – объясняет Морозов. – Главный девиз при восстановлении: вмешательство должно быть минимальным. Потому что ничто так не портит, как полная покраска и реставрация. Стараюсь, чтобы техника была в родной, заводской краске. Вот «Симсон» в таком виде этих лет вообще для Белгородской области редкость. У нас ни одного такого больше нет».
Ещё одна гордость Алексея – три прекрасно сохранившихся мопеда «Дельта». Их в своё время собирали на рижском заводе «Красная звезда». Самый первый – низенький, ещё без задних амортизаторов, с ручным переключением передач, – помещался в любой багажник «москвича» или «жигулей». А вот мопед «Стелла» 1991 года уже тяжелее и больше, и переключение у него ножное.
«Кстати говоря, моя первая «Верховина» тоже сохранилась, – замечает Алексей. – В своё время я продал её соседу, но потом выкупил обратно. Однако в то время, когда я катался на ней, все мальчишки мечтали только об одном мотоцикле, и это была «Ява».
«Чекушка», «скамейка» и «циклоп»
В конце 1980-х заполучить такого красавца было крайне сложно. Не только из‑за высокой цены. Состоятельным белгородцам, которые решали обзавестись столь модной техникой, приходилось ездить за «Явой» в Харьков. Там, только по блату и с большим трудом, они доставали эти мотоциклы.
«В своё время родители мне категорически запретили даже думать о «Яве», – рассказывает Морозов. – Во‑первых, нам это было не по карману, а во вторых, многие ребята разбивались – мотоцикл‑то быстрый. И вот только сейчас я стал владельцем «Явы». Она 1989 года, забрал её из Старого Оскола. А уже после у меня появилась ещё одна легенда советских лет – «Иж Планета Спорт» 1977 года, чистый японец. Их делали для Запада в основном, и все комплектующие были импортные: японский карбюратор, пульты управления, повороты, немецкая фара».
Конечно, оба мотоцикла нуждались в восстановлении. И здесь возникли нюансы. По словам Алексея, «Явы» до сих пор выпускают в Индии, а потому при желании можно отыскать оригинальные запчасти, хотя они недешёвые. Например, при цене самого мотоцикла 52 тыс. рублей новые трубы на него стоят около 50 тыс. Поэтому приходится выходить из положения, обращаясь к тайваньским и китайским производителям или вторичному рынку.
«Мечтается и о другой технике, – размышляет Алексей. – У меня есть в коллекции также шестивольтовая «Ява» 1984 года под названием «серокрылка», она сейчас на реставрации. Но мне бы хотелось ещё более старую – 1968 года. Та, что представлена здесь, в народе именуется «скамейка» – из‑за формы её сиденья. А есть ещё, например, «чекушка» – у неё объём двигателя 250 «кубиков». «Яву» с одним спидометром называют «циклоп». Хочется, чтобы коллекция пополнялась, но сейчас довольно трудно найти старую технику с документами».
Алексею с мопедами помогает младший сын Станислав. Ему 13, но он уже освоился с управлением всех «Дельт» и даже объездил строптивый «Симсон».
«Он более тяговитый, – говорит парень со знанием дела. – А вообще, эту технику нужно обкатывать каждый день. Мы с папой по нашему стадиону круги нарезаем. Но не только катаемся, ещё я помогаю ему с ремонтом. А в этом году мы впервые представили свою коллекцию на Дне города Строителя. Многие проявили интерес.
Напоследок Алексей показывает и ещё одну свою жемчужину – уникальную жёлтую «Ниву» 1978 года, которая сошла с конвейера одной из первых. Внутри оригинальная обивка, гэдээровские наклейки с девушками и руль с оплёткой. Как с картинки.
Бабушкин рубль и дедов баян
Но оказывается, что увлечение мототехникой в семье Морозовых далеко не единственное. Их дом больше похож на музей, в котором собраны различные предметы самых разных эпох. По примеру отца своей коллекцией решил обзавестись и Стас. В 8 лет он стал собирать старинные монеты. А началось всё с бабушкиного серебряного рубля николаевских времён. За пять лет коллекция значительно расширилась, заполнив увесистый альбом.
«Самая старая у меня – греческая монета, которую мы купили в Крыму, – рассказывает парень. – Ей больше двух тысяч лет. Есть у меня монеты Золотой Орды, Ивана Грозного. Вот «чешуя» – так называли неровные монеты, которые чеканили при дворе Алексея Михайловича.
