Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 августа 2014, 10:41
 Владимир Бабич 6022

Планово-убыточная работа

Очистные сооружения Старого Оскола дошли до ручки

Планово-убыточная работа Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич
  • Статья

В конце июля Совет депутатов Старого Оскола большинством голосов поддержал предложенные МУП «Водоканал» новые тарифы. Депутаты решили, что их повышение на 98 % – необходимая мера для приведения в порядок как городских очистных сооружений, так и ветхих сетей, износ которых превысил 70 %. Корреспонденты «Белгородских известий» побывали на очистных сооружениях. И вот что они там увидели.

Исчерпали свой ресурс

Городские очистные сооружения в Старом Осколе введены в 1974 году. За 40 лет работы объект практически полностью исчерпал свой ресурс. И хотя он физически существует и даже работает, однако, если ориентироваться на действующие регламенты и нормативы, очистные давно уже умерли. Их уже просто не должно быть на этом свете. Начальник цеха очистных сооружений Михаил Лавский привёл пример: отстойники вместо положенных по нормам 25 лет работают все 40, оборудование пришло в негодность, железобетонные конструкции разрушаются. И так по всей технологической цепочке.

«Мало того что оборудование устарело, оно ещё и энергозатратно. В месяц потребляем почти миллион киловатт. Хотя на аналогичных современных предприятиях затраты минимум в два раза меньше», – говорит Михаил Николаевич.

В столь печальном положении предприятие оказалось, по мнению его руководства, закономерно: многие годы оно работало в так называемом планово-убыточном режиме. Какое уж тут развитие с реконструкцией и модернизацией.

Как выразился директор старооскольского МУП «Водоканал» Сергей Валяев, в чьём ведении находятся очистные сооружения: «То, что здесь крутится, это лишь благодаря специалистам предпенсионного возраста, которые здесь ещё остались».

Директор старооскольского МУП «Водоканал» Сергей Валяев.
Директор старооскольского МУП «Водоканал» Сергей Валяев.
Фото Виталия Гаркуши

«Просто ничего не делать уже непозволительно. Можно в городе строить торговые комплексы, поднимать культуру, но зачем всё это, если здесь сегодня огромная дыра и смысл дальнейшего развития теряется?» – считает Сергей Егорович.

 Что нужно сделать – это у директора водоканала разложено по полочкам.

«На первом этапе следует провести нормализацию работы очистных сооружений. На втором – вывести их на заданные параметры. Сегодня законодательство требует от нас доочистку стоков до рыбохозяйственных норм, то есть мы обязаны в Оскол сбрасывать воду, в которой должны обитать рыба и растения», – представил перспективу Валяев.

По его подсчётам, в целом на реконструкцию очистных сооружений требуется более 1 млрд рублей. При этом обязательно должно предусматриваться софинансирование в федеральных программах. Но основным источником финансирования, убеждён директор водоканала, были и остаются тарифы.

«Существующий тариф отличается от экономически обоснованного в два раза. И хотим мы или не хотим – нужно ломать стереотипы. Без правильной тарифной политики предприятие будет обречено. Если город не хочет захлебнуться в канализационных стоках, нужно платить столько, сколько стоит их переработка», – говорит Сергей Валяев.

Старый отстойник уже не работает на полную мощность.
Старый отстойник уже не работает на полную мощность.
Фото Виталия Гаркуши

Определённые инструменты в руках водоканала появились с принятием в 2011 году Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». В частности, сообщил Валяев, предприятия, осуществляющие сброс стоков более 10 кубов в час, должны теперь иметь локальные очистные сооружения.

«Уже до городских очистных сооружений стоки предприятий должны проходить стадию очистки. ОЭМК, например, построил такие очистные сооружения. Обуховский мясной комбинат и молочный комбинат «Авида» воплощают подобные проекты. Другие пока не торопятся. Мы провели аккредитацию лаборатории, которая осуществляет производственный контроль стоков. Это позволяет нам вести борьбу с теми, кто превышает допустимую концентрацию посторонних веществ. Эти предприятия получают извещения о повышенной плате за наши услуги. Механизм работает, приносит определённые доходы водоканалу. Ещё одним источником финансирования мероприятий по реконструкции является плата за подключение новых объектов в городе. За два года мы заработали около 13,5 млн рублей».

Бесконечный ремонт изношенного оборудования.
Бесконечный ремонт изношенного оборудования.
Фото Виталия Гаркуши

Как бы там ни было, а небольшими шагами обновление очистных сооружений идёт. На первом этапе механической очистки стоков решётки с 16-миллиметровыми ячейками заменили на 5-миллиметровые, которые лучше задерживают мусор.

«Раньше здесь женщина вручную граблями выдёргивала мусора за смену до 12 тонн! И что только к нам ни приплывает – одеяла, плюшевые мишки, куры гриль, о картофельных очистках я уже и не говорю, для некоторых людей сбрасывать их в канализацию – обычное дело», – говорит Валяев.

В мае этого года полностью обновили один вторичный отстойник. На это израсходовали более 4 млн рублей. А таких отстойников на очистных сооружениях десять.

Погибло много рыбы

С некоторой грустью о последних достижениях рассказывал Михаил Лавский, когда знакомил со своим обширным хозяйством. И понять его можно. Темпы реконструкции и модернизации явно не те, которые позволят вытащить предприятие из болота.

Общая площадь очистных сооружений – 30 га, под сооружениями – 7 га. Вместе с Лавским мы прошагали от лаборатории до станции обеззараживания сточных вод, где для обработки воды используют новый препарат – гипохлорит натрия, а не отживший своё хлор.

Стоки со всего Старого Оскола проходят на очистных довольно сложный путь. Поступают в приёмную камеру, далее проходят через решётки, где задерживается мусор, после – песколовки, там отсеивается мелкий мусор, потом на первичных отстойниках отделяются механические примеси, грязь, а вода попадает на биологическую очистку в аэротенки, где за дело берутся микроорганизмы, которыми поглощаются все загрязнения, и вода идёт на вторичный отстой ила и воды. Последний пункт – станция обеззараживания сточных вод, откуда вода по трёхкилометровой трубе сбрасывается в реку Оскол.

Река Оскол.
Река Оскол.
Фото Виталия Гаркуши

К месту сброса воды в реку добрались на машине. Река в этом месте бурлила, а в пузырьках сновали стайки рыбок. Недалеко охотились в воде гуси. Встретилось несколько рыбаков и отдыхающих. Никого из них не смущало, что здесь очищенные стоки попадают в реку.

Такая идиллия бывает не всегда. Как докладывал первый замглавы администрации округа по строительству, транспорту и ЖКХ Сергей Гераймович на заседании старооскольского Совета депутатов, где рассматривался вопрос о новых тарифах на водоснабжение и водоотведение для МУП «Водоканал», канализационные очистные сооружения не выполняют свою функцию, не справляются как по объёмам очистки стоков, так и по качественным показателям. Сергей Леонидович напомнил о случае, когда совсем недавно, после сильного ливня, произошёл сброс неочищенных сточных вод в реку Оскол. Тогда погибло много рыбы. И такие факты, подчеркнул Гераймович, были и в прошлом. Поэтому необходимо оперативно решать вопросы реконструкции и модернизации очистных сооружений.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×