Полюс притяжения. В Старом Осколе завершился фестиваль науки и творчества «Железно!»
Фестиваль приурочили к 100-летию начала добычи железной руды
-
Статья
-
Статья
21 февраля «БелПресса» побывала на заключительных мероприятиях, прошлась по мостику, который связывает искусство, литературу и инженерные профессии, и оценила масштаб интереснейшей площадки – образовательно-профориентационного центра выставок «Железно!» структурного подразделения СТИ НИТУ МИСИС.
От лектория до спич-баттла
«Тему фестиваля «Полюс притяжения» выбрали неслучайно. Почти сто лет назад, 7 апреля 1923 года, из скважины под Щиграми подняли первые керны – образцы руды с содержанием железа до 40 %. Этот день стал началом современной истории КМА», – рассказывает директор центра «Железно» Кристина Евсеева.
Поэтому экспозиция в пяти залах с необычными названиями: «Красота», «Сила», «Польза» – начинается с фойе сразу от центрального входа. Здесь участников и гостей встречает символ металлургической промышленности – окатыш – комочек измельчённого рудного концентрата сферической формы. Организаторы фестиваля назвали его Ок и пригласили гостей познать вместе с ним тайны металла.
Мероприятие проходит в седьмой раз. Его программа по сравнению с предыдущими годами трансформировалась, и если раньше акцентировалось внимание на конкурсных работах, то сейчас появилась образовательная часть: хакатон, лекторий, спич-баттл, встречи, дискуссии.
Просветительские и художественные выставки привезли музеи-партнёры, а яркой доминантой фестиваля стал показ экспонатов, объединённых названием «Наука как искусство».
Искусство офорта
Открыла экспозицию выставка Губкинского музея истории КМА «Первые шаги к большой руде». На стендах – имена первых учёных, которые внесли свой вклад, чтобы последующие поколения обнаружили железную руду и начали осваивать месторождения.
«В этом году ещё отмечается 90-летие со дня постройки первой шахты имени Губкина в 1933 году, где руду обнаружили намного ближе к земной поверхности на глубине 82 метра, чем в Щиграх, поэтому разведывательные работы сосредоточились возле Губкина», – продолжает Кристина Александровна.
В зале «Красота» в подвесных стеклянных витринах размещена небольшая коллекция железосодержащих минералов: гематит, пирит и другие. Рядом представлены минералы-спутники, любящие железо, которые называют сигналами для разведчиков.
Здесь можно осмотреть первые приборы и оборудование, связанные с геологическими исследованиями. Уникальные экспонаты середины XX века привезены из самого старинного технического музея Москвы – политехнического.
«Мы видим прототип современного навигатора – астролябию – прибор, который помогал ориентироваться по звёздам. Горный теодолит, который используется в разведке, – это оборудование, которое помогает определить залежи железа, – объясняет директор центра, – много места занимает громоздкий магнитометр 1955 года – прибор для измерения характеристик магнитного поля. Здесь же компас 1920 годов, с которого начинается история КМА, первые исследователи, пользуясь им, обратили внимание, что там, где есть залежи руды стрелка компаса вела себя необычным образом».
В павильоне для сменной экспозиции представили выставку от Старооскольского художественного музея «Искусство офорта». Гравюры на металле связали экспонаты с темой развития КМА.
«Когда в 1970–1980 годах были построены металлургические заводы на территории нашего города, сюда стали приезжать художники, поэты, музыканты. Автор этих работ Владимир Черникин прибыл, чтобы создать местное отделение Союза художников России, и оставил культурный след в истории нашего города. Здесь копии экслибрисов, которые заказывают владельцы больших библиотек и небольшие работы в технике высокой печати: «Полёт ангела», «Посвящается Малевичу», «Автопортрет», «Георгий Победоносец», – перечисляет Кристина Евсеева.
