«10 лет о нём мечтала». Почему швея из Старого Оскола решила шить свадебные платья
Соцконтракт помог мастерице приобрести всё необходимое для открытия своего дела
-
Статья
-
Статья
Мама двоих детей Наталия Богданова много лет шила одежду дома, но денег на открытие своего дела у неё не было. Ей помогла программа «Содействие», по которой малоимущим семьям и одиноким белгородцам выдают до 350 тысяч рублей. На эти деньги можно открыть бизнес, развивать личное подсобное хозяйство, найти работу, пройти профобучение или повысить квалификацию.
Ночь для работы
Шить Наталия начала ещё в семилетнем возрасте.
«У меня были куклы, и когда я придумывала какой‑то наряд, прямо на них быстренько и сшивала, – вспоминает она. – Потом была порча маминой одежды, её перешивание в какую‑то ерунду на себя, которую потом с удовольствием носила. Бывает, сидишь дома за уроками, надо математику делать, а ты платья рисуешь. В итоге имеешь один решённый пример и 350 листиков с платьями. Именно они меня всегда привлекали больше остальных нарядов».
А взрослая знакомая девочки была главным технологом на местной швейной фабрике. Там, в экспериментальном цехе, отшивали коллекции для Юдашкина. Женщина водила школьницу на производство, и эта тема её очень заинтересовала.
«Потом резко, в один день, я решила, что хочу профессионально заниматься шитьём. С горем пополам забрала документы из школы. Училась на одни пятёрки, и учителя не хотели отпускать меня после девятого класса, – объясняет Наталия. – Тогда училище считалось местом, где одни маргиналы. Но на деле это оказалось круто».
Азы профессии модельера-конструктора девушка постигала в ссузе, который сейчас называется Старооскольским техникумом технологии и дизайна.
«У нас были очень сильные педагоги, – рассказывает она. – Под их руководством наши девчонки занимали первые места на всевозможных конкурсах. Преподаватель по конструированию-моделированию выставляла свои коллекции в Москве. Она нам говорила: «Ночь нужна, чтобы делать лабораторные работы, а не для того, чтобы спать». И я до сих пор помню всё, чему она меня научила».
Важен отклик
Дипломную курсовую работу Наталия Богданова защитила по вечерним платьям. Потом шила дома, на себя и подружек. Из‑под её умелых рук выходило всё: от купальников до шуб. А в 2019 году мастерица поняла, что нравится ей больше всего. Один знакомый свадебный фотограф сказал девушке, что хороших свадебных платьев мало и ей стоило бы попробовать себя на этом поприще. Дома Наталия отшила первую коллекцию и участвовала с ней в оскольской свадебной выставке.
«В этой сфере ты можешь воплотить в жизнь все свои идеи. Это совершенно другие эмоции от заказчиков, – перечисляет она преимущества. – Представьте: невеста примерила и говорит: «Я нашла, это оно! О таком платье я мечтала 10 лет, когда представляла себе свою свадьбу!» И другое дело, когда показал клиенту пальто, пиджачок или юбочку. Сейчас я не могу себя заставить сшить, например блузку: мне это уже неинтересно».
В 2020 году началась пандемия. Это было время разработки моделей и оттачивания лекал. Разве что одиннадцатиклассницы шили платья для выпускных вечеров, но в итоге и их решили не проводить. Особенно обидно было школьницам, покупавшим по два-три наряда. Одно платье – самое роскошное – для официальной части, второе – отметить праздник и третье – встретить рассвет.
Приняли как родную
Через год, наконец, пошли послабления в противоковидных ограничениях. Наталия решила всерьёз заняться новым делом и уже готовилась взять кредит, когда её родственница увидела по телевизору информацию о программе «Содействие» при поддержке губернатора Белгородской области. Оформить соцконтракт могут жители региона, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума. Семья Наталии подходила.
«Но я вообще в эту программу не поверила, – признаётся она. – Была уверена, что от нашего государства ничего не получишь: просто замучают сбором всяких справок, и напрасно потрачу время».
Родственница три месяца уговаривала Наталию всё‑таки подать документы. В июне 2021 года та сдалась:
«Пришла в соцзащиту и удивилась: приняли как родную и очень хвалили, что решилась поучаствовать в программе. У меня всё уже было просчитано и бизнес-план готов. В первый раз пришла в понедельник, документы сдала во вторник, а в четверг уже защищала бизнес-план. Через три недели пришли деньги».
Эффект чайника
Господдержка позволила снять помещение, купить много ткани, раскройный стол, стеллажи. Правда, на аренду можно потратить всего 15 % от всей суммы, то есть 37,5 тыс. рублей. Остальные деньги Наталия добавляла.
«Хорошо, что в Белгородской области разрешили тратить деньги на ткани. Насколько я знаю, в других регионах – только на оборудование и аренду. А мне именно на ткани нужны были средства, ведь они дорогие. Например, кружева стоят по 5–7 тыс. рублей за метр», – отмечает модельер.
По её словам, в среднем на платье с небольшим шлейфом уходит 7 метров ткани.
«Должен быть атлас для основы, много сетки плюс 200–300 часов работы. На каждый подъюбник уходит около 30 метров сетки. Понятно, что такой наряд не будет стоить дёшево».
Наталия предлагает всем невестам для пышности платья использовать именно подъюбники, но не кольца:
«Это очень некрасиво. Получается эффект ходячего чайника, – считает она. – Единственный вариант, когда я могу принять кольца, это если они используются в так называемых армянских платьях, вес которых достигает 25–30 кг.На них много вышивки, из‑за которой они получаются тяжёлыми. Тогда для пышности мы делаем много юбок и под них ставим кольца».
А вот под юбкой из тонкого атласа делать кольца модельер категорически не рекомендует, так как их видно:
«Юбка будет спускаться не округло, а жуткими углами. И фотографии в таком платье получаются ужасные, так что фотографы часто заставляют кольца снимать».
Первые клиенты узнали о свадебном салоне Богдановой по сарафанному радио.
«Я дружу с фотографами и визажистами, и часто они рассказывают девушкам обо мне, – говорит хозяйка студии. – Был случай, когда невеста уже купила свадебное платье, а потом приехала, посмотрела на мои изделия, сдала купленное обратно в магазин и заказала у меня два. Другие клиенты находят салон в интернет-поисковике и соцсетях».
Заказов у Наталии становится больше день ото дня. Сейчас она ищет другое помещение и планирует нанять сотрудников, потому что в одиночестве девушка успевает уже с явным усилием. Дальнейшие планы ещё масштабнее: предприимчивая оскольчанка мечтает создать сеть свадебных салонов по всей России и начать ездить на свадебные выставки за рубеж.
Анна Емельянова