Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 апреля 2022,  10:07

Какие вопросы помогает решать пенсионерам Белгородский центр защиты прав граждан

Что волнует пожилых людей и все ли их проблемы можно решить, «Белгородским известиям» рассказала юрист центра Ольга Филиппова

Какие вопросы помогает решать пенсионерам Белгородский центр защиты прав гражданФото: RODNAE Productions: Pexels
  • Статья
  • Статья

Семь лет назад в Белгороде открыли бесплатную юридическую консультацию. Ежемесячно туда обращаются около 40 белгородцев, большая часть из них – пенсионеры.

Большая часть проблем – сфера ЖКХ

— Ольга Александровна, вас не удивляет, что большинству ваших посетителей за 60?

— Бытует мнение, что бабушки и дедушки на пенсии только читают газеты, смотрят телевизор и сидят на лавочках у подъездов. Но по факту это не так. Многие пожилые люди имеют активную жизненную позицию и массу свободного времени, чтобы отстаивать свои права. Некоторые из них находят себя в общественной работе. Например, в числе наших постоянных посетителей много председателей советов многоквартирных домов. И они приходят ко мне не просто поговорить, а с конкретными вопросами, с документами на руках.

— И что же больше всего их волнует?

— Очень болезненный вопрос в последнее время – повышение платы за содержание жилья. Управляющие компании ежегодно, не спрашивая собственников, её индексируют, хотя по закону они не имеют права это делать самостоятельно – только по решению общего собрания жильцов. Или, например, много вопросов по использованию общего имущества жильцов дома. Те же управляющие компании сдают его, например, интернет-провайдерам, получают за это деньги и расходуют их, хотя опять же не имеют права это делать без решения жильцов дома.

Кроме того, обращаются к нам и с проблемами неправильного начисления коммунальных платежей, переноса сроков капитального ремонта, благоустройства дворов, протекающих крыш. Вообще всё, что связано с ЖКХ, – это 75 % вопросов, с которыми приходят люди.

— Удаётся ли с вашей помощью эти проблемы разрешать?

— У нас есть прямо образцовые дома – там, где люди активны. Их председатели – хотя и не за один год, конечно, – добиваются и проведения текущего ремонта, и благоустройства двора. Есть такие, которые заключили напрямую договоры с интернет-провайдерами и сами расходуют полученные доходы от использования общего имущества. Их они могут по решению общего собрания потратить хоть на замену дверей в подъездах, хоть на установку новых лавочек во дворе. Всё это реально, в том числе благодаря юридической помощи. Мы помогаем подготовить необходимые документы, составляем в зависимости от характера проблемы жалобу, возражение или иск.

 

Ольга Филиппова Ольга Филиппова / Фото: Тамара Акиньшина

Писать заявления

— Наверное, и на неполучение положенных лекарств люди часто жалуются?

— В последнее время ситуация улучшилась – сейчас меньше посетителей с этой проблемой. А раньше вопрос стоял очень остро – было много обращений по медикаментам. Например, люди несвоевременно получали инсулин. И мы помогали им писать жалобы. Для начала – в облздрав, а дальше – как пойдёт.

Были вопросы и с обеспечением белгородцев средствами реабилитации. Помню случай, когда к нам обратилась женщина-инвалид без ног. Ей нужна была коляска. И вот ждёт она месяц, два – коляску не выдают. Женщина звонит и плачет: «Что мне делать? Я даже из квартиры выйти не могу». Мы подготовили жалобу, и вскоре её сына пригласили получить коляску.

— На ваш взгляд, люди сейчас юридически подкованы? Умеют отстаивать свои права?

— Основная масса – нет. Главная проблема в том, что многие пожилые люди по старой памяти привыкли, что по звонку в тот же ЖЭК его работники прибегут и немедленно всё сделают. Но так это сейчас не работает. Везде теперь ООО, а на частников не так легко найти управу. Поэтому я объясняю людям: если вы хотите результат, то должны действовать в рамках правового поля, иначе ничего не получится. Ругаться бесполезно – это напрасная трата времени и нервов. Вместо этого нужно написать заявление и зарегистрировать его. На каждый вопрос и обращение есть определённые сроки предоставления ответа. А вот когда он получен – тогда приходите ко мне и будем смотреть, что и как.

 

Какие вопросы помогает решать пенсионерам Белгородский центр защиты прав граждан - Изображение Фото: Владимир Юрченко

 

— Мусорная реформа вам тоже, наверное, подкинула работы?

— Да, очень много вопросов и возмущений у людей по поводу оплаты за вывоз мусора. Особенно от жителей частного сектора. Потому что стоимость высокая и берут её с каждого жильца. Однако нередко бывает такая ситуация: у человека есть квартира в городе, в которой он постоянно проживает, и домик в пригороде, доставшийся от родителей. Он туда ездит нечасто, особенно если ещё работает, – в лучшем случае раз в неделю по садово-огородным делам. А платить за вывоз мусора должен по‑полной. Но так как сумма набегает приличная, возникает много вопросов…

— А что, с этим можно что‑то сделать?

— Можно. Хотя позиция Верховного суда по этому вопросу двоякая: есть решения в обе стороны. Но очень большое значение имеет человеческий фактор – я всегда это своим посетителям говорю. Соберите справки, что вы в этом домике постоянно не проживаете и прописаны в городе, и направьте весь этот пакет документов в ЦЭБ, попросите о перерасчёте. Но делать это придётся регулярно, если не хотите платить. Всё возможно, хотя надо будет повозиться. А народ к этому не привык.

