Белгородец Юрий Шашнин: «Доступная среда – это не только пандусы»
«Белгородская правда» поговорила с руководителем Белгородского регионального отделения Всероссийского общества глухих
-
Статья
-
Статья
Оно было создано в 1954 году, то есть практически сразу после образования области. Прежде это был отдел Курской организации. Эти и другие факты, вероятно, скоро войдут в книжку об истории регионального отделения ВОГ. По крайней мере, Юрий Шашнин очень надеется в скором времени её издать.
Вообще у него немало планов и идей. Но сегодня мы беседуем о том, что уже получилось сделать. Потому что нынешний год выдался плодотворным и насыщенным. Организацию впервые в своей истории занесли на областную Аллею Трудовой Славы. Кроме того, она переселилась в новое помещение в Белгороде на Харгоре. Но главное, по словам Юрия, ей удалось реализовать важные проекты, чтобы около тысячи инвалидов по слуху могли жить в Белгородской области полноценной жизнью.
«Искусство не понаслышке»
«Так называется один из проектов, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Он даёт возможность впервые провести в Белгородском художественном музее выставку картин глухих художников, – рассказывает Юрий Геннадьевич. – Она открылась в октябре под названием «Жест. Жизнь. Живопись». На ней представлены работы мастеров из разных регионов.
Для нас это уникальный проект, в рамках которого московские специалисты проведут обучающие семинары, расскажут, как правильно работать со слабослышащими посетителями музеев. Мы подготовили видеоролики с субтитрами и сурдопереводом о постоянной экспозиции Белгородского художественного музея, закупили планшеты для их просмотра. Это позволит сделать искусство доступным для глухих и слабослышащих людей. И в то же время показать, что и среди них немало талантливых творческих личностей».
— Этим летом губернатор Вячеслав Гладков заявил, что Белгородская область занимает 1-е место в ЦФО и 2-е место в России по трудоустройству инвалидов. Как вы оцениваете ситуацию по вашим подопечным?
— У нас все, кто хочет трудиться, работают. Конечно, не все профессии глухим и слабослышащим доступны ввиду коммуникативного барьера. Охотнее принимают их на работу те предприятия, где такие кадры уже имеются. Главное, что они не чувствуют себя иждивенцами, создают семьи, воспитывают детей.
В советское время предприятие, где работали глухие, обеспечивало им сопровождение – обязательно был сурдопереводчик. Сейчас работодатель не обязан этого делать. Наша организация предоставляет переводчика, который придёт на производство, объяснит, расскажет. И всё же получается, что не общество приспосабливается к глухим, да и в целом к инвалидам, а глухие к обществу.
— Вы считаете, должно быть иначе?
— Должно быть взаимно. Доступная среда – это не только пандус. Это когда человек с ограниченными возможностями здоровья может получить ту или иную услугу без чьей‑либо помощи. И точно так же может посещать выставки, музеи, общаться, развиваться. Вся наша работа направлена на социализацию инвалидов по слуху. В этом году благодаря проекту «Вижу и слышу глазами» от фонда президентских грантов мы провели для наших подопечных пять экскурсионных поездок по области и за её пределы. Поддержка этого фонда позволяет нам приглашать московский театр неслышащих актёров «Недослов». На днях они представили в Белгороде два спектакля: для детей – «Коробка с карандашами», для взрослых зрителей – «Здесь птицы не поют…».
Заявить о себе
— И всё же в последнее время в обществе меняется отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья?
— В целом да, поворачивается в положительную сторону. И политика государства в этом отношении меняется, появилось больше возможностей для некоммерческих организаций в виде различных грантов, конкурсов, мероприятий.
— А на региональном уровне ощущаете поддержку?
— Конечно. Благодаря ей мы, например, получили помещение на улице Костюкова, средствами на его ремонт помогли гранты – областной и «ОМК-Партнёрство». Многое делали своими руками: клали плитку, красили стены, стелили полы и ставили двери. Подопечные нашей организации – талантливые мастера.
С губернатором Вячеславом Гладковым мы встречались несколько раз. Когда глава региона стал общаться с белгородцами посредством прямых эфиров, предложили ввести сурдоперевод, чтобы люди с нарушениями слуха тоже могли понимать, о чём речь. Как видите, этот вопрос удачно решили.
Важная проблема связана со слуховыми аппаратами. Инвалиды по слуху получают их бесплатно через фонд социального страхования. А люди, которые не имеют инвалидности, но нуждаются в слухопротезировании, вынуждены приобретать за свои средства. Нам удалось договориться с правительством области по этому вопросу, и теперь они получают аппараты за счёт средств областного бюджета. В прошлом году, если не ошибаюсь, семь человек получили, а в этом – уже больше 60.
Не только жесты
— Сложно человеку без нарушений слуха освоить жестовый язык?
— Думаю, да, потому что даже я постоянно учусь: появляются новые слова, фразы. Но сложен не сам язык, не жесты. Сурдопереводчиками работают, как правило, слышащие дети глухих родителей. Они не просто учат язык с детства, но и понимают психологию – это очень важно! Нужно быть терпимее, объяснять при необходимости по нескольку раз.
Человеку не из этой среды сложно будет работать. Сурдопереводчик, или, точнее, переводчик русского жестового языка в какой‑то степени выполняет функции соцработника.
— Сколько сейчас в вашей организации переводчиков русского жестового языка?
— 12. В сентябре в нашей стране вступил в силу стандарт «Переводчик русского жестового языка», который, кроме всего прочего, требует обязательного профобразования. Сейчас шесть наших специалистов поступили на заочное отделение профильного образовательного учреждения. У остальных образование есть.
Очень ответственным для нас стал проект по полному обучению основам жестового языка педагогов школы-интерната в Белгороде для слабослышащих и глухих детей. Начали мы его в прошлом году, в нынешнем завершили: обучили 90 педагогов.
— Разве в такой школе педагоги по определению не должны знать жестовый язык?
— Вы удивитесь, но знали не все. В советские годы дефектологи выступали против жестового языка, утверждая, что глухих необходимо заставлять разговаривать. Но, к счастью, им не удалось его искоренить. Потому что жестовый язык – часть жизни слабослышащих и глухих людей. А дистанционное обучение во время пандемии показало, что педагогам нужно владеть хотя бы основами этого языка.
Беседовала Нелля Калиева