«Каждый день утюжила галстук». Что вспоминают белгородцы о своём пионерском детстве
Воспоминания записала «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина исполняется 100 лет. В 1922 году советская власть твёрдо решила создать единую систему воспитания будущих строителей коммунизма, и 19 мая на Всероссийской комсомольской конференции было принято решение о создании первых пионерских отрядов.
Нелля Калиева, Белгород:
«В день рождения Владимира Ильича Ленина, 22 апреля, советским детям, достигшим 10-летнего возраста, повязывали на шею красный галстук. В первую очередь в пионеры принимали самых достойных учеников. И это был мощный стимул к учёбе! Ведь октябрёнок – это пока малыш, а пионер – почти взрослый! Чувствуете разницу? Дети во все времена мечтают поскорее повзрослеть.
Я до сих пор помню, как мы с друзьями помогали подтянуть математику однокласснику, чтобы нашу октябрятскую звёздочку в полном составе приняли в организацию юных ленинцев. И как сильно колотилось сердце, когда мы хором торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин»… Каждый день, с утра или с вечера, я утюжила свой пионерский галстук – аккуратно, через марлю, чтобы не прожечь горячим утюгом алую шёлковую ткань.
Бывших пионеров, как известно, не бывает. Эта история – с верными друзьями, честным пионерским словом, кострами в пионерских лагерях, «Зарницей» – навсегда с нами. А в моём школьном альбоме вместе с детскими фотографиями хранится Почётная грамота за моё участие во Всесоюзном марше «Пионеры всей страны делу Ленина верны».
Александр Вайнгольц, Борисовка:
«Это было 22 апреля 1960 года в Борисовской средней школе № 1 (тогда она носила имя Сталина). Приём шёл в школьном актовом зале, в праздничной обстановке. Мы стояли в строю, и каждый по очереди произносил выученное наизусть торжественное обещание пионера:
«Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза». А потом старшие товарищи повязали нам алые галстуки, и мы впервые на призыв «Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» ответили: «Всегда готовы!»
В этот день я впервые почувствовал причастность к делам великой страны, строящей коммунизм. Нас, пионеров, учили быть преданными Родине, мы старались быть лучшими в учёбе и спорте, проявлять уважение к старшим и не обижать младших, а в делах своих равняться на героев войны и труда.
Конечно, мы были детьми, и некоторые шалости нам были не чужды. Но каждому из нас как‑то стыдно становилось перед товарищами за невыученный урок, и уже не поднималась рука дать подзатыльник расшалившемуся на перемене первокласснику, да и девчонку за косы дёрнуть уже не хотелось. А вот помочь старушке дорогу перейти, огород вскопать, бежали, как говорится, наперегонки. Гайдаровский Тимур со своей командой был для нас идеалом. Жизнь пионерская была интересной».
Валентина Гончаренко, Белгород:
«Конечно, день приёма в пионеры для нас был радостным, светлым. Точно я уже не помню, в каком году это произошло – если судить по моему возрасту, то в 1957-м. Жили мы тогда в Орловской области, в деревне Дубовое Колпнянского района. Училась я в школе-восьмилетке. А все торжественные мероприятия у нас проходили в соседнем селе Белый Колодезь.
Там тогда располагался совхоз «Спасский». И сохранился старинный липовый парк с усадьбой знаменитого русского художника Вячеслава Шварца. Очень интересная усадьба: при ней был даже железнодорожный вокзал, но хозяева не смогли проложить к нему ветку, и мы говорили: это единственный в мире вокзал, к которому нет железной дороги.
В наше время в усадьбе был клуб, а рядом – небольшая площадь с обелиском советским солдатам. Словом, самое подходящее место для торжественной церемонии приёма в пионеры.
Запомнилась деталь: красный пионерский галстук мама купила в магазине. Время было непростое, страна восстанавливалась после войны, в глубинке очень многого недоставало, но пионерские галстуки были в продаже. Цену, правда, не помню – копейки какие‑то.
Помню нашу общую гордость от того, что стали пионерами. Чувствовалась ответственность: хотелось делать что‑то, что соответствует статусу. А что именно делать, нам подсказывали взрослые.
Я была председателем совета отряда. То есть всех пионеров класса. Отряд, в свою очередь, делился на звенья по несколько человек, со своими звеньевыми. Изредка мы проводили пионерские сборы под руководством вначале классного руководителя, а потом, в 6–7-м классе, у нас появилась настоящая пионервожатая Раиса Афанасьевна.
Конечно же, с нами занимались воспитательной работой. Но были и конкретные пионерские дела. Обязательно тимуровская работа, помощь старикам. А ещё мы собирали металлолом. Однажды мы с сестрой Ниной забрали из‑под комбайна настоящую, хорошую, окрашенную деталь. Красивые, ярко-синие, они валялись под этим комбайном, и мы решили: почему бы не взять. Потом, конечно, пришлось возвратить.
Был ещё случай: в классе стояло учебное пособие – скелет. И кто‑то на шею этому скелету повесил галстук. Директор школы Иван Андреевич зашёл, взглянул – и так расхохотался!
А потом я отучилась в институте и всю жизнь проработала школьной учительницей. Видела закат пионерского движения. Было грустно оттого, что дети уже не хотели носить галстуки. А вскоре их и вовсе отменили.
Мы, наше поколение, конечно же, считаем, что у детей была организация со своей идеей. А сейчас нет вовсе никакой. Разве это лучше?»
Валентина Харитонова, Чернянский район:
«Меня и моих одноклассников принимали в пионеры в 1968 году. Училась я тогда в Холковской школе. Многое забылось с той поры, но слова пионерской клятвы я помню. Золотое время – детство! Для нас было честью и гордостью называться пионерами, носить галстук и значок. Мы как будто сразу стали старше и старались быть примером для младших ребят, хорошо учиться.
Помогали пожилым односельчанам – принести воды, прополоть грядки на огороде. Я долго хранила свой пионерский галстук, а потом отдала внуку, просто на память. У меня остался пионерский значок «За активную работу». Мне жаль, что у современных детей нет такой объединяющей массовой организации, какой была для нас пионерия».
Подготовили Олег Гончаренко и Нелля Калиева