Минус 100 по Цельсию. Гора Мак-Кинли на Аляске вдохновила белгородца на киносценарий
Альпинист Сергей Шевченко рассказал «БелПрессе» о сюжете своего кино, красоте горных вершин и о том, почему фильмы об альпинизме сегодня нужны как никогда
-
Статья
-
Статья
Высочайшая вершина Северной Америки – пик Мак-Кинли на Аляске – достигает 6 190 метров. Восхождение на эту гору осложняется экстремальным холодом и сильнейшими ветрами. Летом 2008 года на эту вершину в составе российско-американской экспедиции поднялся белгородец Сергей Шевченко – президент региональной федерации альпинизма и скалолазания. Именно тогда ему в голову пришла идея написать сценарий фильма по реальным событиям «Минус 100 градусов по Цельсию».
И вот 17 декабря 2022 года за этот рождавшийся несколько лет сценарий он получил статуэтку «горного Оскара» – награду международного кинофестиваля о горных и приключенческих фильмов «Вертикаль».
Смертельная гора
«Я никогда не думал, что дойдёт до написания сценария», – улыбается путешественник Сергей Шевченко.
Так сложилось, что его активная общественная жизнь чередуется с длительными экспедициями, подготовкой, организацией ежегодных альпиниад, а потому времени на подобную творческую работу почти не находится.
«Идею сценария я вынашивал много лет. Началось всё в июле 2008 года, когда наша команда поднималась на Мак-Кинли. Это действительно культовая вершина, очень суровая. Она находится довольно далеко от цивилизации на Аляске, и добирались мы к её подножью на лёгкомоторном самолёте. Садились на ледник. А дальше было самое интересное».
В отличие от общепринятой практики в других горных районах мира, где грузы альпинистам помогают забрасывать в верхние лагеря местные носильщики, на Аляске участники экспедиции должны думать об этом сами. В итоге продукты на две недели, палатки, верёвки, снаряжение и газ укладывали в 20-килограммовые рюкзаки, остальное тащили за собой в гору на санях.
«Чем выше, тем круче, – вспоминает Шевченко. – Делаешь шаг, сани тянут тебя вниз. Было настолько тяжело, что после такой работы мы просто падали на снег. Кроме этого, каждый раз в промежуточных лагерях приходилось по два часа рыть пещеры в снегу, чтобы поставить в них палатки. Иначе их попросту могло порвать мощным ветром, а в тех условиях это означало бы верную смерть. Тогда не обошлось и без трагедии: накануне нашего штурма в американской экспедиции под самой вершиной умер 30-летний альпинист – здоровый, крепкий парень. Не выдержало запредельных перегрузок сердце. И наш американский руководитель предложил нам трижды подумать, ведь в нашей команде всем было далеко за 40. Мне на тот момент было 53».
Подумали и пошли вверх, говорит Сергей Николаевич. И через несколько часов, вымотанные, но счастливые стояли на вершине с флагом России и Белгородской области. Все восемь человек. Но это была пока половина успеха, оставалось невредимыми спуститься вниз.
«Мы шли по узкому гребню, который с двух сторон круто обрывался вниз, – вспоминает Сергей Николаевич. – На этом гребне в 1984 году порывом ледяного ветра сорвало в пропасть легендарного японского альпиниста, путешественника-экстремала Наоми Уэмура. За несколько месяцев до этого он покорил Эверест и решил, что одолеет и Мак-Кинли в феврале в одиночку. До вершины дошёл, но вот спуститься не смог. И вот когда мы уже были в базовом лагере, наш американский руководитель рассказал нам историю покорения зимнего Мак-Кинли нашими ребятами. Она впоследствии и легла в основу киносценария».
Минус 100 градусов
Это случилось в 1998 году. Двое не самых известных российских альпинистов – Артур Тестов и Владимир Ананич – взошли на одну из самых суровых вершин планеты – пик Мак-Кинли в январе. До этого дня сделать это именно зимой пытались десятки самых сильных спортсменов со всего мира. Но они либо понимали своё бессилие перед этой горой и возвращались ни с чем, либо погибали на склонах от обморожений и непереносимого холода.
