Лицо уездного города. Кто и как построил в Короче здание земской больницы
О долгой и насыщенной жизни памятника архитектуры и о людях, без которых его бы попросту не было, рассказывают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Здание Корочанской земской больницы словно отгородилось от нынешней суеты невысоким заборчиком, спряталось в глубине бывшего фруктового сада подальше от шумной дороги. Рядом с ним время будто замедляется, и, если дать волю фантазии, можно очутиться в Короче на рубеже XIX и XX веков.
Погружение в историю
«До 1917 года у нас каждый городок имел своё лицо. Корочу называли дворянско-купеческой, а ещё –райским садом. Уже тогда здесь было развито садоводство и овощеводство, на котором разбогатели многие купцы. Наш город местами сумел сохранить дореволюционный облик: остались здания того времени, построенные земством, купечеством и дворянством», – начинает рассказ директор Корочанского районного историко-краеведческого музея Наталья Дубинина.
И вот – я уже не слышу шума машин. Только топот копыт, окрики извозчиков и повелительные голоса купцов. А на дворе ни много ни мало 1869 год.
Именно тогда, по словам моей собеседницы, и было построено самое первое здание земской больницы:
«Оно располагалось в центре Корочи. Сейчас это место найти мы уже не можем. Больница была рассчитана на 20 коек, в год там делали до 4 серьёзных операций. Но к концу XIX века число операций возросло до 200, количество коек увеличилось вдвое. На тот момент в Корочанском уезде Курской губернии проживало 133 тыс. человек. В 1875 году появились первые фельдшерско-акушерские пункты, куда назначались земский и государственный врачи, акушерка-повитуха, санитары и рабочие».
К концу позапрошлого века возникает необходимость ремонта больницы. Земство оценивает предполагаемые затраты, а это 18 тыс. рублей, и понимает их нецелесообразность. Вот тогда‑то и приходят к мысли о строительстве нового здания.
Кладка на века
Как принято говорить сегодня, руководит рабочей группой Сигизмунд Артурович Белявский, ставший главврачом больницы в 27 лет и сменивший на этом посту своего отца. Он вместе с коллегами отправляется в Московскую и Тверскую губернии, посещает Брестскую железнодорожную больницу. Как раз её проект и взяли в качестве прототипа.
«Уездное земство рассмотрело вопрос, где строить новое здание и выбрало вот этот участок, в нагорной части города Корочи, на пересечении улиц Рождественская и Зелёная. Землю купили у купца Сергея Андреевича Дьякова. Тогда всё это пространство занимал фруктовый сад», – продолжает Наталья Дубинина экскурс в историю.
В 1901 году начинается строительство. Но проект несколько раз пересматривают, и через год возведение здания начинают снова. Дело берёт в свои руки молодой земский инженер Ричард Иванович Мюльгаупт.
Первым делом он убирает здание подальше от дороги (а значит – от пыли и грязи), несмотря на то, что строители уже начали выводить цоколь.
«Снова разобрали всё и начали переделывать. 1902–1903 года ушли на закладку фундамента, выведение стен и перегородок. Мюльгаупт забраковал используемый кирпич и выбрал другой: тот, что делали слободские крестьяне села Бехтеевка. Их кирпич подвергался 12-кратному воздействию температуры и влажности на этапе производства. Ричард Иванович уверял, что такой стройматериал выдержит без штукатурки более 100 лет», – подчёркивает Наталья Дубинина и ведёт меня во двор, где можно убедиться в этом воочию.
Добротная кладка красного кирпича лишь кое‑где выдаёт свой истинный возраст, а в целом производит впечатление надёжности и уверенной стати: эти стены видели смену эпох и поколений, они продолжают связывать воедино прошлое и настоящее.
«Это был настоящий прорыв!»
Строительство Корочанской земской больницы завершают в 1905 году. Согласно смете, оно обошлось в 63 тыс. рублей – огромные деньги по тем временам. Помимо терапевтического, хирургического и родильного отделений здесь были обустроены антисептическая и санитарная комнаты, оборудованы вентиляционные ходы и система водяного отопления с батареями, есть собственный артезианский колодец и водокачка.
«Это был настоящий прорыв! По тому времени в маленьком уездном городе с 6 тыс. человек больница, в которой устроено всё вышеперечисленное, вплоть до туалетов, организована работа хирургии на высоком уровне, была настоящей гордостью. Сюда можно было приезжать не только лечиться, но и любоваться архитектурой», – уверяет моя собеседница.
Во время Первой мировой войны в больнице работал военно-полевой хирургический госпиталь, который затем выехал в Белоруссию.
Дальше архивы сохранили сведения уже о середине ноября 1941 года, когда в составе медучреждения действовали хирургическое, акушерско-гинекологическое, терапевтическое отделения и больничная аптека. В 1942 году, после отступления советских войск, раненых и персонал переселили в здание школы, расположенное неподалёку. В самой больнице расположился немецкий госпиталь и действовал до момента освобождения Корочи в феврале 1943-го.
«…тот себя переживёт»
С 1945 года история больницы тесно переплетается с жизнью Филиппа Ивановича Коваленко, заслуженного врача РСФСР, награждённого орденом Трудового Красного Знамени. Он родился в 1892 году в Белополье Сумской области, закончил Киевский медицинский институт. В Корочу приехал по направлению ещё до Великой Отечественной, потом воевал на разных фронтах, а после Победы снова вернулся.
«Он был быстрый, харизматичный, подвижный. С радостью принимал вызовы в любое время суток: поднимался ночью, ехал, делал срочные операции. Сформировал прекрасный коллектив. Помню, как маленькой девочкой попала в больницу: какие замечательные были медсёстры! Как они работали, как тепло относились к пациентам!» – не скрывает эмоций моя собеседница.
Филипп Коваленко проработал хирургом в земской больнице Корочи до 1952 года. Скончался внезапно в возрасте 60 лет. Он завещал похоронить себя на территории больницы возле здания операционной. Сейчас она располагается в новом корпусе, а вот могила легендарного доктора осталась. На ней – памятная плита и крест, установленные к 120-летию со дня рождения заслуженного врача.
«Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживёт…», –
гласит надпись на надгробии.
Знаменитые некрасовские строки как нельзя лучше подходят к описанию жизненного пути Филиппа Коваленко.
Когда его хоронили, вся улица была запружена народом. Есть немало хороших врачей, но таких, как он, Людей с большой буквы, а не просто талантливых медиков, не так уж много», – говорит Наталья Дубинина.
Родственники доктора передали в местный краеведческий музей его личные вещи: кресло, инструменты, портрет. Память о нём сохраняется во многом благодаря усилиям самой Натальи Дмитриевны.
С ней мы прощаемся возле центрального входа в старинное здание земской больницы. До прошлого года в нём размещалась администрация нынешней Корочанской ЦРБ. Теперь двери на замке, а вопрос о будущем памятника архитектуры остаётся открытым.
За все годы работы здание Корочанской ЦРБ не переделывалось ни разу. Только после Великой Отечественной в нём провели косметический ремонт.
Елена Коржова