«Это всегда про любовь». Как грайворонская мастерица делает необычные подарки
О своём творческом пути, вдохновении и любимых игрушках Ирина Пищенко рассказала «Белгородской правде»
-
Статья
-
Статья
Иногда увлечение приносит неожиданные знания. До того как жительница Грайворона Ирина Пищенко занялась валянием из шерсти игрушек, она и не подозревала, насколько романтичными могут быть мужчины. Именно они основные заказчики необычных подарков для своих девушек и жён, и чаще всего это хитрый рыжий зверёк.
«У каждой моей лисички своя история, но это всегда про любовь, – говорит девушка. – Сдержанного общения с заказчиками нет, они много рассказывают о тех, кому предназначены подарки, делятся романтичными историями».
Один молодой человек не в силах дождаться доставки, чтобы быть полностью уверенным, что рыжее чудо точно окажется в его руках, как‑то рванул к Ирине из Курска. Есть заказчики, которые согласны ждать год, уверяя, что даже по фотографиям видно, какую положительную энергию излучают её изделия.
Методом проб и ошибок
Когда Ирина Пищенко делала первую лисичку, она наблюдала за настоящей.
«А потом стилизовала её. Если нужно, смотрю документальные фильмы, фотографии», – говорит она.
У лиса, как и у других животных, которых она валяет, конечно, мультяшный образ, но ни с кем другим его не перепутаешь. Ирина детально изучает повадки и анатомию животных, а также разбирает определённые черты и мимику. Например, чуть по‑другому стоит поднять веки, и взгляд из милого становится злым. Окрас повторяет как в природе, хотя может сделать его ярче или, наоборот, бледнее.
Она всегда отказывается, если ей заказывают героев диснеевских мультфильмов.
«Этих персонажей придумала не я, это не мой стиль. Мои герои со временем меняются, но главное – я ни у кого ничего не копирую», – говорит девушка.
Ей хватает и своих идей. После окончания Белгородского института культуры она чем только не занималась как специалист Грайворонского дома ремёсел: расписывала батик, дерево, стекло, плела коклюшечное кружево, получила звание народного мастера и как человек творческий искала новые направления. 10 лет назад заинтересовалась валянием, и ничего, что ни подробной информации, ни мастер-классов в помощь начинающим в Интернете не было – к цели шла методом проб и ошибок.
Сейчас её главный рабочий инструмент – специальные иглы с засечками, они сваливают, спутывают и уплотняют шерсть для валяния (Ирина выбирает натуральную овечью).
В прошлом году она решила заниматься только валянием.
«После 12 лет официального трудоустройства я оставила работу ради творчества, оформила самозанятость. Сначала было страшно, непривычно, тяжело, но сейчас я рада, что приняла такое решение», – говорит Ирина.
Шерсть может всё
Её игрушки можно рассматривать бесконечно – Ирина невероятно бережно относится к деталям: точные переходы цвета, усики (конский волос), упругие подушечки лап, а какие выразительные глаза!
«У них следящий взгляд, а благодаря преломлению в линзе кажется, что на тебя смотрят сбоку, – говорит девушка. – Есть животные, которых делаю уже давно, но стараюсь их усовершенствовать. Поэтому с опытом времени уходит не меньше, а из‑за дополнений больше».
В топе её изделий – лисы, коты, причём вперёд вышли стремительно набравшие популярность коты-пилоты.
«Всё начинается с идеи: сначала я вдохновляюсь фотографиями или картинками, иногда делаю эскиз, подбираю цвета и глазки. Чем больше зрачок, тем милее. Чем больше оттенков шерсти, тем лучше», – делится мастерица.
В современной палитре овечьей шерсти, которую она использует, насчитывается 130 оттенков – есть где разгуляться.
Как‑то Ирина Пищенко написала в социальных сетях: «Не бойтесь воплощать свои самые смелые идеи, шерсть может всё и даже больше!»
А главное – все её герои улыбаются, конечно, если не требуется портретного сходства.
Создать атмосферу
Кто‑то заказывает портреты своих домочадцев или свой собственный, а кто‑то любуется валяной копией своего четвероного друга.
«Когда просят сделать любимца по фото, это всегда волнующе, – признаётся Ирина. – Нужно учесть пропорции, передать образ. Казалось бы, только техническая сторона. Но есть ещё и душевное участие».
Как‑то она делала котика, внутрь которого вложила сердце из кошачьей шерсти умершего животного. Заказчики хотели, чтобы именно из неё Ирина сделала работу, но шерсть усатых-полосатых для валяния не годится.
«Но я не могла отказать, сама бесконечно люблю своих кошек. Так в этом подарке, который дочка заказала маме, оказалась кошачья шерсть их любимца», – говорит рукодельница.
Иначе как скульптурами из шерсти эти творения не назовёшь – чтобы поймать образ по фотографии, она учитывает все нюансы. Неожиданно для самой Ирины в заказах лидируют британские коты, настолько они любимы и популярны. А ещё магические, грациозные и такие сложные в исполнении чёрные коты для любителей и коллекционеров кукол Блайз.
Валяние, как любое творчество, развивает креативность и новый взгляд на многое. Так как между Ириной и её заказчиками сотни, а порой и тысячи километров, продемонстрировать работу может только фотография. И тут важно показать её со всех ракурсов, передать настроение, создать атмосферу.
«Я очень долго шла к этому: много училась, купила фотоаппарат, а потом специальные лампы, гирлянды. Экспериментировала, с какой стороны что поставить и как влияет время года, пока не устроил результат», – говорит Ирина.
В последнее время она выполняет заказы столичных магазинов, они делают стопроцентную наценку. Ей рассказывают, что покупатели берут сразу по несколько изделий. Конечно, есть заказы, от которых она не может отказаться.
«Обычно мои заказчики молодые люди, а тут перед Новым годом просьба от мужчины под шестьдесят: «Так влюбился, что ночами, старый дурак, не сплю, от подарка, который вы сделаете, многое зависит», – вспоминает Ирина. – Сердце моё не выдержало, раз такая любовь и от меня что‑то зависит, согласилась».
Она может работать 20 часов в сутки, а может и час. «Дисциплина хромает», – улыбается Ирина. Или дело в другом: девушка садится за работу только в хорошем настроении, поэтому, глядя на её работы, невозможно не улыбнуться. Ещё ей как настоящему мастеру всё неймётся.
«Очень хочу попробовать смешанные техники, чтобы части тела были подвижные, добавить им жизни», – говорит Ирина Пищенко.
Елена Мирошниченко