Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 февраля 2023,  14:01

История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники

«Белгородская правда» побывала в гостях у Бориса Жиленкова, который создаёт уменьшенные копии кораблей и самолётов

История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техникиФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Борис Максимович в Губкин приехал с родителями, сестрой и братом в 1962 году. В школе проявлял склонность к точным наукам, учился на четвёрки и пятёрки, поэтому никто не удивился, когда в 17 лет он поступил в Харьковский авиационный институт на факультет самолётостроения.

Этому предшествовало не только получение хороших знаний, но и увлечение конструированием моделей военной техники. В то время сестра уже училась в московском вузе и по приезде домой привозила в подарок брату картонные коробки со множеством мелких деталей, которые превращались в очередной шедевр: своими руками он склеивал копию очередного бомбардировщика или истребителя.

Детская мечта 

По окончании ХАИ с военной кафедрой молодого специалиста направили в Забайкальский военный округ в Монголию, где он служил техником самолёта. Затем работал десять лет на Дубненском машиностроительном заводе в МКБ «Радуга» инженером-конструктором.

 

Борис Максимович любит технику и историю Борис Максимович любит технику и историю / Фото: Вадим Заблоцкий

 

Разрушительные последствия кризиса 1990-х сказались на военной промышленности, работы не стало, и Борис Максимович вернулся в Губкин к родителям. На Лебединском ГОКе начинал строителем, а перед пенсией работал уже мастером в цехе горячебрикетированного железа. На этом жизненном этапе он вновь увлёкся моделизмом, тем более что наборы для склеивания продавались в большом ассортименте в онлайн магазинах.

Тогда же начал оборудовать в гараже своё личное пространство и на самое видное место прикрепил фотографию деда, славно служившего унтер-офицером в Первую мировую войну, что подтверждает выданное в 1913 году свидетельство об аккуратной и добросовестной службе.

 

«Когда я был ребёнком, по соседству с нами в доме жили два директора больших металлургических предприятий. У одного была «Победа», у другого – «Волга». Родители мои с ними дружили, и мы, дворовые мальчишки, просили немного прокатиться с ними. Иногда они соглашались. Уже тогда я начал мечтать о «Волге», – рассказывает Борис Жиленков.

В 2007 году у знакомых увидел невостребованный ГАЗ-21. Решение созрело быстро, так как владелец продал гараж и выставил автомобиль на улицу. Несомненными плюсами раритета были идеальное состояние и маленький пробег. Борис Максимович уложился в 20 тысяч рублей.

 

 

Уже в своей «Волге» он поменял тормозные колодки, установил боковые зеркала заднего вида и указатели поворота по современным российским требованиям. Тогда машина семье очень была нужна – дача, рыбалка, совместные поездки.

«А сейчас ей 58 лет. Для меня она уже как игрушка, выезжаю несколько раз в год в основном в летнее время на техосмотр, заправку. Но не продам и не сдам в утиль никогда: какой же гараж без автомобиля?» – рассуждает моделист.

История на полке. Моделист из Губкина собрал в гараже коллекцию военной техники - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Любимая тема

Это только кажется, что склеивать модели из пластика – это развлечение для детей. Для взрослых оно может оказаться даже более увлекательным, особенно если человек любит технику и историю, как инженер Жиленков.

«Моделизм позволяет погрузиться в интересную эпоху, лучше разобраться в том, как устроена техника, – говорит наш герой. – Модели представляют собой максимально точную копию настоящего автомобиля, корабля, танка или самолёты. Всё детально проработано, например, у корабля – палубы, мачты и паруса, а у автомобиля – двигатель и салон. Я чаще делаю модели в масштабе 1:75, то есть она в 75 раз меньше реальной машины. У меня более 300 экземпляров».

 

Вокруг нас в гараже полки, на них – склеенные модели самолётов, вертолётов, танков. Здесь образцы отечественной, американской, европейской технической промышленности с начала XX века и современные навороченные макеты. 

«Готовые наборы начал покупать ещё в Дубне. Тогда Советский Союз закупил пресс-формы, их можно было найти по всей стране. Качество было не очень, но я собирал. В общежитии клеить не хотелось, а вот когда сюда приехал, то начал заниматься. Потом приноровился на работе клеить и красить в свободное время, всем нравилось, даже начальству, приходили, сидели, смотрели, а я рассказывал о самолёте или автомобиле, который собирал», – улыбается Жиленков.

