Цвет градостроения – белый. Какие братья по цвету существуют в мире у Белгорода
В День города Белгорода «БелПресса» рассказывает о городах мира, для которых белый тоже стал главным цветом
-
Статья
-
Статья
Меловые обнажения сыграли главную роль в образовании Белгорода как белого города. Чем похожи и чем отличаются города, судьбу которых определил белый цвет?
Как известно, образованный в 1596 году город-крепость Белгород в буквальном смысле собран из слов «белый» и «город». Вероятнее всего, это связано с его расположением на крутой меловой горе, которая возвышалась над Северским Донцом. Некоторые считают, что белым южный форпост Русского государства решили назвать из‑за цвета стен крепости, которые были построены из белого камня.
А мы решили рассказать о других городах мира, которые тоже называют белыми. Их оказалось немало, и истории принадлежности к этому цвету у всех свои.
Город Белый (Тверская область, Россия)
Ближайший собрат по цвету находится в 800 км от Белгорода – в Тверской области. Основанный в 1350 году, Белый был крепостью (Белая). По одной из версий, он получил своё название из‑за выкрашенного в белый цвет частокола – известь замедляла процессы гниения дерева в крепости. Второй вариант происхождения названия связывают с белыми берегами реки Белой (приток реки Обша, на которой построен город). Берега эти имеют белый цвет из‑за месторождений извести. Есть и ещё одна, менее правдоподобная версия – о том, что статус белого города был получен из‑за освобождения от налогов.
В 20-е годы XVIII века по указу Петра I в Белом открыли свою пристань на реке Обше и активно торговали с Ригой (в основном лесом). Это решение сделало город востребованным транспортным узлом вплоть до начала XX века. Речной транспорт перестал играть существенную роль, а железную дорогу построили в нескольких десятках километров от Белого, что привело к постепенному оттоку бельчан (именно так называют местных жителей).
На сегодня город Белый насчитывает около 3 тыс. жителей. Населённый пункт всегда был небольшим, максимум здесь зафиксировали в 1913 году, когда город населяло 13,6 тыс. человек, в советское же время тут проживали 4–5 тыс. жителей.
Белый Городок (Тверская область)
В Тверской области есть ещё один собрат Белгорода. В другой её части, прямо на берегу Волги, находится Белый Городок, основанный как крепость в XIV веке. Крепость была из белого камня, так что здесь с названием всё довольно прозрачно.
К середине XIX века в населённом пункте, который утратил своё стратегическое значение, проживало около сотни жителей.
А вот в советское время благодаря построенному в 1939 году судоремонтному заводу в посёлке городского типа Белый Городок проживало под 3 тыс. жителей.
Сейчас из‑за повсеместного оттока из сельской местности численность жителей упала до 1 800 человек, хотя предприятие по‑прежнему работает.
Актау (Казахстан)
С мелом связано название ещё одного белого города. В 1948 году на меловом мысе пустынного побережья Каспийского моря появился маяк, копия которого до сих пор является символом крупного промышленного города Казахстана – Актау, что в переводе с казахского означает «белая гора».
В 1950-е годы геологи обнаружили на полуострове Мангышлак нефть, уран и редкоземельные металлы. В 1961-м на месте того самого маяка появился посёлок городского типа Актау, который уже в 1963 году стал городом.
Градообразующим предприятием стал Прикаспийский горно-металлургический комбинат, специализировавшийся на переработке урановых руд. В 1964 году Актау переименовали в Шевченко к 100-летию смерти Тараса Григорьевича Шевченко, который в 100 км от города с 1850 по 1857 год находился в ссылке на Мангышлаке. Источников пресной воды в городе не было, поэтому тут разработали первую в мире атомную опреснительную установку на 120 тыс. кубометров воды в сутки, которая работала с 1972 до 1999 год. Сейчас воду опресняют при помощи газовой ТЭЦ.
Первое название городу вернули только в 1991 году, когда Казахстан стал независимым государством.
В постсоветский период Актау стал центром разработок нефтегазовых месторождений. Сейчас в городе проживает 183 тыс. жителей. Реплика того самого маяка находится на крыше одного из многоквартирных городских домов на берегу Каспийского моря.
Спитак (Армения)
Город Спитак известен почти всем жителям бывшего СССР из‑за трагедии, которая случилась 7 декабря 1988 года. 30-секундное землетрясение полностью разрушило сам город и 58 сёл. Частично пострадали ещё свыше 300 населённых пунктов. Официально погибшими считаются около 25 тыс. человек.
Нынешний Спитак – восстановленный усилиями волонтёров со всего мира город, который существенно отличается от того, каким был до трагедии. Сегодня в нём проживают почти столько же жителей (сейчас 18 тыс., было около 17 тыс.). Однако прежнего промышленного значения для Армении город уже не имеет. До землетрясения тут работали крупный сахарный, лифтовый заводы, три ткацкие фабрики.
