Хороший человек. Каким помнят самого честного гаишника Белгорода его внуки
С семьёй знаменитого на всю Россию Пал Кириллыча пообщалась «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
«Добрая слава лучше богатства» – эти слова начертаны на постаменте памятника Павлу Гречихину в Белгороде. Официально скульптура, выполненная Анатолием Шишковым, называется «Регулировщик». Но любой белгородец знает: это наш Пал Кириллыч, самый честный и принципиальный гаишник.
Человек-легенда, часть народной истории Белгорода. Доживи Павел Кириллович до наших дней, наверняка одобрил бы выбор надписи на постаменте. Потому что за всю свою жизнь, половину которой посвятил службе в Госавтоинспекции, действительно не нажил богатства. Зато память о нём наполнена народной любовью, уважением и доброй славой.
Невзирая на ранги
Легенды о строгости и неподкупности старшины Гречихина давно стали частью городского фольклора. Павел Кириллович был убеждён, что перед Законом все равны, а потому не давал спуску нарушителям правил дорожного движения, невзирая на ранги и звания. Нещадно наказывал за превышение скорости лихачей, в том числе высоких начальников. И даже свою жену, Александру Михайловну, оштрафовал на 3 рубля за то, что перешла дорогу в неположенном месте. А ведь она, между прочим, несла ему пирожки на обед.
Да что там – говорят, однажды Пал Кириллыч даже самому себе проколол дырку в талоне предупреждения за то, что во время погони за нарушителем проехал на красный сигнал светофора.
Такое верное служение закону давало результат: на участках дорог во время дежурства Гречихина не произошло ни одного смертельного ДТП. При этом отважный старшина сам не раз рисковал жизнью, задерживая нарушителей. Во время одной такой погони он был ранен. Позже за проявленную смелость Гречихин получил орден Красной Звезды.
В честь деда
6 июля 1999 года Павел Кириллович встретил 71-й год рождения. И в том же июле, 22 числа, ушёл из жизни. Александра Михайловна пережила мужа на 6 лет. Так случилось, что оба сына Гречихиных – Леонид и Юрий довольно рано ушли из жизни. Павел Кириллович последние несколько лет жил в пятиэтажке на Костюкова в Белгороде. Приветливый, доброжелательный – таким по сей день помнят его соседи.
В этом доме сейчас живёт внук, тоже Павел Гречихин. Нетрудно догадаться, что назвали его в честь деда. Павел Юрьевич работает электромонтёром на Белгородском водоканале:
«Здесь я уже лет 15 работаю, все привыкли, а раньше, когда приходил куда‑нибудь устраиваться, видели в документах имя-фамилию и спрашивали: «А что ты здесь делаешь, почему не пошёл по стопам деда?».
Вообще‑то внук подумывал пойти в Госавтоинспекцию. Но из‑за плоскостопия его не взяли в армию, закрыв тем самым дорогу на милицейскую службу.
Именно дед учил его водить мотоцикл – на своём любимом и верном «Урале». Кажется, для себя он признавал лишь этот вид транспорта. Как ветерану Великой Отечественной администрация собиралась подарить ему автомобиль, но Павел Кириллович отказался. Вместо этого купил себе именно «Урал».
«Когда деда не стало, я ещё лет пять-шесть ездил на его мотоцикле», – говорит Павел.
А потом семья подарила его в качестве памятника – в 2011-м гречихинский «Урал» установили недалеко от яковлевского хутора Жданов.
«Очень похож!»
После выхода на пенсию старшину часто приглашали на встречи с молодёжью (в том числе в 36-ю школу Белгорода, в которой учились внуки), где он напоминал о важности правил дорожного движения. Речь у деда, вспоминает Павел, была красивой, грамотной. А вот в быту он не особо делился воспоминаниями. В 1990-х, во время первой чеченской войны, Павел Кириллович, по словам внука, ездил в Чечню, видимо, для встречи с солдатами, но о деталях той поездки не рассказывал.
Рыбалка с дедом – ещё одна часть воспоминаний детства.
«Дед раков любил, – рассказывает Павел. – Ловили их и в Гремучем, и в Яковлевском пруду».
Ну а где раки, там и пиво – ездили за ним в 1990-е в Обоянь, в Харьков, да и на местном пивзаводе покупали.
У Гречихиных осталась домашняя библиотека – Павел Кириллович очень любил читать, в основном военную литературу. А ещё дедушка с бабушкой были людьми верующими, знали молитвы, в доме стояли иконы.
Кто знает, если бы судьба сложилась иначе, Гречихин мог стать художником – рисовал он здорово, вспоминает внук. На изображённом им танке прорисованы мельчайшие детали – эта техника была знакома Пал Кириллычу по службе в армии.
«Почему‑то все вокруг думали, что мы как‑то особо богато и с привилегиями живём, – говорит Павел Гречихин. – А дед всегда отказывался, если ему собирались что‑то дарить, даже положенное по званию. Ему ничего этого не нужно было».
Как‑то в начале 2000-х по электромонтажным делам Павел Юрьевич заходил в ГИБДД, и там ему сказали, что скоро в Белгороде будет памятник Пал Кириллычу. В 2004-м «Регулировщика» установили на пересечении улицы Губкина и проспекта Ватутина, а в 2016-м его перенесли на развязку Волчанской и Корочанской улиц.
«Очень сильно похож дед на памятнике», – кивает внук.
Помогал как мог
Сестра Павла, Елена, после замужества оставила себе родную фамилию: Гречихина. Она хранит дедушкин китель с наградами – Павел Кириллович сам закреплял на нём медали и ордена. Остались документы, множество фотографий – дедушка любил фотографироваться, да и сам часто брал в руки «Зенит».
«Когда ещё дедушка с бабушкой жили в Яковлево, мы все вместе ездили к ним, даже кошку с собой брали, – вспоминает Елена Юрьевна. – Они хозяйство держали: поросёнка, курочек, огород. Летом с бабушкой ходили чеснок дикий собирать, а зимой с горки кататься».
Кстати, заколоть домашнего поросёнка у Павла Кирилловича не поднималась рука, при необходимости для этого звали кого‑нибудь из соседей.
Какого‑то особого внимания к фамилии внучка не замечала никогда. Однажды, говорит, преподаватель истории в БелГУ поинтересовался, имеет ли она отношение к знаменитому гаишнику. Бывало ещё, что кто‑то, узнав о родстве, переспрашивал: мол, а правда, что Пал Кириллыч даже собственную жену оштрафовал?
Последние годы, говорит Елена Гречихина, у дедушки очень болели ноги – результат службы и в жару, и в мороз. Незадолго до смерти он уже с трудом передвигался, дальше комнаты не выходил.
«Павел Кириллович ещё при жизни говорил, что ему памятник будет», – говорит бывшая невестка Гречихиных, Виктория Орлова.
Внуков, добавляет, он очень любил:
«Когда у нас с Юрой родился сын, свёкор первым пришёл в роддом поздравить».
Внукам, пока те были маленькими, дедушка даже массаж сам делал. Как‑то купил Паше детский педальный автомобиль – мечту советских мальчишек. Забирал Пашу и Лену из садика – помогал как мог. А вот спорить с Пал Кириллычем было бесполезно – умел настоять на своём. И гражданской одежды не признавал, даже в соседний магазин ходил в форме.
Нелля Калиева