Братья «Витязей». Кого и как поддерживают белгородские ветераны спецназа во время СВО
Ветераны отряда спецназначения «Витязь» из Белгорода объединились, чтобы помогать военным, выполняющим боевые задачи на Украине и Донбассе
-
Статья
-
Статья
Сейчас волонтёрская группа уже включает в себя гражданских из разных городов страны, и их становится всё больше.
Люди с реальным боевым опытом
Конкретные списки, чёткие задачи, взвешенные решения и никакой суеты. Так работает волонтёрская команда белгородских «Витязей» во главе с Олегом Ерохиным. Все они ветераны боевых действий, прошедшие в разные годы не одну горячую точку.
Олег Ерохин попал в дивизию имени Дзержинского (604-й Краснознамённый центр специального назначения «Витязь» – одно из её подразделений) в 1994 году. Был направлен в составе боевой группы в Чечню, где, если сложить вместе все командировки, провёл 1,5 года.
«Мы участвовали в 99 % операций отряда. Это штурм Бамута (самая известная осада первой чеченской войны – прим. авт.), бой на Лысой горе, когда мы вытаскивали отряд, попавший в окружение. Потом было освобождение заложников в Первомайском и штурм посёлка Новогрозненского», – перечисляет Ерохин.
Анатолий Зинаков – самый старший из белгородского объединения ветеранов «Витязя». В спецподразделение его призвали ещё в 1990 году. На долю Анатолия выпали неспокойные для страны времена: он участвовал в охране порядка на первом путче в августе 1991-го, ездил на задания в Чечню ещё до начала там боевых действий.
«Было много командировок не только на Кавказ, но и в Приднестровье. Каждые три месяца куда‑то нас отправляли: в Степанокерт, Цхинвал, Железноводск, Баку, Ереван. После путча охраняли Ельцина, летали с ним на его личном самолёте», – вспоминает он.
Роман Большаков прошёл школу спецназа в начале нулевых.
«Мой боевой опыт – это вторая чеченская война. Мы работали адресно, точечно. Взяли очень много главарей банд и людей, которые финансировали незаконные вооружённые формирования. Без ранений, конечно, не обошлось», – кратко и чётко сообщает Роман.
Виталий в шутку называет себя почтальоном: именно он занимается доставкой грузов не только в приграничные районы, но и далеко «за ленточку». Служил в отряде «Витязь» в середине нулевых, ездил в командировки в Дагестан и Ингушетию.
Сейчас также помогает находить поставщиков одежды, технических средств и медикаментов, гарантирующих хорошее качество по приемлемым ценам. Кроме того, сумел отыскать специалиста, который занимается прошивкой квадрокоптеров перед их отправкой в подразделения. Без этого коптер становится не слишком эффективной, да ещё и опасной игрушкой, координаты которой легко можно вычислить.
«Обрастаем связями, помогаем друг другу. Один по берцам, допустим, что‑то знает, другой – по лекарствам, вот сводишь это воедино и делаешь дело. Плюс мы же выезжаем на ту сторону и реально видим, чего не хватает. Вот последняя заявка была на разрыхлитель: ребятам там пекут хлеб, а вот этого ингредиента нет. Мирному населению тоже стараемся помогать, кошек, собак оттуда вывозим. Вот сегодня позвонили – и мы пять лаек забрали», – объясняет Виталий.
«Покупаем бойцам то, что купили бы себе»
Анатолий Зинаков вместе с Олегом Ерохиным создали региональную общественную организацию ветеранов спецподразделения «Витязь». Планировали заниматься патриотическим воспитанием, но, когда началась спецоперация, не смогли остаться в стороне.
«Для обычных людей, которые с этим не знакомы, братство спецназа – это просто фраза, и всё. Для нас этот смысл буквален: мы на заданиях стояли плечом к плечу, спина к спине и сейчас поддерживаем связь, общаемся, помогаем друг другу и семьям сослуживцев. А теперь вот собираем помощь разным подразделениям, которые выполняют боевые задачи на той стороне, и это не всегда спецназовцы», – поясняет Ерохин.
Он, кстати, руководит и ветеранской организацией, и волонтёрской группой.
Анатолий Зинаков добавляет:
«Гражданским людям это, может быть, не очень понятно, но мы‑то сами прошли через подобное, на своей шкуре испытали. Знаем, что надо и как помочь. И дело не только в обмундировании, а прежде всего – в поддержании боевого духа. Мы звоним, приезжаем, что‑то привозим, и они видят, что они кому‑то нужны».
