На денёк в Воронеж. Зачем из Белгорода запустили новый туристический поезд
Об этом узнал корреспондент «БелПрессы», съездив 1 мая в пробный рейс
-
Статья
-
Статья
Утром на железнодорожном вокзале Белгорода многолюдно и торжественно. С чемоданами и сумками, удивлённо осматриваясь, обычные пассажиры пробираются сквозь журналистов, представителей власти и ЮВЖД, которые собрались на пробный пуск нового туристического поезда Белгород – Воронеж – Белгород.
С перрона – в инфоцентр
Одно из знаковых событий первомайского утра – открытие в помещении пригородных касс туристского инфоцентра (ТИЦ). Похожая информационная точка с декабря работает в Белгороде на Гражданском проспекте.
Инфоцентр на ж/д вокзале обозначен местным логотипом «Белогорье». В нём – полиграфические материалы с информацией о регионе.
В частности, семейный путеводитель «Едем в Белогорье», который подготовил издательский дом «Мир Белогорья». В будущем появятся сувениры на продажу.
Консультант за стойкой инфоцентра готова рассказать гостям, как провести несколько часов или дней в Белгороде и за его пределами. Сошедший с поезда турист или, например, командированный, у которого есть свободное время, узнает, как провести его с толком. Организованным тургруппам предложат автобусную или пешеходную экскурсию.
«Мы сотрудничаем с ведущими местными туроператорами, предлагая гостям их программы. Инфоцентр и сам является туроператором, предлагает свои туры по региону», – рассказывает гостям начальник областного управления по туризму Ия Подзолкова.
Впрочем, ТИЦ на вокале будет работать пока только по субботам – в единственный день на неделе, когда ходит новый туристический воронежский поезд.
«И мы договорились с руководством вокзала, чтобы этот поезд подгоняли на первый путь, к пригородным кассам, чтобы пассажиры сразу с перрона видели перед собой информационный центр», – говорит «БелПрессе» руководитель Белгородского центра туризма Евгений Ершов.
Обещали – сделали
Поезд из двух вагонов уже стоит на платформе первого пути. В этот раз не у пригородных касс – севернее. Губернатор Вячеслав Гладков приветствует начальника ЮВЖД Павла Иванова благодарностью:
«От всей души! Спасибо за то, что безукоризненно выполняли обязательства, о которых мы с вами давно говорили, – говорит глава области. – У жителей региона есть большой запрос на восстановление транспортной доступности, на развитие внутри- и межобластного сообщения. Запущен поезд в Санкт-Петербург, сегодня мы присутствуем на пуске рельсового автобуса в Воронеж».
Воронежский поезд, по замыслу властей, предназначен для туристов. Губернатор упомянул важность новых туристических возможностей для белгородцев и рост привлекательности Белгородской области для соседей, которым стали доступнее, к примеру, достопримечательности Прохоровки, Старого Оскола.
«Ведём работу над тем, чтобы в Белгородской области появился рельсовый автобус последней модификации РА-3», – отвечает Павел Иванов.
Поезд – это удобно
В первую, ознакомительную поездку отправились представители туристической отрасли Белгородской области и СМИ. По пути, в Старом Осколе и в Ржаве, к ним присоединились коллеги из Старого Оскола и Курска.
Обозначение модели поезда РА-2 значит «рельсовый автобус, второй тип». Рельсовый автобус – это, как можно догадаться, автобус, который ездит по рельсам. Городской автобус ездит на углеводородном топливе – и рельсовый тоже. Это обычный дизельный поезд, предназначенный для пригородных поездок по неэлектрифицированным участкам дороги. Такие уже ходят в Белгороде в микрорайон Новая Жизнь и в направлении шебекинской Новой Таволжанки.
Модель РА-1 была с одним вагоном и кабиной управления – действительно, как настоящий автобус. В РА-2 их может быть от двух и больше. Вагоны сидячие, с компоновкой кресел 2+3. Кресла по ширине напоминают экономкласс в самолёте. Из удобств в вагоне – лишь санузел. Нет мультимедиа и интернета, ничего в РА-2 не предусмотрено для маломобильных пассажиров. Воду для питья и перекус также приходится везти с собой.
На фоне этого воодушевляет заявление Павла Иванова о предстоящем пуске в регион РА-3. Выпуск РА-2 на заводе «Метровагонмаш» в Мытищах прекращён в 2015 году. Технические характеристики и комфорт РА-3 гораздо выше.
В 10:10 поезд отправляется от белгородского вокзала. Уже через пару минут уши ловят не совсем обычный звук дизельного мотора на фоне обычного «чух-чух» по стыкам рельс. После знакомых до боли видов автотрассы Белгород – Воронеж любуемся на незнакомые пейзажи за окном: на жизнь курских, губкинских, старооскольских, воронежских сёл и деревень.
В пути предстоит провести 4 часа 10 минут.
«РЖД ставили для себя задачу максимально сократить время в пути, приблизив его к езде на автомобиле, – замечает, продолжая диалог с «БелПрессой», Евгений Ершов. – Как видим, более-менее получилось. Предусмотрены минутные остановки на основных станциях: Прохоровка, Ржава, Губкин, Старый Оскол, Касторная-Новая – там, где необходимо людям».
