В Белгородском районе завершают ремонт автодороги Крым – Ясные Зори – Архангельское
-
Новость
-
Новость
Как идёт подготовка к сдаче дороги, узнала «БелПресса».
Автодорогу Крым – Ясные Зори – Архангельское в Белгородском районе протяжённостью 8,9 км ремонтируют по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» (БКД). Стоимость – 145,4 млн рублей. Эта дорога важна: вблизи расположены агрокомплексы, ходит много грузового транспорта.
«Мы укладываем сначала выравнивающий слой, который может быть разной толщины в силу именно того, что он выравнивающий, – пояснил мастер строительно-монтажных работ компании-подрядчика Алексей Коваленко. – Верхний, несущий слой из ЩМА (щебёночно-мастичного асфальтобетона), предназначенный, собственно, для эксплуатации, имеет чёткую толщину 5 см, с самыми минимальными отклонениями».
Техника, которую используют дорожники, компьютеризирована. На мониторе видны в реальном времени все технологические параметры: температура асфальта, уклон, толщина и прочее. Толщину проверяют и вручную, втыкая в свежеуложенный асфальт длинный тонкий щуп.
По словам Коваленко, подрядчику невыгодно работать спустя рукава: ему предстоит отвечать за качество построенной дороги на протяжении её гарантийного срока – 7 лет. В случае чего ремонтировать придётся за свой счёт.
«Раньше, до укладки верхнего слоя из ЩМА, использовалась так называемая шероховато-поверхностная обработка. У неё был существенный недостаток: происходило выбрасывание камня из‑под колёс автомобилей, а у ЩМА нет никакого выбрасывания – не бьются и не царапаются стёкла. У него также лучше показатели сцепления шин с дорогой, он долговечнее», – рассказал мастер.
В день дорожники проходят до 1 км. Осталось пройти около 2 км. Потом обустроят обочину, поставят дорожные знаки, ограждения, нанесут разметку. 15 июня можно будет, как говорит Алексей Коваленко, «резать ленточку».
Всего в 2022 году в Белгородской области по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтируют 134 км дорог на 2,2 млрд рублей. В Белгородском районе – около 26 км на 379 млн рублей, сообщили «БелПрессе» в региональном министерстве автодорог и транспорта.
Контроль качества со своей стороны ведёт и заказчик – управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области. Его представители выезжают на стройки со специальным агрегатом – керноотборником. Через каждые 300–500 м дороги они вырезают из асфальта цилиндрические образцы (керны) для исследования параметров свежеуложенного покрытия. Место взятия керна дорожники тщательно заделывают.
«Уже сейчас видно, что толщина верхнего слоя составляет положенные 5 см, может быть, 5,1 см, – отметил консультант отдела лабораторного контроля при министерстве автодорог Николай Филимонов, измерив извлечённый керн линейкой. – Визуально можно судить также о хорошем сцеплении слоёв асфальтобетона. Но мы отвозим эти образцы в лабораторию для профессионального исследования на спецоборудовании».
В лабораторию, которая находится в Белгороде, свозят взятые образцы со всей области. Начальник отдела лабораторного контроля Наталья Куцына и её зам Светлана Наволокина контролируют качество дорог, начиная со стадии изготовления асфальта.
Керны с уже отремонтированных и построенных дорог испытывают на прочность, водонасыщение, содержание воздушных пустот – те показатели, которые влияют на износостойкость, долговечность, общее качество автотрасс.
«С 2020 года ГОСТ Р 58406.3 предписывает нам ещё один вид измерений готового асфальтобетона – на устойчивость к колееобразованию, – рассказала Светлана Наволокина. – На специальной установке, которая называется «гамбургское колесо», по асфальтной плите на протяжении нескольких часов 20 тыс. раз проезжает туда-сюда резиновый валик с нагрузкой 700 ньютонов (около 71 кг) при температуре 60 градусов. То есть происходит имитация реальных условий, в которых находится асфальт на дороге. После чего по образовавшейся колее мы измеряем искомый показатель».
Когда лаборатория находит нарушения, упрдор выдаёт подрядчикам предписание с обязанностью устранить их в определённый срок. Сейчас, по словам Наволокиной, эти случаи в области единичны: стало невыгодно подрядчикам работать некачественно.
Олег Гончаренко