Эти волонтёры знают, на чём сэкономить можно, а на чём ни в коем случае нельзя. Каждую заявку с просьбой о помощи проверяют: держат связь напрямую с командирами подразделений и начмедами. Исходя из собственного опыта, подсказывают, какие именно нужны берцы, форма, квадрокоптеры, прицелы, аккумуляторы, зарядные блоки, рации.
«Мы стараемся покупать бойцам то, что купили бы себе. Смысл нашей помощи не в том, чтобы купить много и дёшево, а в том, чтобы вещи помогали, а не были обузой. Человек, оставшийся в лесном массиве с оторванной подошвой на берцах, куда он? Это уже не боец, это минус из подразделения. И проблема это не только его, но и всех остальных. Вещи должны быть не супердорогими, но обязательно качественно сделанными», – подчёркивает Олег Ерохин.
Теория шести рукопожатий
Три месяца с начала СВО спецназовцы помогали военнослужащим своими силами, потом ресурса попросту стало не хватать. Вот тогда и решили обратиться за поддержкой к гражданским: создали свой телеграм-канал (в него можно вступить только по ссылке-приглашению). Вести его мужчинам помогают белгородки Татьяна и Ксения. Они отвечают на вопросы, отчитываются о собранных средствах, публикуют посты о доставках.
«Когда я узнала об отряде «Витязь», у меня возникло стопроцентное доверие к ним, и я сразу согласилась помочь. Я знаю, что за них краснеть не придётся, и рекомендую именно эту волонтёрскую группу всем белгородцам, желающим помочь», – говорит Ксения Синицына.
В группе помощи состоят не только друзья и близкие бойцов, но и просто неравнодушные люди из разных городов. Число активистов уже перевалило за две тысячи, а география помощи – от Сахалина, Камчатки и Алтайского края до Мурманска, Великого Новгорода, Ставрополья и Крыма.
«Очень приятно, что столько людей отзываются, хотят помочь, переживают за наших ребят», – добавляет Ксения.
И подчёркивает, что сейчас активисты могут рассчитывать на помощь практически из любого города России: работает так называемая теория шести рукопожатий.
В самом Белгороде и Белгородском районе организованы также пункты сбора гуманитарки. В областном центре такой пункт работает на ул. Щорса, 8м, корпус 1 (магазин «Цветы и кофе»), в посёлке Октябрьском – на ул. Матросова, 22а, в Политотдельском – на Центральной, 16 и в Дубовом на переулке Рождественском, 7.
Там в основном собирают гуманитарную помощь для жителей Украины, в том числе детей. Доставлять её адресатам тоже помогают ветераны спецназа, они же недавно нашли врача, который взялся наблюдать маленьких жителей Харьковской области. На данный момент у него 450 пациентов.
Поддержка придаёт сил
Помощь развозят в любое время суток: и поздно вечером, и ранним утром. Едем вместе с волонтёрами в одно из подразделений в Белгородский район. Вместе с нами – Сергей Волобуев из Старого Оскола, у себя в городе он руководит группой активистов «Поможем солдатам». К ветеранам спецназа старооскольцы присоединились благодаря знакомству с одним из сослуживцев Олега Ерохина. Волобуев везёт военнослужащим привет из дома: конфеты, другие сладости, сахар, кофе, а ещё необходимое: наборы ключей, рабочие перчатки, футболки, носки, продукты, воду, маскхалаты и берцы.
«Смотрите, они летние, то есть будут продуваться, подошва тоже нормально гнётся: это важно», – достаёт и показывает одну из пар Ерохин.
Пока идёт перегрузка привезённого в армейский «Урал», волонтёры рассказывают, что на связь с бойцами вышли как раз по той самой теории шести рукопожатий: перечень всего необходимого передала жена одного из военнослужащих через свою знакомую, которая оказалась приятельницей Виталия.
Поблагодарить за помощь приходит командир подразделения Адриан:
«Мы здесь уже 2,5 месяца. Задачи разнообразные, например, мы эвакуируем вышедшую из строя технику и ремонтируем её. Вместе с машинами к нам прибывают и их экипажи. Бывает, что у солдат отсутствует обувь или одежда – вещи могут, например, сгореть или просто потеряться: на переднем крае обстановка меняется очень быстро. Я им всё это выдаю, кормлю. Но со временем это всё заканчивается, и хорошо, что есть помощь. Когда нам неравнодушные люди привозят экипировку или запчасти, это очень ускоряет процесс работы».
Такая поддержка придаёт сил, говорят бойцы.
Елена Коржова