Очумелые Годиленко. Почему семья из Белгорода начала делать развивающие игрушки
Иван и Ольга рассказали «Белгородским известиям» о своём пути в производстве игрушек из дерева
-
Статья
-
Статья
Погремушки, грызунки, фигурки животных, кубики, пазлы, конструкторы, каталки и игрушечные машинки – вот далеко не полный перечень игрушек, которые делают Годиленко. А недавно приобретённый ими деревообрабатывающий станок с ЧПУ облегчает эту работу и позволяет наносить на продукцию гравировку.
Творческая отдушина
Изготовлением деревянных развивающих игрушек семья Годиленко из Белгорода занялась несколько лет назад, когда у них родился особенный ребёнок. У маленькой Саши, помимо всего прочего, обнаружились проблемы со зрением, и молодые родители посчитали, что дочери будет полезно рассматривать яркие предметы, попадающие в поле её зрения.
Папа девочки сделал несколько простеньких деревянных игрушек, а мама раскрасила их в разные цвета. Так из необходимости выросло увлечение, которое со временем начало приносить семье небольшой доход. А когда у Ольги с Иваном появилась вторая дочь Стася, игрушечный ассортимент пришлось расширять – в соответствии с возрастными потребностями ребёнка.
«Вот этот алфавит мы подарили Стасе на три годика», – кивает Ольга на стол, где, как на параде, выстроилось множество разных деревянных игрушек, сделанных их с мужем руками.
Хотя на этой импровизированной выставке представлены далеко не все образцы. Например, нет самых ранних и простых. И последних игрушек тоже нет – их моментально разобрали покупатели.
«Наши новые машинки прямо зашли детям. Там же кузов откидывается, пожарная лестница выдвигается. Очень интересно! Ребята на последней выставке подходили и загорались, сразу начинали их катать», – увлечённо рассказывает Иван.
Видно, что он и сам ещё не наигрался с новинкой. И надо бы сделать новую партию, да времени постоянно не хватает. Ведь у мужчины есть основная работа – он руководит Домом культуры в Майском. А изготовление игрушек – хобби, творческая отдушина, которой Иван с Ольгой посвящают свободное время.
Методом проб и ошибок
Первые два года после появления Саши были для семьи очень тяжёлыми. Молодые родители полностью погрузились в её диагноз и в мир особенных детей. А потом вынырнули и задумались о том, что жить надо ещё и для себя.
«И вот сели мы с мужем и поговорили, кто чем хотел бы заниматься. Выяснилось, что Ване всегда нравилось работать с деревом: он в детстве распиливал старые шкафы и делал из них табуреточки, полочки… А мне нравилось что‑то показывать, рассказывать, вести соцсети. И вот, соединив наши умения, мы стали делать игрушки», – улыбается Ольга.
Началось всё с ярких поделок для Саши. Потом были простенькие пазлы, кубики, конструкторы и… пошло-поехало.
«Оля у нас по образованию архитектор-конструктор. Она рисует эскизы, а я уже воплощаю их в жизнь. Увидела в Интернете какую‑то новую игрушку – мы покупаем под неё инструмент и делаем. Захотела она смастерить кубики – купили распиловочный станок, увидела конструктор «Радуга» – накопили и приобрели ленточную пилу», – рассказывает Иван.
Сам он окончил Белгородский институт искусств и культуры по специальности режиссёр-постановщик. Профессионально деревообработке не учился: до всего доходил своим умом и старанием, плюс пересмотрел множество видеоуроков в Интернете.
«Чтобы одну машинку сделать, грубо говоря, нужно было пять испортить. Вот так, методом проб и ошибок, выходил к конечному результату», – улыбается Иван.
Маленькую мастерскую на 12 «квадратов» мужчина оборудовал за гаражом дома родителей Оли в Головино, с которыми первое время жила молодая семья.
Красивые, безопасные, эксклюзивные
«С самой первой игрушки на заказ мы понимали, что нужно выдавать продукцию соответствующего качества – чтобы детям было безопасно с ней играть. Из‑за этого пришлось покупать дополнительное оборудование, например шлифовальный станок», – добавляет Иван.