Благодаря тому что восстанавливали Спитак всем миром в буквальном смысле, здесь сформировалась интересная архитектура.
До 1948 года этот населённый пункт носил название Амамлу, что является производным от тюркского слова «аммамлы», т. е. «банная». Поселение здесь появилось ещё в IV тысячелетии до н. э.
В 1948 году поселение называют Спитак, и в 1960-м Спитак приобретает статус города.
Слово «Спитак» в переводе с армянского означает «белый». Назвали город так из‑за находящихся в округе белых известняковых скал. Так что и эта местность вполне по праву также может называться Белогорьем.
Белград (Сербия)
По написанию и произношению столица Сербии, а некогда и всей Югославии – самый близкий к Белгороду город. В 1990-х ходила легенда (которая вполне может быть правдой), что однажды в белгородский аэропорт прилетел пассажир, направлявшийся в Белград. Впрочем, помимо звучания, у Белгорода с Белградом очень много общего.
Основанный в IV веке до н. э. кельтским племенем скордиски, город Сингидинум был сначала покорён римлянами. Его брали гунны, византийцы, сарматы, гепилы, остготы, авары и славяне. Упоминание города с названием Белград впервые встречается в письме Папы Римского 878 года к болгарскому князю – славяне решили назвать город по‑новому.
Самой вероятной причиной появления такого топонима является белый цвет крепостных стен, выстроенных римлянами. Также есть версия, что присутствие белого цвета в названии говорило о наличии некрещёного или нехристианского населения.
Город является своего рода воротами на Балканы. Через него пролегали несколько важнейших путей, что и предопределило весьма сложную судьбу Белграда, который в общей сложности завоёвывался больше сотни раз и 40 раз был разрушен. В XIV веке Сербия уступила город Венгерскому государству. C XVI века Белград был под властью Османской империи, и периодически городом владела монаршая династия Габсбургов. Только в XIX веке Белград стал столицей Сербского княжества, хотя и с тех пор был несколько раз захвачен, пережил оккупацию в Первую и Вторую мировую войну, бомбардировки 1999 года.
Сегодня в столице Сербии проживает около 1,4 млн человек. Это крупный промышленный и сельскохозяйственный центр, где формируется 40 % от всего ВВП Сербии. Белград является и крупнейшим IT-центром в Восточной Европе, здесь размещены штаб-квартиры многих корпораций. Благодаря тёплым российско-сербским отношениям Белград остаётся одним из самых любимых городов Европы у российских туристов.
Попаян (Колумбия)
Название находящегося на юго-западе Колумбии города Попян с белым цветом никак не связано. Оно могло означать в различных переводах деревню тростника, имя индейского вождя или долину реки. Ничем не примечательная деревня начала превращаться в город в XVI веке при испанских конкистадорах. Он стал перевалочным пунктом при транспортировке золота, драгоценностей и ценных грузов.
Несмотря на несколько землетрясений, последнее из которых случилось здесь в 1983 году, Попаян лучше всех в Колумбии сохранил колониальную культуру. Его улицы украшают выстроенные при испанском руководстве белоснежные дома в два-три этажа с уникальной архитектурой. За это Попаян и называют Белым городом (La ciudad blanca по‑испански).
Это один из самых ярких городов страны, в котором сейчас проживает немногим более 300 тыс. человек. Он находится в колумбийских Андах, на высоте 1 760 метров над уровнем моря. Это родина 17 президентов Колумбии. По числу католических церквей на одного жителя Белый город занимает первое место во всей Южной Америке. ЮНЕСКО признало его гастрономическим городом и отдельно – шедевром духовного наследия масштабную пасхальную процессию (их начали здесь проводить с середины XVI века).
Арекипа (Перу)
Второй по величине город Перу, культурная столица страны, как и Попаян, основан испанскими конкистадорами. Несмотря на то что все перуанцы знают Арекипу именно как Белый город, сам топоним никак с белым не связан. По одной версии «Арекипа» – это неверно расслышанное испанцами название долины. Но есть версия поинтереснее: конкистадор спросил у индейцев, как называется эта местность. Те, не поняв, чего он от них хочет, предложили ему присесть, ответив: «Арекипа».
А Белым городом Арекипу называют за то, что большинство её строений созданы из белой вулканической породы. Официально город был основан в 1540 году у подножия спящего вулкана Эль-Мисти, на высоте 2 335 метров над уровнем моря. Несмотря на то что город находится в южных широтах, высота влияет на климат, поэтому средняя температура в течение всего года колеблется от 13,5 до 15 градусов по Цельсию.
В колониальный период город богател за счёт торговли серебром и шерстью. Из‑за своего положения в горах он был почти изолирован до 1870 года, когда отсюда проложили железную дорогу к Тихому океану, которая связана горный юг Перу с морскими портами.