Арт-объекты и инсталляции
Мы перемещаемся в зал «Сила» и видим часть постоянной экспозиции, которая символизирует расцвет технической стороны в металлургии. Модели карьерных самосвалов, макет доменной печи. В стеклянных колбах сложены керны и засыпаны окатыши.
В это мощное техническое пространство интегрированы конкурсные работы 181 участника фестиваля в трёх номинациях: «Научный взгляд», «Технология вдохновения» и «КМА и Я». По результатам жюри отобрало более 40 победителей и призёров, которых в этот день отметили ценными призами и дипломами.
Молодые художники и профессиональные мастера кисти предоставили пастельные, акварельные работы, а также живопись в технике масло на холсте.
Номинация «КМА и Я» предусматривала разные истории и сочинения. Участники подготовили их в разных формах, включая сторителлинг. Из работы преподавателя вуза Оксаны Груздовой, узнали, что она из потомственной семьи металлургов и чем занимались её старшие родственники.
Отдельно представлены в номинации научно-исследовательские студенческие статьи «Вклад академика Попова в открытии тайны КМА», «Из истории стали и сплавов», «Самый главный металл». Внимание привлекает набор кованых предметов и инструментов: наковальня, металлическая роза, серп и молот.
В поэтическую часть конкурса вошли авторские детские и взрослые работы на тему КМА. Ребята записали видео с декламацией, кто‑то прислал тексты в электронном варианте. В один из фестивальных дней прошёл поэтический баттл «Лики Маяковского». На нём встретились история КМА, поэт революции и современная поэзия. Студенты МИСИС дискутировали о значении поэзии в разное время.
На видном месте – ещё одна конкурсная работа: «Время КМА», которую подготовила команда студентов. На ней отображены основные даты, вехи в развитии промышленности и учёные, которые посвятили свою жизнь металлургии.
Символичные часы времени показывают историю развития промышленного процесса от начала до сегодняшнего времени. К этому арт-объекту присоединяется со смыслом инсталляция современного художника Руслана Куликова «Баки», которая тоже отсылает нас к понятию времени через главного врага железа – коррозию.
Прогресс в области технологий
Завершает экспозицию зал «Польза». Здесь темой стала многофункциональность металла, его можно лить, ковать, протягивать, и это порождает множество профессий в работе с ним. Как гимн мастерству, в витринах находятся статуэтки каслинского литья – это высокохудожественные произведения искусства XIX века «Дон Кихот» и «Крестьянка с граблями на лошади».
Воображение зрителей поражает мультимедийная выставка «Наука как искусство». Достижениями в металлургии здесь правят инновации. Преподаватель металлургии МИСИС Владимир Казарцев, называя себя хранителем фестиваля и его традиций, рассказал об этой зоне.
«Рассматривается внутренняя структура металла мощными микроскопами, один из них увеличивает в 1 000 раз, можно рассмотреть все микровключения, проследить рост зерна металла. Второй микроскоп способен различить мельчайшие детали кристаллической решётки и даже атомы. Он проникает в наноструктуру», – говорит он.
Фантастически смотрятся в интерьере выставки три левитирующих предмета, парящих над магнитной поверхностью, с изображением структур металла и яркие ожившие фотографии структурных изображений, сделанные с помощью микроскопа и высоких технологий.
Тем временем в фойе у посткроссера Елены Осетровой подписывали открытки с изображениями железосодержащих минералов. Их отпечатали к фестивалю, чтобы, отправляя своим друзьям, получить приятное послевкусие по окончании фестиваля.
Вечер закончился мастер-классом по управлению беспилотниками «От винта» и феерическим научным шоу «Энергия на ладони». Юные участники фестиваля познакомились с такими явлениями, как статическое электричество, нашли, у кого самые наэлектризованные волосы, измерили уровень настроения, получили огонь в результате химических реакций и с восторгом посмотрели, как «повелитель молний» – всё тот же Владимир Казарцев – извлекал ломаные огненные линии с помощью катушки Теслы.
Елена Ховхун