Бусара или древний Милолюбль? Что нашли археологи на территории Крапивенского городища
В этом году исполняется 50 лет с момента открытия Крапивенского археологического комплекса, исследования которого продолжаются
-
Статья
-
Статья
«Белгородская правда» рассказывает о месте в Шебекинском округе, давно привлекающем туристов. У него длинная и таинственная история, которая уже много лет интересует археологов.
Поставить на охрану
Крапивенское городище в 1962 году обнаружила археолог Светлана Плетнёва. Она исследовала Дмитриевское городище и попутно речные долины в поисках других хазарских памятников. Но 50 лет назад Плетнёва нашла только окольный город (так называли укреплённую часть древнерусских городов). В то время данная территория распахивалась, сейчас она задернована.
В 1980-х годах к археологическому памятнику обратился Александр Дьяченко. На основании предыдущих исследований он сделал вывод, что это небольшой пограничный укреплённый пункт. Но позже археолог обнаружил детинец (центральная часть города, кремль), несколько неукреплённых поселений, грунтовый могильник, множество типичных для древнерусского времени вещей и понял, что перед ним сложный комплекс, который состоял из городища, нескольких селищ и могильников.
«В прошлом году благодаря полученному президентскому гранту нам удалось провести археологические исследования. Также мы организовали 12 пеших и велосипедных экскурсий на Крапивенский комплекс. В археологических раскопках, проходивших в августе, поучаствовали 38 волонтёров. Для них прочитали 5 научно-популярных лекций по археологии региона. Мы побывали в учебных заведениях Белгорода, Шебекина и Валуек и рассказали ребятам о наших работах, о древнерусских крепостях на территории региона», – рассказывает археолог, президент Общества любителей древней истории Андрей Божко.
У многих может возникнуть вопрос: зачем сейчас у Крапивного ведутся исследования, если ими уже занимался Дьяченко?
По закону археологические памятники надо поставить на государственный учёт. В своё время официально оформили только Крапивенское городище и одно селище, остальные памятники комплекса остались неучтёнными. Божко предполагает, что произошло это из‑за того, что Дьяченко работал неофициально, без соответствующего разрешения.
Запрос в Институт археологии показал, что открытый лист выдавался только на раскопки 1995 года. Поэтому сейчас археологам надо определить границы памятников на местности, подготовить документацию, необходимую для включения в список выявленных объектов культурного наследия.
Городище, селище, могильники
В древности люди старались селиться у водных источников, поэтому поселения ищут по берегам водоёмов. С Крапивенским археологическим комплексом всё проще – расположение уже примерно известно.
Что же первым делом делают археологи? В буквальном смысле смотрят себе под ноги. Процесс называется поиском подъёмного материала. Древние люди, также как и мы, мусорили, и сначала исследователи ходят и ищут остатки глиняной посуды. Там, где их найдут в большом количестве, жил древний человек. Чтобы посмотреть вглубь и понять, какой культурный слой залегает внизу, закладываются разведочные шурфы (так называют выкопанные вручную прямоугольные ямы).
В апреле-мае прошлого года на Крапивном заложили 26 разведочных шурфов разной глубины – от 40 см до 2 м.
«Детинец расположен на небольшом мысе площадью полгектара. Здесь река, хорошие обрывы, искусственная лощина, дополнительно с этой стороны насыпали вал. Сохранился небольшой его кусочек длиной 11 м и шириной 2 м, который был частично разрушен кладоискательскими ямами. Детинец пострадал когда‑то от искателей сокровищ. Вся территория в этих ямах. На восточной части детинца – небольшое понижение, которое мы принимаем за древний колодец», – рассказал Андрей Божко.
Как и Дьяченко, современные археологи обнаружили материалы скифского времени, роменской культуры и древнерусского периода. К детинцу примыкал окольный город – вторая линия обороны. Он окружался валом и рвом.
На территории селищ археологи обнаружили западины от древних углублённых объектов. То есть на этом месте находились полуземляночные постройки или погреба наземных построек. Между селищами есть небольшой (около 40 м) кусок древней дороги, которая видна по небольшому углублению на склоне мыса.
Укрепляли городище с помощью эскарпирования – подрезки склона. Что касается укреплений окольного города, то их решили изучить с помощью американской и немецкой фотосъёмки XX века. Сначала в американском архиве заказали слайд 1965 года, но на нём не было видно рва и вала. Однако вал хорошо прослеживается на немецком снимке 1943 года. Всё это можно перенести на местность и в будущем провести археологические работы.
Кроме поселений, у Крапивного есть грунтовые и курганные могильники. Сейчас найдены курганы, которые в своё время почему‑то не обнаружил Дьяченко. Два грунтовых могильника, скорее всего, раньше имели какие‑либо деревянные опознавательные знаки, которые со временем исчезли. В одном из них находился мужчина 35–45 лет, а в другом – женщина.
В результате археологических раскопок в августе 2021 года удалось найти часть полуземляночного жилища с хозяйственной ямой и небольшим глинобитным очажком. Постройку в полной мере изучить не успели. Этим археологи планируют заняться в августе.
С V века до нашей эры
Что же удалось обнаружить во время раскопок? Самая массовая находка – фрагменты глиняной посуды разных периодов. Речь идёт и о скифском времени (V–IV века до нашей эры), и о роменской культуре (IX – начало X века). Также нашли грубую раннегончарную посуду, типичную древнерусскую керамику.
Ещё археологи извлекли на поверхность предметы, связанные с деревообработкой, рыболовством, ткачеством и перемолом зерна. Есть и бытовые ножи, точильные камни, различные гвозди, гирька для весов, кресало, фибула, костяной гребень, женские украшения (браслеты, серёжки, перстни и бусы). Предметы относятся к XII–XIII векам. Обнаружено и одно женское украшение северян – височное кольцо. Из вооружения археологам попался только фрагмент стрелы.
Среди находок – предметы ордынского времени: зеркало, серебряные дирхемы. Исследователям попались крест и костяной реликварий.
«Впервые данная территория заселялась в скифское время в V–IV веках до нашей эры. Затем население здесь пополнилось в VIII – начале X века представителями роменской культуры – летописными северянами. Большой древнерусский город стоял на этом месте в XII–XIII веках. В 1239 году он, скорее всего, прекратил существование. Уничтожен ли татарами или жители ушли самостоятельно? Вероятно, второе. Но это ещё предстоит выяснить. В XIV–XV веках жизнь здесь опять продолжилась», – рассказал Божко.
Археолог Дьяченко предположил, что на месте Крапивенского городища мог быть город Бусара, который упоминается у арабского географа аль-Идриси. Белгородский краевед Дмитрий Чурсин считает версию несостоятельной. Он склоняется к тому, что Крапивенское городище является хорошим кандидатом на роль средневекового города Милолюбль, который упоминается в писцовых книгах и в «Списке городов Свидригайло», составленном в Великом княжестве Литовском.
Так или иначе, этот древнерусский город очень интересен. С 5 по 20 августа у Крапивного запланированы новые археологические исследования. На них приглашают всех желающих. Можно приехать на один день или жить в палаточном лагере и участвовать в процессе в качестве волонтёра. Будут организованы трёхразовое питание и культурно-развлекательная программа.
В рамках уже второго выигранного гранта на Крапивенском городище также оборудуют пешеходный туристический маршрут. Весной 2023 года здесь должна появиться промаркированная тропа с информационными указателями.
Анна Черкашина