Остановки на станциях происходят минута в минуту. Но не всегда, к сожалению, там, где хотелось бы. Вспоминая первую платформу в Белгороде, сочувствуем коллегам из Старого Оскола: они бегут к поезду откуда‑то издалека. Спасибо машинистам: терпеливо ждут, превышая отведённую на остановку 1 минуту.
Но главное преимущество поезда всё же – в просторе. Можно встать, размяться, пообщаться с попутчиками. В автобусе всё это нелегко, и при равном времени в пути поезд выигрывает. Ещё и привозит в исторический центр города – на вокзал Воронеж-1.
«Рассматривались варианты запуска в поезде некоего такого мультимедиа, для того чтобы в поездке у людей была иммерсивная составляющая. Но, к сожалению, эти модели РА не предусматривают этих моментов. Впрочем, мы эту идею не оставляем. Может быть, продумаем некие спектакли иммерсивные, шоу, выступления в пути. Будем работать с полиграфической продукцией. Наши потенциальные гости, туристы, должны приехать подготовленными», – считает руководитель белгородского Центра туризма.
Железная дорога – альтернатива перелётам
«В августе прошлого года по инициативе губернатора было создано областное управление по туризму, – вспоминает в дороге Евгений Ершов. – Главной его задачей стало продвижение туристического потенциала Белгородской области. Мы рады любым туристам, но, говоря о нашей целевой аудитории, мы понимаем, что прежде всего к нам будут ехать наши соседи по Черноземью: Воронеж, Курск, Липецк, в потенциале также москвичи».
В будущем в центре рассчитывают сотрудничать с городами, куда будут открыты обещанные правительством РФ субсидируемые авиарейсы. Для этого придётся подождать возобновления работы белгородского аэропорта.
Но отношения с железнодорожниками у белгородской туротрасли и регионального правительства сложились удачнее всего. Учитываются интересы и ЮВЖД, и региональной турсферы.
Новый поезд будет ходить с 7 мая по субботам, дважды в день, утренним и вечерним рейсом. Предполагается, что ездить на нём будут туристы выходного дня. Между двумя рейсами в Воронеже у белгородцев будет шесть часов (у воронежцев в Белгороде – семь). За это время гости смогут осмотреть достопримечательности города и области.
«Билеты на сайте РЖД будут появляться за 10 дней», – обещает Ершов.
Есть спрос на Прохоровку
На вокзале Воронеж-1 первую группу туристов из Белгорода, Старого Оскола и Курска встречают руководители воронежской туротрасли. Сажают в автобус, везут по достопримечательностям города.
Это проспект Революции – бывшая ул. Большая Дворянская, с множеством сохранившихся старых зданий, которых не хватает в Белгороде и которые помнят Бунина, Платонова, Кольцова.
Это водная гладь Воронежского водохранилища, перед которой хочется просто «залипнуть». Каждый хороший город должен стоять на воде. Это Адмиралтейская площадь с храмом, где пел на клиросе Пётр Первый и где стоит копия первого российского военного корабля «Гото Предестинация».
А можно было бы вместо обзорной прогулки по городу съездить куда‑нибудь недалеко от города, в Воронежскую область. Шести часов хватит на поездку, обед и возвращение к поезду.
Похожие программы предлагает воронежцам и Белгород.
«У воронежцев давно есть спрос на Прохоровку, – говорит Евгений Ершов. – Понимаем, что, наверное, 50 % пассажиров нового туристического поезда будут выходить на станции Прохоровка. Соответственно, с туроператорами прорабатываем варианты транспортировки, организации экскурсий. Прохоровка и Белгород – то, на что мы пока делаем ставку. Все остальные варианты (Старый Оскол, Губкин – прим. авт.) будем прорабатывать по мере потребности».
Объединяя Черноземье
Смысл межрегионального сотрудничества в туризме – взаимообмен информацией друг о друге и взаимовыгодный обмен туристами. Об этом руководитель Белгородского центра туризма говорит уже на обратном пути:
«С членами региональных туристических сообщества: туроператорами, представителями гостиничного бизнеса и объектов показа – мы давно и хорошо знакомы. Они знают, что этот поезд запускается, и готовят свои программы: экскурсионные, ремесленно-гастрономические, ознакомительные программы по Белгороду».
14 мая представители Воронежа посетят Белгород с ответным визитом. Им покажут Прохоровку и областной центр, чтобы, по словам Ершова, «они знали, что предлагать своим у себя, в Воронеже».
А сверхзадача всего происходящего – реализовать комплексный проект «Соединяя Черноземье». Связать подобными туристическими поездами все столицы макрорегиона. Уже ходит и пользуется успехом, например, турпоезд между Курском и Воронежем. Удобные по времени, насыщенные по содержанию и недорогие по стоимости за счёт массовости групп поездки – так власти чернозёмных регионов видят развитие местного внутреннего туризма в ближайшем будущем.
Олег Гончаренко