Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде
По словам Владимира Базарова, отказываясь от троллейбусов, власти заботятся о комфорте пассажиров и о рациональном расходовании бюджетных денег
![Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d0/d3/d0d3d513-0976-4461-bbde-c2923af5c7bc/img_20220605_111037.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
5 июля Владимир Базаров, курирующий в региональном правительстве транспортную отрасль, и директор Единой транспортной компании (ЕТК) Александр Дударенко посетили в Белгороде троллейбусный парк на проспекте Богдана Хмельницкого.
«Миллионы, сотни миллионов»
В малоосвещённых помещениях моек и ремонтных мастерских со старыми станками стоят лужи – изношенные здания текут во время дождей. База запчастей представляет собой десятки старых троллейбусов, с которых снимают нужные для ремонта узлы и комплектующие. Автовышки с поднимающейся площадкой для обслуживания рабочими контактной сети выпущены в 1991 году и тоже требуют замены.
«Состояние хозяйства я даже не комментирую: с конца 1960-х тут мало что делалось. Сам парк троллейбусов также удручает. Убытки по операционной деятельности троллейбусного парка за 2021 год составили 38 млн рублей», – констатировал Владимир Базаров.
Александр Дударенко подчеркнул:
«Денег на ремонт парка у нас нет, очень много пришлось бы вкладывать – это миллионы, миллионы, сотни миллионов рублей».
Тем не менее работники парка убеждены в том, что всё восстановимо, было бы желание. Белгороду, по их мнению, троллейбус нужен.
«Я попадаю под сокращение, – рассказал машинист автовышки Алексей Лукьянов. – Но за себя я не переживаю, переживаю за депо, за наш слаженный коллектив – единый организм, и за статус своего города. Если руководство думает, что автобус нас вывезет, то я в этом сомневаюсь. Без троллейбуса, я думаю, статус города упадёт».
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/cb/5f/cb5f6e9e-faaf-4da7-8df9-f46148eaea50/img_20220605_110923.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ab/03/ab030d61-edc2-4ce4-9a6e-c794df9bd4a4/img_20220605_110948.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Лампочка горит – и душа радуется»
Посетили тяговую подстанцию на ул. Студенческой.
«На этой подстанции недавно была авария, из четырёх кабелей остался один, еле-еле живой, – говорит Александр Дударенко. – Чтобы её запустить, потратили 768 тыс. рублей. Но резервного кабеля уже нет, и если тот, единственный, выйдет из строя, то троллейбусы встанут по всей Богданке. Здание в таком же состоянии, как и в троллейбусном парке, – течёт кровля. И все остальные 5 из 11 подстанций, оставшиеся в рабочем состоянии, точно такие же».
Раньше на каждой из подстанций дежурил свой сотрудник. Сегодня на них трудится единственный энергодиспетчер – пенсионерка Нина Бойко. В троллейбусном хозяйстве она 40 лет. Подстанция 1967 года, автоматика отсутствует, нет никакого централизованного управления.
«Одна обслуживаю 6 подстанций. Если что случится – еду, беру такси, приезжаю, переключаю. Вот такая у нас получилась выездная бригада», – шутит Нина Николаевна.
![Нина Бойко / Фото: Олег Гончаренко Нина Бойко](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e3/49/e349582e-28ed-42d9-8afe-cc7f56c124ab/img_20220605_112825_nina_boiko.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b9/87/b987b97e-f731-4048-9f05-cafe15366efd/img_20220605_113211.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/75/13/7513d31b-433a-4884-ae57-32cf8aaf895a/img_20220605_113150.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
К ликвидации троллейбусов она относится так же, как её коллега Алексей Лукьянов. Считает, что того можно было бы избежать.
«Если была хоть какая‑то подпитка от города, области, а то всё внимание на автобусы. Всё‑таки троллейбус – это лицо города. Город без троллейбуса, кажется, не может существовать. Видишь вечером: едет троллейбус, лампочка на нём горит – и душа радуется».
Владимир Базаров, осмотрев оборудование, счёл его хоть ещё и работоспособным, но никак не отвечающим требованиям современности:
«И когда энергодиспетчер говорит, что может поставить муфту на порвавшемся кабеле и запустить линию хоть сейчас, любой специалист по электросетевому хозяйству возразит: известно, что чем больше на кабеле устранённых порывов, муфт, тем меньше его надёжность».
