Хочу стать примером для своего сына. Как белгородский батюшка пришёл в силовой спорт
В конце прошлого года в Строителе прошли областные соревнования по пауэрлифтингу. Одно из первых мест на них занял белгородский священник Иоанн Потапов
-
Статья
-
Статья
Отец Иоанн рассказал «Белгородской правде» о своём воцерковлении, роли Деда Мороза на детских утренниках, миссии на Камчатке и многом другом.
По промыслу Божию
Иоанн Потапов служит клириком в Марфо-Мариинском женском монастыре, а ещё трудится в Белгородской православной духовной семинарии. Здесь он и секретарь учёного совета, и преподаватель, и руководитель отдела информатизации. Кроме того, участвует в приёмной кампании, занимается семинарским сайтом и рядом других вопросов.
«Я преподаю литургику – это наука о христианском богослужении. Любой преподаватель считает, что его предмет самый важный. Но дисциплина, которую я веду, действительно основополагающая, потому что главная задача священнослужителя – совершение богослужения. И чтобы совершать его правильно, не отклоняясь от буквы устава, нужно изучать всё это долгое время. Наверное, кого ни спроси из семинаристов, все скажут, что отец Иоанн – один из немногих преподавателей, которые очень строго спрашивают свой предмет», – рассказывает батюшка.
Глядя на улыбчивого и доброжелательного священника, сложно представить его строгим. Немало времени отец Иоанн уделяет подрастающему поколению. При монастыре он отвечает за организацию досуга детей прихожан, участвует в работе воскресной школы. Вспоминает, что ещё в 2007 году ему поступило предложение поехать вожатым в детский лагерь на православную смену. Тогда решил испытать себя, посмотреть, насколько легко удастся найти общий язык с детьми. Понравилось так, что отработал целых 10 лагерных смен.
А ещё будучи семинаристом, отец Иоанн в качестве факультатива вёл древнегреческий язык в православной гимназии. Сам он тоже в своё время окончил это учебное заведение. Попал туда по промыслу Божию. Его семья была верующей, но невоцерковлённой. Когда мальчику пришло время идти в школу, неподалёку от дома открылась православная гимназия. Среди прочих вступительных испытаний там нужно было рассказать молитву «Отче наш».
«У нас в общежитии жила женщина, которую все называли верующей. Я часто заходил к ней в гости. Как‑то прихожу, рассказываю, что надо знать «Отче наш», чтобы в школу поступить. Она дала мне Новый Завет, где отметила эту молитву. Так в православной гимназии начался мой путь воцерковления. Происходило это с помощью примеров, которые были передо мной: первая учительница, духовник отец Амвросий… Они привили любовь к богослужению. Отец Амвросий впервые впустил нас в алтарь, мы стали помогать. Мальчишки светились от такого счастья. Было так много желающих пономарить, что даже пришлось составить график по неделям», – вспоминает отец Иоанн.
Удивительно, что вскоре после того, как он пошёл в школу, семья переехала совсем в другой район, и на учёбу пришлось ездить через полгорода. Маленький Ваня из дома выходил рано, часто приходил первым. Дверь ему открывал вахтёр. Внутри школы ещё почти никого не было. Только отец Амвросий в храме.
«Он говорил: «Пришёл? Ну давай почитаем» и читал Евангелие или Ветхий Завет. А я сидел, слушал. В подростковом возрасте, конечно, были колебания, появилось желание пойти на юридический факультет. Но в 11-м классе я познакомился и стал общаться с батюшкой, который стал примером, за которым хотелось последовать. Благодаря ему почувствовал своё призвание, – рассказывает отец Иоанн. – Когда спрашивают: «Как ты стал священником?», отвечаю: «Захотелось. Понял, что должен служить Богу и людям». Стал готовиться, меня благословили нести клиросное послушание. К моменту поступления мог быть уставщиком на службе, знал многие богослужебные песнопения наизусть».
Уникальный опыт
После окончания Белгородской православной духовной семинарии он учился в магистратуре Санкт-Петербургской духовной академии. Было много интересных знакомств, появились мысли остаться в Северной столице. Но Господь управил так, что он решил вернуться. И не зря. Вскоре в Белгороде встретил свою будущую жену.
«Мы познакомились в сказке. Дело в том, что в прошлом я часто играл роль Деда Мороза, работал на ёлках. Люблю дарить радость детям, слушать, как они читают стихи. Когда вернулся в Белгород, как раз намечались архиерейские рождественские ёлки. Мне говорят: «Угадай, кто будет Дедом Морозом?». Ну что ж, я согласен, отвечаю. Прихожу на праздник, а там Снегурочка – такая восхитительная, такая замечательная. Познакомились мы, стали встречаться и через год поженились».
Ещё во время учёбы в семинарии батюшке довелось побывать в православной миссии на Камчатке.
«Это самое экстремальное и самое запоминающееся путешествие в моей жизни, хотя бывал много где. Когда пел в архиерейском хоре во время учебы в Петербурге, поездили по городам России и даже за рубежом. Но Камчатка – это уникальный опыт. Сначала мы месяц были в Петропавловске, акклиматизировались. Потом прокатились до Усть-Камчатска, ездили по сёлам, общались, крестили, проповедовали. После этого меня отправили на самый север Камчатского края», – вспоминает батюшка.