«Зимой на Аляске на высоте 6 тыс. метров дуют чудовищные ветра со скоростью 100–150 км/ч, – рассказывает Шевченко. – Морозы достигают 50–70 градусов, а в пересчёте на холодовую нагрузку это и составляет те самые минус 100 градусов. Представляете, что ребятам пришлось пережить».
Когда об этом восхождении узнали американцы, они были в шоке. А тогдашний президент США Билл Клинтон сразу предложил нашим альпинистам американское гражданство. Они отказались.
«Наш руководитель – американец Уилли спрашивал меня тогда, как они могли отказаться, – улыбается Сергей Николаевич. – Как? Ведь весь мир стоял в очереди, чтобы получить грин-карту. И я помню, как пытался объяснить, что, наверное, есть у людей понятие Родина и не всё покупается за доллары. А ещё я помню, как было обидно за наших ребят здесь, в России. Ведь о них, как о первопроходцах, не прозвучало тогда ни слова ни в прессе, ни на ТВ. Вручали ордена поп-звёздам тогда за пение под фанеру, а таким выдающимся людям ничего. Вот, наверное, чтобы исправить эту несправедливость, я и задумал этот сценарий».
О суровости зимних восхождений Сергею Николаевичу пришлось узнать и на своём опыте. Несколько лет назад он пытался взойти на Эльбрус зимой в одиночку. На 5 тыс. метров при температуре –40 лёд под ногами смёрзся до степени гранита, кошки не выдержали, и Шевченко сорвался, улетел вниз по ледовому склону, сломал ногу.
Лежал на голом льду под сильным ветром в ожидании спасателей 3,5 часа. Обморозил руки и ноги, но даже не заболел. Зато ещё раз понял, какие тяготы вынесли наши ребята тогда на Мак-Кинли, и как только выписался из больницы после двух операций, сразу сел писать. И вот теперь сценарий заметили.
Особый образ жизни
В кинофестивале «Вертикаль», который в 1997 году организовали путешественник и телеведущий Юрий Сенкевич и кинорежиссёр Станислав Говорухин, участие Шевченко принимал впервые. В этом году на конкурс прислали 40 работ из шести стран. Но в номинации «Сценарий художественного фильма» награду получила именно белгородская работа о забытых альпинистах.
«Я совершенно не ожидал, что так случится, – говорит Сергей Николаевич. – Потому что никаких знакомств в кинематографическом мире у меня нет, я считал, что это не очень реально. Но теперь я понимаю, что нужно работать дальше: искать команду, продюсеров, финансирование, привлекать федерацию альпинизма России, министерство культуры. Это не просто, но я готов этим заниматься. Скоро у меня состоится разговор с продюсером и телеведущим Валдисом Пельшем, который снимает и поддерживает съёмку подобных фильмов. И мне кажется, что выход такого фильма очень важен. Потому что альпинизм не только про спорт. Он про преодоление, про воспитание патриотизма, про ответственность не только перед собой, но и своей командой. А сегодня эти ценности обретают особую значимость. Эти качества важны и в жизни, не только в горах. И нам нужны хорошие примеры».
Сергей Николаевич вспоминает яркие примеры советского кинематографа – фильм «Офицеры», после выхода которого на экраны Советского Союза приток желающих служить в армии вырос в три раза. И фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким, который породил целое поколение альпинистов-романтиков. Но, как отмечает Шевченко, сегодня фильмов про альпинистов в России, увы, не снимают. И это обидное упущение, которое он надеется исправить.
«Я считаю, что альпинизм – это особый образ жизни, который нужно пропагандировать, – подводит итог Шевченко. – Ведь независимо от глобальных ситуаций, напряжённости, проблем, которые всегда были, есть и будут, жизнь продолжается. Надо уметь работать, отдыхать и путешествовать. Горы дают огромный ресурс, огромную силу и желание дальше трудиться и жить. Именно то, что нужно сегодня нам всем: работать, жить, ну и, наверное, ходить в горы. А всех, кто хочет испытать себя, я зову на нашу июльскую альпиниаду на Эльбрус в 2023 году. Это восхождение будет посвящено 80-летию Курской битвы и 100-летию зарождения советского и российского альпинизма».
Анастасия Состина