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b4/7e/b47eec38-40de-417b-a704-54efcdf1d8fd/img_20220605_110629.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5b/8f/5b8ffaf1-c698-4d7b-9c17-c0ec7eb77ff1/img_20220605_110245.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Троллейбус, по сути, уже кончился»
Итоги рабочей поездки подвели для контраста на базе Единой транспортной компании, открытой три года назад. Директор показал условия, в которых трудятся люди, и где предстоит работать части сотрудников троллейбусного парка.
Желающие водители троллейбусов уже переучиваются на автобусы. Большинство автобусов новые, кроме некоторого количества единиц 2013 года.
«Водителям работать комфортно, мастерские новые, слесаря и механики обученные. Средняя зарплата у водителей – 52–54 тысячи рублей за выполненную норму часов, у слесарей – порядка 45 тысяч. Социальные выплаты у нас все, как и положено: больничные, отпускные – проблем никаких нет», – рассказал «БелПрессе» Дударенко.
По его словам, новые троллейбусы стоят 35–37 млн рублей, автобусы почти вдвое дешевле – 20,2 млн.
«У нас две альтернативы: восстановить троллейбусное хозяйство или запустить по этому маршруту автобусы, – рассказал, подводя итоги поездки, Владимир Базаров. – Мы выбрали второй путь, так как, чтобы восстановить троллейбусы, нужно полностью поменять все сети и тяговые подстанции. Мы прикидывали: стоимость таких работ порядка 5 млрд рублей. Плюс больше 1 млрд рублей придётся потратить на новые троллейбусы, необходимые к 23 существующим».
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/79/cb/79cb5d48-5d1d-472f-985e-2de0cba3d74f/img_20220605_110916.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Олег Гончаренко Вице-губернатор оценил состояние троллейбусного хозяйства в Белгороде - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0a/88/0a881282-8ba0-4c33-af8b-4f0fab8d16f4/img_20220605_113204.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Автобусный парк Белгорода при этом недавно оновился.
«Ситуация [с троллейбусами в Белгороде], по сути, закончилась, её уже продолжать нельзя. Либо придётся потратить 6 млрд рублей, а с учётом того, что уже есть автобусы в достаточном количестве, эти деньги нам тратить не нужно. Между прочим, 6 млрд рублей – это четыре школы на 1 200 мест или восемь детских садов. Сопоставляя таким образом, мы понимаем: нам есть куда ещё потратить эти 6 млрд».
На еженедельном оперативном совещании областного правительства 6 июня губернатор Вячеслав Гладков оценил объём расходов на восстановление троллейбусного хозяйства гораздо выше: по его данным, потребовалось бы не 6, а 10 млрд рублей.
«Ситуация для пассажиров меняется только в лучшую сторону, – считает Базаров. – Это связано с тем, что современные автобусы на метане по экологии не сильно отличаются от троллейбусов. Да и чтобы выработать электроэнергию, необходимо сжечь тот же метан, просто где‑то в другом месте. Автобусы, которые придут на замену троллейбусам, не менее комфортны и вместительны. Цена проезда та же самая».
По словам замгубернатора, из 116 сотрудников троллейбусного парка 68 человек смогут устроиться на ЕТК. Часть трудоустроит город, у которого есть потребность, например, в электромеханиках. Часть уйдёт на пенсию, в их числе – энергодиспетчер Нина Бойко.
«Она уже пенсионерка, и она уже попросила, чтобы ей сделали все выплаты, после чего с 1 июля она готова уйти на заслуженный отдых», – сообщил директор ЕТК.
![Директор ЕТК Александр Дударенко / Фото: Олег Гончаренко Директор ЕТК Александр Дударенко](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/75/9b/759bc80b-8266-4bb3-ad28-6b4228c686af/img_20220605_121608.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Со статусом и с чистым небом
Отдельно Владимир Базаров высказался о статусе города с троллейбусом и без него.
«Москва отказалась от троллейбусов, не побоявшись потери какого‑то статуса. Самый главный наш статус – это удобство наших жителей, наших пассажиров. Именно об этом мы должны думать в первую очередь – насколько комфортно нашим людям будет передвигаться по городу», – считает замгубернатора.
Также Базаров считает преимуществом то, что после остановки троллейбусов в городе исчезнут провода:
«Это фактор, в котором Белгород точно находится впереди многих. Этот фактор называется «чистое небо». Мы понимаем, что, пока у нас есть провода, у нас чистого неба быть не может. Оно будет в проводах. Для меня это очень важно, и мы убираем под землю, например, провода освещения. Мы делаем всё, чтобы человек шёл по улице и видел чистое небо у себя над головой».
Олег Гончаренко