Он ездил по разным населённым пунктам, общался с местными жителями, ходил в школы и детские сады, оказывал духовную поддержку, совершал богослужения. В тех местах у населения есть большие проблемы с алкоголем, в том числе и у молодёжи. Священники пытались бороться с этим. За время миссии было много интересных моментов. А однажды отец Иоанн и вовсе чуть не замёрз насмерть.
«Там есть небольшой населённый пункт Оклан, в котором живёт человек 40. Жители узнали, что в район приехал батюшка, позвонили главе, попросили прислать. А как туда добраться? Идём к местному предпринимателю, чтобы он нас на снегоходе, на нартах туда отвёз. Покрестили людей, глава выделил место для моления. Надо служить литургию в полевых условиях. Вино есть с собой, а просфор нет. Спрашиваем: «Дадите хлеб?» Хлеба нет. «Мука, дрожжи есть?» Дрожжей тоже нет. А люди хотят причаститься первый раз после крещения. Делать нечего, слепили каким‑то образом из муки и воды хлебушек, отслужили службу. Половина обратного пути пролегала по тундре, а потом спустились на реку. И тут наш старенький буранчик заглох. Ближайший населённый пункт в 20 километрах. Мороз залез под кожу. Стал молиться, мысленно уже попрощался со всеми своими родными. Хотели пешком идти, но где‑то с тридцатой попытки снегоход всё‑таки завёлся».
В зале все равны
На соревнованиях по пауэрлифтингу отец Иоанн занял 1-е место в своей весовой категории, показав следующие результаты: присед – 215 кг, жим – 125, тяга – 245. Оказалось, что спортом он занимается недавно. В зал пришёл только в ноябре 2019 года, а с августа 2021-го стал серьёзно готовиться к соревнованиям.
— Что вас сподвигло на занятия? – спрашиваю батюшку.
— Зеркало. Как‑то утром я стоял перед ним и думал, что сын подрастает, надо для него становиться примером. Ведь дети сначала видят, а потом слышат. Нельзя говорить «Будь крепким, здоровым, спортивным» и при этом самому быть амёбой. Тогда я весил почти 170 кг. Смотрел на себя и понимал, что надо что‑то делать. Слава богу, нашлись люди, которые меня в этом стремлении поддержали, помогли, подсказали. Ведь самому начать сложно. Сейчас у меня минус 50 кг и движение вниз продолжается. Вот с этого всё началось. С желания изменить себя. Это был покаянный процесс, когда человек понимает, что он раньше какой‑то ерундой занимался, творил что зря, за собой не следил. А потом приходит отрезвление. Друзья, знакомые, которые хорошо ориентируются в этой теме, стали давать советы по питанию и по тренировкам.
В какой‑то момент прогресс от занятий остановился. Священник стал думать, что же делать дальше, начал плотнее общаться с тренером Андреем Нерубенко. Вместе они разработали план, наметили цель. В мае прошлого года батюшка поучаствовал в первых соревнованиях по пауэрлифтингу, проверил свои силы, увидел ошибки.
В зале все равны. Когда ты в спортивной форме, не видно ни чинов, ни регалий. Но многие люди удивляются, когда узнают, что рядом с ними занимается священник:
«Хотя батюшек, которые уделяют время спорту и физическому развитию, у нас на самом деле много. Они не дают себе расслабляться. И в наш техногенный век это очень актуально. Христос и апостолы в своё время везде пешком передвигались, много физической работы выполняли. А сейчас нам необходим спорт, чтобы себя содержать в порядке. Ещё один важный аспект физических занятий – борьба с немощами и страстями. Вот я поесть люблю. А когда за собой следить приходится, доходит до того, что понимаешь, что тебе всё равно что есть и какой у блюда вкус, главное – набрать определённое количество нутриентов и калорий. Так же и с ленью. Вот лежишь и неохота ничем заниматься. А когда есть обязательства перед собой, перед другими, тренер ждёт, к соревнованиям надо готовиться, встаёшь и двигаешься. Физическая работа помогает против лени и раздражения, против дурных мыслей».
Вся жизнь – проповедь
Сына отец Иоанн приобщает к спорту с младенчества. Шутит: «Он начал заниматься раньше, чем я». С трёх месяцев мальчик стал ходить на плавание, а сейчас увлёкся дзюдо и с восторгом выходит с каждой тренировки.
Многие далёкие от церкви люди считают, что жизнь священнослужителя и спорт мало совместимы. Думают, что батюшка должен постоянно находиться в храме и заниматься только церковными делами. Однако физические занятия прекрасно вписываются в образ жизни православного христианина. Ведь тело – храм души, и о нём тоже надо заботиться.
«Место для проповеди – это не только амвон, вся жизнь священника – это проповедь. Даже занятия спортом. Когда я появился в зале, люди начали подходить с вопросами, обращаться по поводу исповеди и причастия. В первый раз ведь не каждому легко прийти на исповедь и доверить внутренние переживания, признаться в недостатках при незнакомом батюшке. А тут ты уже человека знаешь. Поэтому приходили ко мне. Обращаются и по бытовым вопросам: крестик освятить и прочее. Я ни к кому не лезу, пытаюсь сделать так, чтобы не у меня к людям были вопросы, а они заинтересовались и спрашивали».
Больших спортивных планов батюшка не строит:
«Медаль не повод для самовосхищения или гордости, возможность показать сыну: папа спортом занимается, есть успехи, и ты стремись. Моя главная цель – саморазвитие. Не останавливаться и двигаться вперёд».
Анна Черкашина