С материалами тоже не всё так просто. Конструкторы и кубики он делает из липы – её древесина мягкая и лёгкая, благодаря чему готовые изделия с большим количеством элементов весят не так много, как могли бы, изготовь Иван их, например, из дуба. Для фигурок животных, каталок, машинок и пазлов мастер берёт бук и берёзу.
Из Интернета Годиленко заимствуют только идеи, которые переделывают под себя. Дизайн игрушек разрабатывает Ольга, так что все они – эксклюзив и штучная работа: пазлы, например, выпиливаются вручную, и два экземпляра одного продукта всё равно отличаются друг от друга.
Краску Годиленко тоже долго подбирали, чтобы она была сертифицирована для детских игрушек.
«Если ребёнок и погрызёт игрушку, покрытую такой краской, то ничего страшного не случится. Наша Стася с восьми месяцев с кубиками играла и в рот их, конечно, тянула. Но мы всё равно советуем детям до года цветные игрушки не покупать. У нас есть много неокрашенных – покрываем их смесью пчелиного воска и льняного масла», – добавляет Ольга.
Именно она красит сделанные мужем игрушки.
«Вот на этом столе на кухне занимается. Я с детьми спать ложусь, а она в ночную смену погнала. Красит вручную, марлевыми дисками, чтобы не было перерасхода материала. Ведь маленькая баночка такой краски – 170 мл – стоит 1 тыс. рублей», – уточняет Иван.
Источник возможностей
Первое время продукцию ребят заказывали только их друзья и знакомые. А год назад Иван и Ольга вышли со своими игрушками на популярную иностранную интернет-платформу по продаже хендмейда. Заказы, в том числе оптовые, просто посыпались. И цены там были хорошие. Однако сейчас этот канал из‑за известных обстоятельств закрылся. Но Годиленко не унывают и ищут новые возможности развития у себя в стране. Одной из них стал соцконтракт, который семья заключила в конце прошлого года.
«Я случайно узнал о нём из соцсетей. Собрали пакет документов, отнесли в соцзащиту и в декабре получили 250 тыс. рублей. Сначала думали на них взять инструмент, который позволит нам расшириться или улучшить качество продукции. Но потом решили приобрести дополнительные руки – станок. Он универсальный, с ЧПУ», – пояснил Иван.
Покупка стала хорошим подспорьем мастеру: пока станок делает одну деталь, мужчина занимается другой работой. Благодаря этому увеличился объём производимой продукции. А ещё новый станок позволяет персонифицировать игрушки благодаря возможности нанести на них гравировку.
К слову, благодаря соцконтракту у мужчины появилась новая мастерская – её наличие было одним из условий его заключения. Иван нашёл под неё тёплое помещение 30 «квадратов» в городе: все станки и инструменты поместились без проблем.
«Помимо того, что соцконтракт – это хорошая социальная поддержка, для нас он стал ещё и новым этапом развития, так как обязывал перевести хобби на официальные рельсы: открыть ИП или оформить самозанятость. Я стал предпринимателем», – признался Иван.
Годиленко мечтают о том, что однажды их увлечение станет главным источником дохода семьи. Но пока обстоятельства не позволяют Ивану оставить основную работу с регулярной зарплатой: ведь на мужчине лежит большая часть ответственности за материальное благополучие семьи, так как Ольга находится в отпуске по уходу за ребёнком-инвалидом.
«Нужно делать сайт – там больше посещаемость. Наши странички в соцсетях, к сожалению, не приносят той отдачи, какую нам хотелось бы. Даже рекламу там недавно купили, но почему‑то не пошло», – вздыхает Ольга.
Иван подытоживает:
«Но мы не останавливаемся. Изготовление игрушек всё равно остаётся нашим приоритетным направлением. Задумок у нас много – нужно их просто реализовывать», – подытоживает Иван.
Тамара Акиньшина