 

Какие вопросы помогает решать пенсионерам Белгородский центр защиты прав граждан - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

«А что сделали вы сами»

— Не все готовы прилагать усилия к разрешению своих же проблем?

— Как ни печально, но да. Люди привыкли к тому, что всё решается по звонку «куда надо». Например, нам. Звонят и спрашивают: «Вы же центр защиты прав граждан? Ага! Вот у нас крыша течёт!» Я отвечаю: «А что вы сделали для того, чтобы она не текла? Куда обращались с этим вопросом?» А в ответ: «Ну вот я вам и звоню!» Хорошо, говорю, подъезжайте, я вам помогу составить заявление в управляющую компанию – по нему она в течение суток должна устранить течь. И тут люди начинают говорить, что они уже в возрасте, с инвалидностью, собрать подписи не смогут…

Объясняю, что даже если я войду в их непростое положение и сама приеду, то у меня просто нет полномочий, чтобы делать эту работу за них. Я ведь не собственник жилья и не имею к нему никакого отношения. А люди в ответ обижаются: «Ну вот, вы такая же, как и все, – не хотите помочь…»

— Но при этом у пожилых людей повышенная жажда справедливости и желание отстоять свои права?

— Да. Однако и требования у них часто изначально завышены и необоснованны. Например, приходила ко мне как‑то бабушка лет 80. Около 20 лет назад она приватизировала дом, который поначалу принадлежал предприятию. Живёт в нём бабушка ещё больше и только сейчас «вспомнила», что жильё ей передали без капитального ремонта. Я ей говорю: «Сейчас этого практически невозможно добиться. Как доказать, что не вы довели дом до такого состояния? С чем идти в суд?» А она сердится, упрекает: «Что же вы за центр защиты такой! Помогайте! Мне нужно!» Я в таких случаях стараюсь человеку объяснить, что помощь ему мы можем оказать, если права нарушены. А когда вам просто хочется – тогда надо менять законодательство, чтобы это право возникло. На что многие на полном серьёзе отвечают: «Так давайте менять!»

 

Какие вопросы помогает решать пенсионерам Белгородский центр защиты прав граждан - Изображение Фото: Наталья Малыхина

Нужно выслушать

— Да уж, непростая у вас работа…

— Мне помогает то, что по первому образованию я психолог и более 10 лет в этой профессии отработала. Пожилые люди прежде всего нуждаются в том, чтобы их выслушали. Хотя часто приходят ко мне с негативом: жалуются, критикуют чиновников. Потому что до этого везде им твердят: вам не положено – закройте дверь и идите жалуйтесь! А я выслушиваю претензии человека и начинаю потихоньку его успокаивать. Говорю: «Чисто по‑человечески я согласна, понимаю ваше негодование. Но давайте вернёмся к проблеме. Всё не так, как вы хотите. Понимаю, обидно. Но скажите: в чём конкретно нарушено ваше право? Вам это положено?» На этом вопросе многие замолкают. «А что, нет?» «Нет», – говорю я и объясняю, что «хочу» и «положено» – разные вещи. Мы подключаемся, когда реально нарушены права человека и он от этого страдает. А когда просто «хочу» и «мне надо» – нет. Часто после такого разговора люди уходят с благодарностью за то, что их хотя бы выслушали и всё объяснили.

— Вам нравится помогать людям?

— Очень. Особенно когда я вижу результат. Люди возвращаются, благодарят, рассказывают, как их ситуация разрешилась. А я получаю удовольствие от того, что мои усилия были не напрасны. Мне приятно видеть в глазах человека радость: «Вы понимаете, мы же были правы!» Особенно когда дело длилось долго. Надзорные органы часто говорят: «Это не наше дело». И не находят нарушений. Но когда поднимаешь все бумаги и оказывается, что собственник всё‑таки был прав и суд это признал, это дорогого стоит.

 

Какие вопросы помогает решать пенсионерам Белгородский центр защиты прав граждан - Изображение Фото: Павел Колядин

 

— Правильно я понимаю, что сами вы при этом на судебные заседания не ходите?

— Нет, я только оказываю людям первичную юридическую помощь: помогаю составлять исковые заявления, претензии, жалобы. Либо если на человека подали в суд – мы пишем возражение, заявление на отмену судебного приказа. В платной юридической консультации за это берут деньги, а мы делаем всё бесплатно. Поэтому к нам и идут пенсионеры, которые не могут себе позволить обращение в платную консультацию.

— К вам обращаются только жители областного центра?

— Есть посетители и не из Белгорода. Но из районов чаще звонят, а потом присылают документы по электронной почте. Хотя по телефону о проблеме только в общих чертах можно узнать. Потому что иногда человек говорит, что в письме написано одно, а когда я его читаю, то вижу, что это не совсем так. Поэтому лучше приезжать с бумагами лично.

— А как о вас узнают люди?

— Во‑первых, у нас есть постоянные клиенты. Они и рассказывают о нас другим. А во‑вторых, сарафанное радио никто не отменял. Часто бывает так, что звонят и говорят: «А вот у вас была Марья Петровна, вы ей помогли. А мне можете помочь?» Ну, приходите, говорю, будем смотреть.

Беседовала Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×