Вершина счастья. Как походы в горы учат белгородцев видеть красоту вокруг
Супруги Олег и Мария Волошенко рассказали «Белгородской правде» о том, почему в горах нельзя торопиться
-
Статья
-
Статья
Найти семейное увлечение, объединяющее и радующее каждого, – задача не из лёгких. Для Олега и Марии таким делом стало восхождение на горные вершины. Вместе они объехали едва ли не полсвета, поднимаясь в горы, несмотря на все трудности и опасности.
«Не убивай мечту!»
— Как началась ваша семейная горная история?
— Я до этого уже поднимался в горы, – начал рассказывать Олег. – Ходил в походы по Крыму, на Эльбрус – правда, тогда не взошёл, погоды не было. И лет десять убеждал Машу сходить в горы вместе.
— И какой аргумент стал решающим?
— Он сказал: «Ты убиваешь мою мечту», – ответила Мария. – После этого я наконец решилась. Олег звал меня на Килиманджаро, но туда идти побоялась, согласилась на Эльбрус. И после первого восхождения в августе 2017 года жизнь просто разделилась на до и после.
— Готовились к этому восхождению как‑то?
— Я нашёл организатора восхождений, нам пообещали предоставить оборудование, гидов. Так что мы просто собрались, сели в машину и поехали, – сказал Олег.
— Да, мы везде ходим с группой, потому что соло-восхождения – это опасно и сложно, – уточнила Мария. – Но важно найти хорошего организатора, потому что встречаются и такие, которые очень халатно ко всему относятся.
— Другой важный момент – успешная акклиматизация, – добавляет Олег. – Когда человек приезжает с равнины в более высокий район, у него обычно голова начинает болеть, бывает слабость, тошнота. Так что если сразу рвануть в горы, ничего хорошего не будет.
— Во время первого восхождения с непривычки было очень тяжело. Сейчас мы уже знаем, что нельзя торопиться, сбивать дыхание, что если идёшь медленно – это вовсе не плохо. С опытом приходит понимание всех этих моментов, и ты уже не так убиваешься в горах, как в первый раз. А тогда мне казалось, что нужно быстрее, – признаётся Мария.
— То есть переусердствовали?
— Не то чтобы переусердствовали, скорее, не умели слушать организм и правильно принимать нагрузку. Когда ты в горах, организм совсем по‑другому на нагрузки реагирует.
Нельзя покорить
— Что ещё важно, чтобы покорять вершины?
— В первую очередь, необходимы желание добиться поставленной цели и готовность преодолеть себя. И ответственность: нужно понимать, что ты не один, рядом всегда люди. А термин «покорённая вершина» мы, кстати, не используем. Потому что горы нельзя покорить. Они существуют сотни тысяч лет, ты рядом с ней – муравей. Если ты зашёл и спустился, значит, она тебя пустила и, что немаловажно, отпустила, – говорит Мария.
А Олег уточнил, что больше всего несчастных случаев происходит как раз на спуске, потому что люди рано расслабляются.
— А не страшно вообще идти в горы?
— Очень страшно, – признаётся Мария. – Во время восхождений всегда думаю – зачем я сюда пришла? И что это последняя гора, и что с альпинизмом пора завязывать, и что нужно продать своё снаряжение. Эти мысли у всех, наверное, бывают.
— Мне страшно не бывает, – парирует муж Марии. – Когда ты на вершине, основное чувство – радость. Потому что не надо больше идти наверх, можно идти вниз.
— Да, на вершине прямо камень с души падает. Но всё‑таки в горах испытываешь страдания. Это не то что в парке – гуляешь и наслаждаешься видами, – возражает Мария.
— Ну почему? – не соглашается Олег. – Например, когда солнце восходит, тень от горы падает – это так красиво. Никакая фотография не передаст.
— То есть остаются время и силы любоваться красотами?
— Даже если ты над обрывом висишь на верёвке – всё равно будешь восхищаться красотами, – соглашается Мария.
— Когда по горам ходишь, замечаешь больше красоты вокруг. Люди живут где‑то и зачастую не видят того, что видят те, кто приехал издалека, – рассуждает Олег. – Вот приехали мы в Африку, идём, и вдруг какая‑то местная флора возникает из тумана: красиво. А местные пожимают плечами – растёт и растёт. То же самое и у нас здесь: никто не понимает, что те же самые ёлки, сосны, каштаны цветущие – тоже красиво.
На бал в кедах
— А сколько было у вас совместных восхождений?
— Мы очень активно за это взялись, – рассказывает Мария. – Съездили на Эльбрус, Казбек, Килиманджаро, Монблан. Побывали на альпсборах на Таганае, получили там третий разряд по альпинизму. А потом наступил ковид. У нас были билеты на лето в Крым, в итоге всё пришлось отменить. Собирались в Турцию в горы, но не вышло, несколько раз сдавали билеты. Олег ходил на Казбек, а я отказалась – это было в ноябре, холодно. Поэтому у меня получился большой перерыв. И вот в конце прошлого года отправились в Эквадор.
— Каково было снова во всё это вливаться после долгой паузы?
— Это было в удовольствие. Правда, сначала я боялась ехать практически на другой конец света. Но Олег всё равно всё организовал, и потом было только счастье. Мы там встретили Новый год и 1 января вылетели обратно.
— Шутили про то, что как новый год встретишь, так его и проведёшь?
— Мы встретили его в автобусе. По нашему часовому поясу уже была полночь, а там ещё день, солнце светило. А вечером, по приезде, оказалось, что нужно идти в местный ресторан. Там все с причёсками, платья бальные, а мы в грязных кедах только с горы. Довольно необычный праздник вышел.
За амплитудой эмоций
— Вы путешествуете только вдвоём?
— Некоторые друзья с нами собираются. Мы с мужем заразили их любовью к горам. А в основном мужчины поодиночке ходят, не все жёны хотят такого отдыха.
— То есть вам повезло, что это именно как семейное увлечение сложилось?
— Это удобно, – говорит Олег. – Например, нас могут заселить в отдельный номер. Но это в два раза дороже.
— Зато есть кому своё снаряжение отдать, если тяжело нести, – улыбается Мария.
— Считается, что горы раскрывают характер человека. Вы узнали друг о друге что‑нибудь новое, когда начали заниматься альпинизмом?
— Особенно на Эльбрусе, – в свою очередь улыбается Олег.
— Это была моя первая гора, всё было в новинку, я не знала, какие эмоции испытываешь во время восхождения, – оживляется Мария. – Я рыдала, когда увидела вершину – не от счастья, а от облегчения, что сейчас пойду обратно. И когда мы шли вниз, у Олега началась эйфория, а у меня – дикая агрессия. Я шла и ругалась на него. Думаю, если бы по дороге был ЗАГС, мы бы там же и развелись. Но когда спустились, всё стало хорошо.
— В последующие разы такого не было?
— Нет, я старался так активно не радоваться, чтобы не выводить из себя жену.
— А категорического желания «всё, в следующий раз едем просто лежать на пляже» больше не бывало? – спрашиваю Марию.
— Ночью перед восхождением, – отвечает она, – когда просыпаюсь в палатке, а она вся обледенела, думаю – зачем это? И решаю – всё, последний раз. Но по возвращении понимаешь, что ту амплитуду эмоций, которую ты испытываешь в горах, внизу никогда не испытаешь. Там полная жизнь, от дикого страха до безумного восторга. И за этим идёшь снова и снова.
Беседовала Александра Токтарёва