На предприятиях в Белгородской области начали проводить производственные экскурсии
-
Новость
-
Новость
Все эти компании участвуют во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму.
Как рассказал на ежегодном туристическом форуме в Белгороде первый вице-губернатор Евгений Мирошников, из‑за ограничений, связанных с СВО, не все намеченные планы по развитию промышленного туризма удалось воплотить в жизнь, но всё равно работа в этом направлении ведётся активно.
Участниками акселератора по промтуризму, который направлен на формирование стратегии промышленного туризма, создание экскурсий и промышленных туров в регионах, стали 4 горно-обогатительных предприятия и 6 предприятий пищевой промышленности, работающие в Белгородской области: Лебединский, Стойленский, Яковлевский ГОКи, Оскольский электрометаллургический комбинат им. А. А. Угарова, «Горхлеб», «Старая крепость», «Славный сыровар», Чернянский сахарный завод, «Альянс-Фермервест», «Десертные истории плюс».
«В Белгородской области уникальные предприятия и высокий потенциал в сфере промышленного туризма. Я вижу большую вовлечённость команды и заинтересованность», – отметила эксперт по методической, практической и контентной части экскурсионного продукта Наталья Кисельникова.
Она рассказала о разработанных методических рекомендациях, на основе которых любое предприятие может создать качественный туристический продукт. По её словам, в рамках акселератора также будут реализованы мощные проекты общероссийского масштаба по профориентации, стажировкам молодёжи, обучению кадров.
Своим опытом на туристическом форуме поделились представители Яковлевского ГОКа и кооператива «Альянс-Фермервест».
«Честно говоря, мы сначала скептически отнеслись к этой идее. Казалось, что мы профессионалы, всё умеем, знаем. Чему нам ещё учиться? Но когда начали слушать лекции, то поняли, что наработаны лучшие и очень интересные практики. С головой в это погрузились. Съездили в Магнитогорск, посмотрели, как выстроена экскурсия там», – рассказала руководитель пресс-службы Яковлевского ГОКа Анастасия Семичева.
На предприятии разработали две экскурсии. На первой – «Истории с привкусом железа» – уже побывали 120 школьников из Строителя. В программу входит посещение фабрики обогащения сырья, где рассказывают, что происходит с рудой после шахты. Ребята могут подержать в руках оборудование, видят работу в диспетчерской. Самым интересным моментом экскурсии становится запуск промышленного квадрокоптера. Школьники с интересом узнают особенности профессии маркшейдера.
Второй разработанный экскурсионный маршрут называется «Погружение с обогащением». Сначала гости надевают спецодежду, проходят инструктаж по технике безопасности и могут познакомиться с бытовыми условиями, созданными для работников. А потом спускаются в шахту в клети на глубину 425 метров. Там проходит экскурсия по околоствольному двору, просмотр выгрузки руды из вагонов. Затем гости поднимаются в самую высокую точку предприятия, где могут увидеть панораму наземных объектов. В диспетчерской им рассказывают о том, что благодаря цифровизации каждый шахтёр и каждая машина сейчас видны на экране. Завершается экскурсия обедом, который состоит из шахтёрского тормозка (сала, лука, яйца) и другой еды.
Эту экскурсию уже опробовали представители туристической отрасли, и она их впечатлила.
Председатель сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива «Альянс-Фермервест» Марина Фабр поделилась своим опытом:
«С 2017 года мы начали производство ремесленного сыра и, как начинающее предприятие, столкнулись с проблемой сбыта. Интуитивно мы стали использовать промышленный туризм в качестве основного инструмента создания рынка. Наш сыр уникален тем, что делается только в натуральной корочке. Рынка и потребителя на этот продукт в регионе не было, и таким образом мы решили найти своего клиента».
Предприятие имеет своё производство и погреба для созревания сыров. Люди стали интересоваться процессом, хотели на него посмотреть. Для этих целей сделали административное помещение со смотровым окном, где посетители в любое время могут увидеть, как работают в цеху. Потом был разработан гастрономический тур, во время которого гости готовили сырные блюда и спускались в погреба, смотрели, как происходит процесс созревания сыра.
«Но когда мы прошли очередное обучение во французской школе, нам категорически запретили водить туристов в погреба, потому что нарушается микроклимат», – отметила Марина.
Из этой ситуации нашли выход. В прошлом месяце часть сыра передали в Холковский монастырь. Теперь он хранится в пещерах. За ним ухаживают монахи и послушники, раз в неделю приезжают помогать специалисты предприятия. С января гости монастыря во время экскурсии смогут через стеклянную дверь посмотреть на созревание сыров, а потом их продегустировать.
У себя на производстве борисовское предприятие организовало арт-завод, где проходят сырные мастер-классы, гастрономические ужины, музыкальные мероприятия.
Анна Черкашина