Просим показать самолёты и рассказать истории о них. Борис Максимович оживляется. Чувствуется, что это его любимая тема. Он показывает истребитель конструктора Игоря Сикорского.

 

«Это удачная машина, которая долго служила и оставила свой след в истории Первой мировой войны. Разработан самолёт в 1915 году. После вооружения пулемётом, стрелявшим через винт, стал одним из первых успешных истребителей. А это французский «Моран» – аэроплан-парасоль того же периода, он полностью совпадает с фотографией. Что интересно, лётчики красили самолёты по‑своему, хотели, чтобы они выглядели эффектно и психологически давили на противника. Например, германский лётчик-истребитель Рихтгофен получил прозвище «Красный Барон» после того, как покрасил в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолёта», – показывает нам модельки Борис Максимович.

 

Жиленков часто заглядывает в Интернет, потому что без уточнения данных никак не обойтись. Когда он открывает коробку с моделью и видит, что там 300–400 деталей, начинает читать литературу, рассматривать инструкции и сравнивать, чтобы исключить ошибки в сборке. Потом уже приступает к склейке деталей. На одну модель уходит в среднем два дня. Собирает он несколько макетов сразу, чтобы сократить расход краски. Рассказывает, что самые нелюбимые – это модели кораблей.

«Там бывают пушечки полмиллиметра – пока пинцетом зацепишь, потом наклеишь, замучаешься, – продолжает моделист. – Проще всего делать подводные лодки: в набор входит минимум деталей».

Подлодки К-19 и "Курск" Подлодки К-19 и "Курск" / Фото: Вадим Заблоцкий

Мир увлечений

На полке с кораблями и лодками расположились крейсеры разных исторических периодов: «Агано», «Варяг», «Аврора», печально известные подводные лодки «Курск» и К-19 в масштабе 1:350.

Чтобы воссоздать реалистичную картину, моделист собирает так называемые диорамы. Они продаются в таких же наборах, но с пластиковыми фигурками людей, деревьями и другими мелкими деталями. Сейчас у него их 15 штук.

«Мне хочется, чтобы историческая картина была реальнее. Это хроника Красной армии, всё воссоздано с фотографий. Вот сидят солдаты на привале, играют на гармошке, и у них рядом баночки крошечные лежат. Если взять лупу, можно увидеть, что там написано «Свиная тушёнка», – показывает коллекционер.

 

Жиленков рассказал интересный факт о легендарных «катюшах». Система реактивной артиллерии устанавливалась на американских студебеккерах и советских ЗИСах. А когда такого транспорта не хватало, её монтировали даже на тракторах.

«Наверху у меня стоят современные модели. Выделяется американский «Хаммер». Изучил, как он устроен. Мне понравилось, что у него двигатель установлен в салоне, поэтому он хорошо защищён. Из‑за этого автомобиль тесный, но очень прочный», – комментирует он.

 

Спрашиваю, а наступал ли момент, когда Борис Максимович терял интерес к своему хобби.

«Уже пробовал бросить, потому что, во‑первых, конструкции в связи с переносом часто ломаются, а во‑вторых, их хранить негде, гараж уже исчерпал свой потенциал, места нет. Но посмотрел, сколько у меня ещё красок. Надо же куда‑то их девать. Значит, пока ещё продолжаю», – отвечает на вопрос коллекционер.

Оказалось, что не только «Волга» и моделирование составляют мир увлечений нашего собеседника. Под потолком гаража подвешены два арбалета, сконструированная им лодка, есть настольный тир с воздушкой и мишенями. Совсем недавно Борису Максимовичу один из сыновей принёс коллекцию дисков классической музыки, которую он также приютил в своём гараже, и теперь склеивание моделей сопровождается прослушиванием произведений Шопена, Баха, Верди, Россини.

«Особенно я подсел на Свиридова и Вивальди», – говорит Жиленков.

А мы понимаем, что в этом любознательном и разностороннем человеке скрыт огромный жизненный потенциал. 

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×