«Душа болит за каждого мальчонку»: в борисовском монастыре пекут пирожки для солдат
Корреспонденты «БелПрессы» побывали в Богородице-Тихвинском женском монастыре, где варят кашу и пекут хлеб военнослужащим
-
Статья
-
Статья
Добрые дела любят тишину – такое мнение бытует в обществе. Дескать, искренние поступки не нужно афишировать. Отчасти такая позиция внушала нам с фотокорреспондентом сомнение: а нужно ли напрашиваться в гости в Богородице-Тихвинский женский монастырь, в котором готовят пищу и собирают помощь для наших военнослужащих? И решили: нужно.
Именно теперь, как никогда, необходимо напоминать всем нам о простых добродетелях: милосердии, сострадании, человечности. Настоятельница монастыря – игумения Иова – после некоторых раздумий согласилась с нашими доводами: «Приезжайте».
С картошкой и капустой
К восьми часам утра на монастырской кухне как разподошло тесто. Поставили его в 5 часов, говорит матушка Иова. Сёстры, повязав поверх чёрных монашеских одеяний белые поварские фартуки и надев белые нарукавники, начинают делить тесто на порционные шарики. Невольно любуюсь плавными движениями их рук.
«Мать Марфа, мать Лидия, мать Илария, – называет мне имена настоятельница монастыря. – Одной 82 года, другой 81, все старенькие…»
Кода нужно готовить пищу только для своего стола, в монастыре стараются обходиться собственными силами. Но сегодня здесь замесили четыре бадьи теста, чтобы испечь пять сотен пирожков – с таким объёмом справиться нелегко, помогают прихожанки.
Пока мы беседуем с матушкой Иовой, людей в трапезной становится больше – помочь приходят прихожанки Елена, Людмила и Ксения. Очень скоро на длинном столе уже тесно от мягких, подоспевших шариков. Пора начинять. Сегодня здесь пекут пирожки с картошкой, с капустой, да ещё – сосиски в тесте.
Нехитрое занятие – лепить пирожки. На серединку лепёшки ложкой кладём начинку, тщательно прижимаем края теста, чтобы не расклеились. Придаём форму – готово, отправляем на противень.
Наполненный пирожками лист уносят на кухню – там повар смазывает каждый смесью молока с яйцом, даёт ещё немного расстояться и ставит в духовку. И уже через 15 минут первая партия румяных пирогов готова. Трапезная наполняется аппетитным запахом домашней выпечки.
Не вступая в споры
Едва хозяйки управляются с первым замесом теста, тут же поспевает второй. И снова – слаженная работа: начинка, пирожки, противень, домашний аромат… За этим мирным и привычным для каждой женщины занятием так не хочется говорить о тревоге и переживаниях. Но мы говорим. Потому что румяную вкусную красоту в монастыре пекут не для себя (тем более что на дворе Великий пост) – для наших солдат.
С начала спецоперации в монастырскую жизнь вошли новые заботы. День готовят: пекут пирожки, варят каши. Затем ещё день-два закупают продукты для следующей готовки и собирают для бойцов гуманитарную помощь: одежду, средства гигиены, лекарства. Чего не могут приобрести сразу, заказывают через Интернет. Обязательно кладут крестики, карманные иконки. Собрав, отвозят – в госпиталь раненым и на границу.
«Как же не помогать, – говорит настоятельница. – Душа ведь болит за каждого мальчонку. Мы же все тут матери, понимаете? У всех дети, внуки. Сейчас в обществе есть два мнения. Первое: ребятам нужно помочь. В любом случае помочь. Другое мнение: есть государство, оно снабжает, граждане платят налоги для этого. Мы не вступаем в споры. Мы помогаем и видим, что помощь наша нужна».
«Как мы можем поддержать наших ребят? – согласен с матушкой духовник обители, игумен Иннокентий (Артёмкин): – Подарить им частичку своего тепла, добра – через пирожок. А солдат это тепло почувствует. Не просто тепло, а дом – что о нём думают, заботятся, что о нём молятся».
Плов из гуся
Пока поспевают пирожки, настоятельница монастыря готовит плов из гуся. Кухня в её жилище наполнена ярким весенним солнцем, просеянным сквозь стебельки помидорной рассады на подоконнике. На плите у хозяйки стоят два казана. Приготовит, освободит казаны – и снова начнёт готовить в них:
«Стараюсь что‑то посытнее приготовить: или плов, или полевую кашу с пшеном и картошкой», – объясняет матушка.