Сейчас в городе живёт около 1,2 млн человек. Это третий по посещаемости туристами город Перу после столицы Лимы и Куско. Хорошо сохранившаяся испанская и андалузская колониальная архитектура украшает центр города. Тут же туристы посещают и монастырь XVI века Санта-Каталина – у богатых семей было принято отправлять туда одну из девочек, чтобы она молилась за весь род.
Арекипа является столицей перуанской кухни. Впрочем, некоторые блюда здесь довольно специфичны. Если сырая рыба и кукуруза вполне понятны европейцам, то вряд ли туристы часто пробуют на вкус морских свинок – жареных, запечённых, всяких. И название блюда тоже забавно звучит на русском языке – куй. Говорят, что индейцы назвали блюдо так из‑за звуков, которые живая свинка издаёт.
Куй для перуанцев вполне себе праздничное блюдо вроде шашлыка. Кстати, приготовленную свинку тоже частенько нанизывают на шампур и продают – по 1 000 рублей за штуку (в пересчёте на наши деньги). Перуанцы разводят свинок, как мы кроликов. Есть и специальные (видимо, куёвые) рестораны, где готовят только свинок.
Остуни (Италия)
Комунна Остуни – очаровательный городок на самом юге Италии в нескольких километрах от побережья Адриатического моря.
Территория Остуни заселялась ещё в каменном веке. В VII веке до н. э. тут было поселение массапов, которые даже проложили в нём дороги. В III веке до н. э. местность завоевали римляне. После распада империи город принадлежал остготам, лангобардам, сарацинам, а IX веке тут установилась власть Византии. Все привносили в облик города свои черты. В XI веке его завоевали норманны и построили тут замок, с XVI века он стал испанским и получил новые стены.
Всё это время очень компактные строения Остуни (город назван по имени холма) были белыми, что и дало ему неофициальное название Белого города Италии (Città Bianca). Изначально большая часть домов тут строилась из белого песчаника. Однако уже с XVII века все дома начали выкрашивать в ярко-белый цвет при помощи извести. Белый придавал плотной застройке Остуни ощущение воздуха, свободы пространства, избавлял дома от нагрева.
Кроме того, был у такого окраса и глубоко практический смысл, связанный с антисептическими свойствами извести. В эпидемию чумы в XVII веке горожане заметили, что жители белых домов болеют реже, и массово начали перекрашивать свои дома –помогло ли это, история умалчивает. Но эпидемия вкупе с 30-летней войной привели к упадку Остуни.
В 1860 году Остуни стал частью объединённой Италии, начав развивать сельское хозяйство и курорты, которые крайне популярны по сей день. Сейчас в городе живёт чуть больше 30 тыс. человек. Церкви, дворцы, уютные улочки с жилыми домами в белом и пляжи – всё это делает Остуни одним из туристических центров области Апулия на Юго-Востоке Италии.
Касабланка (Марокко)
Самый крупным из нашей подборки белых городов является марокканский город Касабланка, который сейчас населяет 3,5 млн жителей, а вместе с агломерацией их количество превышает 7 млн человек.
В VII–VIII веке на территории нынешней Касабланки, на берегу Атлантического океана, берберы построили город Анфа, который начал активно богатеть за счёт развития торговых связей с европейскими странами. Помешали процветанию Анфы пираты, которые обосновались в городе и начали грабить проходящие корабли. В 1468 году португальцы прислали сюда 10 тыс. солдат и в схватке с пиратами сожгли город.
В начале XVI века пираты вернулись сюда, и португальцам в 1515 году снова пришлось разрушить город. Но на этот раз они решили построить в порту форт. Его назвали Каса Бланка – «белый дом». В 1755 году случилось мощное Лиссабонское землетрясение, и город был уничтожен, после чего португальцы покинули здешние земли.
Через 25 лет город начал восстанавливать марокканский султан – контуры старого города (Медины) сохранились частично и в современной Касабланке. Расцветать же город начал после его оккупации в 1907 году французами, которые ещё до захвата активно наращивали здесь своё влияние. Вокруг небольшого арабского поселения они выстроили огромное количество зданий в стиле барокко, которые прекрасно сохранились по сей день.
Примечательно, что то самое название «Белый дом» от португальцев очень прижилось среди местного населения, и в Касабланке решили строить все дома белыми. Уже через 10 лет после прихода сюда французов население города выросло примерно с 20 до 110 тыс. жителей, а в 50-е годы число жителей перевалило за полмиллиона.
В 1956 году была провозглашена независимость Марокко, что поначалу привело к кризису и в городе. Однако выгодное торговое положение, туризм и развитие промышленности сохранили за Касабланкой статус одного из самых преуспевающих городов Африки. При этом и по сей день марокканцы бережено сохраняют всю инфраструктуру и архитектуру, которая досталась им от французов.
Сергей Шевченко