Музыкальная мастерская. Кто учит красногвардейских школьников делать народные инструменты
Об этом узнала «Белгородская правда», очутившись в селе Сорокино Красногвардейского района
-
Статья
-
Статья
В местной школе, как и везде, каникулы. А когда шли уроки и были переменки – тут всё было наполнено звуками трещоток. И приложил к этому руку Дмитрий Нечаев – новый директор Верхнепокровского дома культуры: вместе с ребятами он изготавливает народные инструменты.
Армия тоже прошла с музыкой
«Узнавать что‑то новое детям всегда интересно. А если ещё сделать инструмент своими руками, а потом на нём сыграть – это восторг неописуемый. Я вижу, как горят у них глаза при этом», – делится Дмитрий Нечаев.
С прошлого года он работает по губернаторскому гранту, направленному на развитие народной культуры.
Как же в Сорокино появилась творческая мастерская музыканта-ремесленника?
Первым народным инструментом, который Дмитрий Николаевич освоил, была балалайка. Причём научиться играть на ней нужно было в рекордно короткие сроки.
«Я местный, родился в Нижней Покровке, с 5-го класса пел в фольклорном ансамбле «Чернозёмочка», а после 9-го решил поступать в Белгородский музыкальный колледж. За полгода до поступления вдруг узнал, что на вступительных экзаменах нужно исполнить два произведения на любом инструменте. Я же в музыкальной школе не учился, нотной грамоты не знал», – вспоминает Дмитрий Нечаев.
Помог дядя – Виктор Нечаев, руководитель известного фольклорного ансамбля «Усёрд», директор Нижнепокровского дома культуры. Он и стал учить будущего абитуриента игре на балалайке. Прослушивание старательного ученика на экзамене прошло успешно.
В колледже – очередная встреча с народными инструментами на посвящённом им курсе.
«Жалейки, свирели, другие фольклорные инструменты были. Брал их и играл на всех, чтобы понимать и знать основу, – рассказывает Дмитрий Николаевич. – Армия после учёбы тоже прошла с музыкой, весело и задорно. Там в доме культуры части был духовой оркестр, где в свободное время я играл на трубе».
Но после срочной службы парень вернулся домой с твёрдым убеждением, что профессию нужно менять. Устроился оператором по приёмке молока, подумывал поработать водителем. Но получил предложение преподавать музыку в Верхнепокровской школе. Согласился, а через месяц следующее предложение – возглавить Сорокинский дом культуры. О том, что молодому руководителю, которому в то время исполнился 21 год, и жителям села за восемь лет совместной работы удалось многое, говорит благодарственное письмо губернатора Белгородской области, которое Дмитрий Нечаев получил в прошлом году.
Гусли звончатые и лира колёсная
Новоиспечённого работника культуры Виктор Нечаев пригласил в фольклорный ансамбль «Усёрд». Дмитрий был самым молодым участником и жадно пользовался открывшимися возможностям. Коллектив часто выезжал на фестивали и конкурсы – в Москву, Санкт-Петербург, Ростов, другие города, где его ждали новые знакомства.
«На многих мероприятиях были выставки народных инструментов, мастер-классы по их изготовлению. Например, Сергей Плотников из Воронежа, основатель музея «Забытые инструменты», очень интересно рассказывал про гусли. И я подумал: если он, не имея музыкального образования, делает инструменты, на которых можно играть, то почему бы и мне не попробовать», – говорит Дмитрий Нечаев.
Первые гусли он делал практически на коленке инструментами, которые нашёл дома – пилой, стамесками. Для изготовления корпуса подошла найденная во дворе древесина сосны, в магазине заказал гитарные струны определённой толщины. И традиционный русский народный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времён и так часто упоминавшийся в сказках и былинах, заиграл в руках Нечаева.
Затем занялся гудком, смычковым трёхструнным музыкальным инструментом. Внешне он похож на скрипку: деревянный корпус, струны – недаром же считается её прародителем. А вообще практически все современные классические инструменты имеют фольклорные корни и дошедшие до наших дней традиционные аналоги.
«Сергей Плотников сказал, что гудок из чурбачка можно сделать за один день. Раз так сказал, нужно пробовать, мне было на кого равняться», – улыбается Дмитрий Николаевич.
Он нашёл и обтесал маленький чурбачок, для смычка подошла ветка сливы. Раньше в качестве струн натягивали конский волос, Нечаев же для этих целей заказал в интернет-магазине синтетические нити. Как он отметил, старинные инструменты создают по этнографическим образцам, но современные мастера давно пришли к выводу, что в их изготовлении можно использовать всё, что есть под рукой.
«Наш народ всегда был творческим и талантливым, жалейки, свирели делались просто. Человек видит, например, лежит палочка – поднял, а она полая. К ней пищик из камыша приладил, проковырял отверстие – получилась жалейка. На территории Красногвардейского района бытовала полностью камышовая жалейка», – рассказывает мастер.
Для обработки металла требовался токарный станок, но покупка специализированного инструмента – неподъёмные затраты. Нечаев нашёл подходящий мотор, заказал подшипники, что‑то с отцом подварили – вот и самодельный токарный станок, на котором можно делать свирели и жалейки. Число музыкальных инструментов – струнных, духовых, шумовых – в его коллекции продолжало расти.
«Сейчас работаю над изготовлением долблёной балалайки, в старину её делали из цельного куска дерева, – рассказывает мастер. – В планах колёсная лира – струнный инструмент, где роль смычка выполняет бесконечно вращающееся колесо».
Мелодичные ложки
Август прошлого года директору Сорокинского ДК запомнился приятными хлопотами. Для мастерской музыканта-ремесленника на денежные средства губернаторского гранта – 263 тысячи – закупили куб сосновой доски, рубанки, токарный, сверлильный и фрезерный станки, шлифовальную машину, а также циркулярную и ленточную пилы.
«Первые месяцы в мастерской был ажиотаж: школьникам всё интересно, ведь многие станки видели впервые, спорили «ты уже пилил, отходи, дай мне», – рассказывает мастер. – Но ребёнок не должен работать на циркулярной пиле, поэтому я нарезал заготовки, детям постарше доверял ленточную пилу, сверлильный станок. А потом каждый из своих заготовок делал музыкальный инструмент. Видели бы вы их эмоции, когда он начинает издавать звуки!»
Ребята из Верхнепокровской школы делали заготовки не только для себя, но и для мастер-классов в Нижнепокровской школе, ведь проект мастерской рассчитан на детей всего сельского поселения.
Дмитрий Нечаев брал с собой коллекцию фольклорных инструментов, сначала подробно рассказывал о них и только потом проводил практическое занятие.
«В настоящий момент разработан районный проект, в рамках которого я проведу мастер-классы во всех местных школах», – говорит Дмитрий Николаевич.
Сейчас он выкладывает их в Интернете. Для изготовления ударных народных музыкальных инструментов особых заготовок не требуется. Ими могут стать, например, обыкновенные ложки. Дмитрий Николаевич наглядно показывает, что делать, чтобы они зазвучали.
Об инструментарии, бытовавшем в нашей местности, он говорит со студентами и преподавателями Белгородского государственного института искусств и культуры, который закончил несколько лет назад. Теперь он участник международных научно-практических конференций, которые проводит вуз.
В Красногвардейском районе создали клуб хранителей потомков однодворцев, одним из участников которого стал Дмитрий Нечаев, назначенный недавно директором Верхнепокровского дома культуры.
Елена Мирошниченко