Ей нужно поспешать – ведь плов и пирожки солдатам должно доставить к обеду. По пути ещё купит молока и овощей. Матушке важно сделать это самой – привезти угощение. Увидеть ребят, благословить их.
Затеянное монастырём дело собрало много неравнодушных людей. У обители есть постоянные благотворители. Муку, к примеру, безвозмездно привозит хозяйка пекарни из Белгорода. Мешка муки хватает на две готовки, говорит матушка.
Поэтому закупать её тоже приходится. Также продуктами и деньгами помогает агрохолдинг. Да и просто люди, борисовцы, приносят, чем готовы поделиться.
— Вот вы идёте по улице, и вам прихожий улыбнулся, – рассуждает игумен Иннокентий. – И у вас словно цепная реакция идёт – тоже начинаете улыбаться другим, настроение поднимается.
— Добро тоже может стать такой цепной реакцией?
— Конечно! – отвечает батюшка. – И ещё надо знать историю нашу. Как бы ни разметали русский народ – я сейчас говорю не про национальность – но в самый нужный момент все забывают обиды и сплачиваются. Ни в одной точке земного шара вы этого не найдёте. Это наша отличительная черта.
Корвалол и валерьянка
У прихожанки Ксении сегодня день рождения. С утра она здесь, в монастыре – помогает лепить пирожки. Ксения и её сестра Мария из тех людей, для которых сострадание – абсолютно естественное состояние души:
«С первых дней мы с сестрой возили продукты, одежду солдатам. Оставляли свой телефонный номер: ребятки, что‑то конкретное нужно – звоните. Сначала думали, сами справимся. А потом начали помогать друзья. Я благодарю свою семью, они настолько включились в помощь».
Сначала было страшно, признаётся Ксения. А потом чувство страха переросло в слово «надо»:
«Каждый раз корвалол и валерьянка, но опять едешь. Тут включается наше материнское. Вспоминаешь ребят, их глаза. Съест он этот пирожок – как будто мама накормила. Некоторые нам потом СМС пишут: «Спасибо вам большое!» Мы видим, раз они в Сети появились, значит, живы».
Давно повелось в её семье: отмечать день рождения не цветами и подарками, а добрыми делами – адресов у помощи немало.
Между тем за нашими разговорами испеклись пирожки. Ксения грузит часть приготовленных продуктов в свой автомобиль, повезёт к месту назначения:
«Напишите у себя, напомните людям, что нужно помогать друг другу!» – говорит она нам на прощанье.
Приграничной зоны нет
Четыре часа, проведённые нами в Богородице-Тихвинском женском монастыре, наполнили душу необъяснимым светлым чувством и покоем. У обители удивительная история – ей посвящены книги, да и средства массовой информации (в том числе «БелПресса») рассказывали не раз. Основанный сподвижником Петра I, графом Борисом Шереметевым в ознаменование победы в Полтавской битве, монастырь был упразднён и практически разрушен в 1920-е годы. А в 2014-м, в год 300-летия обители, началось её возрождение.
И уже вновь построен здесь храм Тихвинской иконы Божией Матери – сейчас идут внутренние работы. А у Поклонного креста создан мемориал о ратном подвиге русского народа в разные века – в битвах под Полтавой и на Прохоровском поле, в сражениях за Ленинград и Севастополь…
Прощаясь с обителью, я задала вопрос, ради которого, по большому счёту, приехала сюда:
— Сейчас у многих тревожно на душе. Где найти успокоение?
— В Боге только, – отвечает игумения Иова. – До революции [1917 года] у нас вся жизнь человеческая проходила через церковь, от рождения до смерти. Потом был век безбожный – столько поколений прошло через него! Конечно, мы все духовно слабые. В трудные минуты кто про Бога вспоминает, а кто и нет. Иногда говорят: Бог – последняя надежда. А нужно, чтобы так: Бог – единственная надежда.
— Как всё это сложно, матушка…
— Нет ничего сложного в православии. Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо? Всё просто: вот – по Богу, а вот – по сатане. И приграничной зоны нет, где можно отсидеться.
Нелля Калиева