Стас показывает редкие 5 копеек – «крестовик» 1727 года и масонские монеты, на которых у орла на гербе крылья опущены вниз. Объясняет разницу между вензелем Екатерины II и Елизаветы Петровны. И демонстрирует сибирскую полушку. Такие монеты чеканили только в Сибири и на гербе изображали соболя. Как признаётся юный коллекционер, заканчивая свой рассказ, во многом собирательство в их семье началось благодаря бабушке, Евдокии Карповне.
«В начале войны они с дедушкой перебрались в эти края из Харькова, – добавляет Алексей. – И привезли тогда с собой в том числе старый самовар тульских мастеров Баташевых с медалями. С него началась наша коллекция самоваров. Есть у нас и царские, и сталинские послевоенные. У всех своя форма и название: «бочка», «банка», «рюмка», «пуля», «паук». Есть редкий самовар в никеле мастеров Шемариных, а также самовар фабрики Слюзберга. Все они в боевом состоянии».
Алексей Павлович сам приводит самовары в порядок, очищая от грязи и патины с помощью специального раствора. Потом всей семьёй их пробуют в деле, растапливая дровами и сосновыми шишками.
В комнате с самоварами в углу стоит и необычный баян «Вельтмейстер» 80-х годов. Подарок отца сыну. В своё время дедушка очень хотел, чтобы кто‑то из его внуков освоил игру именно на таком инструменте. Но до этого дня он, увы, не дожил.
«Несколько лет назад по весне дедушки не стало, – говорит Алексей Павлович. – А уже осенью Стас пошёл учиться на баяниста. Дедушка говорил: за любые деньги куплю внуку хороший баян, но вот не успел. Я покупал. А «Вельтмейстер» наш дед считал лучшим почему‑то. И Стас играет уже пятый год, у него отлично получается – он лауреат многих конкурсов».
Коногонка и «Модерн Токинг»
За беседой попадаем на кухню, где гостеприимные хозяева уже растопили один из своих больших самоваров, заварив чай из липы, мяты и чабреца. Тут же замечаем и ещё одну морозовскую коллекцию – керосиновые лампы разных времён.
«Все рабочие, есть артельные, – показывает Алексей Павлович. – Самая старая – со стеклянной колбой для керосина и отражателем. Её вешали на стену. Самая интересная – лампа-коногонка середины 1950-х, с которой шахтёры спускались в шахту. Она называется «карбидная лампа». Если вдруг коногонка начинала гореть голубым светом, это означало, что в шахту попал метан».
Напоив ароматным травяным чаем, отец и сын Морозовы ведут нас в святая святых – комнату на втором этаже. Открываем двери и проваливаемся в прошлое – советские вымпелы, значки, пионерские галстуки и целая коллекция аудиотехники разных лет. Эволюция звука. Начиная от бобинного магнитофона «Олимп», на котором мы слушаем музыку Виктора Цоя, заканчивая стереосистемой «Эстония» с двумя колонками и радио, на которой удаётся закрутить патефонную пластинку.
«Эстония 006», – с гордостью замечает Алексей. – Их собирали, как правило, на военных заводах. Качество отменное, 1979 год. А патефонные пластинки мне ещё от родителей достались. Остальную коллекцию сам собирал, например, все пластинки группы «Модерн Токинг». Есть альбомы Бориса Гребенщикова, Владимира Высоцкого, группы «Битлз», «Кино».
Тут же на полке стоит двухкассетный магнитофон JVC и десятки аудиокассет к нему. Алексей признаётся, что поначалу хотел обзавестись магнитофоном «Сатурн», такой был у брата. Но потом понял, что пресловутых пассиков к нему он не найдёт.
Практически каждый предмет в этой комнате – экспонат. Причём работающий. Не говоря уже о самых простых вещах. Например, о неприметной с виду скатерти, которую отец Алексея Павловича привёз со службы в Германии, а стоила она в своё время 25 марок. Или о ножной швейной машинке «Подольск», доставшейся от мамы.
В доме Морозовых для любой вещи найдётся своё место. Ничего здесь не выбрасывается просто так. Ведь у каждого бережно сохранённого предмета есть своя история, которая не только помогает сберечь память, но и воспитывает новое поколение. Чтобы стать хорошим человеком со своей дорогой в жизни, нужно уметь оглядываться назад и знать, откуда ты идёшь. Отец и сын Морозовы – тому яркий пример.
Анастасия Состина