Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 февраля 2022,  18:14

Ничей? Есть ли будущее у деревянного храма в шебекинской Дмитриевке

Перспективы объекта, в котором сейчас трудно узнать храм, пыталась прояснить «Белгородская правда»

Ничей? Есть ли будущее у деревянного храма в шебекинской ДмитриевкеТак выглядит храм сегодняФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Сейчас у храма в шебекинском селе Дмитриевка нет ни купола, ни колокольни. Постройка больше напоминает амбар или склад. Но это именно храм – во имя Святого великомученика Димитрия Солунского. Вернее, то, что от храма осталось.

Двери на замке

Осталось, нужно сказать, немного. Потрёпанный остов из потрескавшихся досок на осыпающемся кирпичном фундаменте. Все три входа заперты – вероятно, чтобы в аварийное здание не лазили дети и любопытствующие заезжие гости. Над одним из входов (кажется, с восточной части), под козырьком, едва угадывается лик Спасителя.

Несколько окон наглухо заколочены, на остальных – поржавевшие витые решётки. Они позволяют заглянуть внутрь, но и там можно увидеть лишь разруху: дырявую кровлю, провалившийся пол. В щербатых остатках перегородки предположительно находился алтарь. На внутренней части дверей мелом выведены каракули, в том числе нецензурные – видимо, кто‑то сюда всё же пробирался.

Стоит бывший храм на улице Заречной. Совсем рядышком, на улице Победы, расположена Дмитриевская основная школа, что носит имя Героя Советского Союза Ивана Никитовича Озерова.

 

 

Примечательно, что образование в селе (как и во многих других сёлах, кстати) началось именно с церкви – вернее, с церковно-приходской школы, построенной в 1885 году. Ребятишки из Дмитриевки и соседних деревень здесь учились читать, писать и считать, изучали богословие. После Октябрьской революции 1917-го Закон Божий из расписания исключили, а в школу, кроме детворы, поспешили безграмотные крестьяне – для них организовали ликбез. В 1935 году в селе всем миром построили новую кирпичную школу, которая действует и сейчас. В школе создан краеведческий музей, которым руководит учитель истории Иннеса Усенкова. Здесь церкви посвящён отдельный стенд:

«Начало строительства Дмитриевской деревянной церкви относится к 1873 году. Первоначально на правом берегу речки Корочи были вырыты два котлована, в который складывали стволы деревьев (вербы). Во время половодья котлованы затапливало водой и заносило илом. Таким образом получился морёный строительный материал трёхлетней выдержки. Строительство вела артель из 25 человек».

«Церковь сначала построили, сделали засечки на брёвнах, – объясняет Иннеса Викторовна. – После этого разобрали и сложили брёвна в котлованы».

Засечки, нанесённые почти 150 лет назад, чтобы запомнить последовательность возведения стен, и сейчас кое‑где виднеются. Любопытным кажется сегодня способ закладки фундамента. Так, судя по музейным сведениям, «на изготовление раствора для кладки фундамента и ограды было израсходовано более 1,5 миллиона яиц».

Действительно, в былые времена на Руси в известковый раствор для прочности добавляли яичный белок. Может быть, благодаря этому фундамент держится до сих пор?

 

Вопросы без ответов

Завершилось строительство церкви в 1878 году, первое богослужение прошло в ночь на 26 октября – в этот день (по старому стилю) православные чтят память великомученика Димитрия Солунского. 

«В приходе 1 030 православных, 80 раскольников и сектантов. В приход входили деревни Голопятовка и Доброе, слобода Яблочково. Первыми церковнослужителями были Попов Н. Г., Рубинский В. Н., Денисов В. И.», – скупо сообщает история…

Купол храма снесли, по воспоминаниям старожилов, в 1930-е, после чего использовали помещение то ли под склад, то ли под амбар. Что стало с церковной утварью, как сложилась судьба священников? На эти вопросы ответа нет.

 

 

Сведения о храме сохранились благодаря стараниям Владимира Савельева, который возглавлял Дмитриевскую школу в разные годы, в том числе в начале 2000-х. Школьный музей – его детище. При Владимире Михайловиче на базе Дмитриевской девятилетки работал летний археологический отряд, который вместе с учёными БелГУ занимался раскопками на месте Дмитриевского городища. Директор мечтал создать в окрестностях школы и храма туристическую базу для краеведческой работы.

«В то время много людей приезжали в школу, в том числе высокие гости, обсуждали с Владимиром Михайловичем эту идею», – вспоминает Иннеса Усенкова.

В 2009 году Владимир Савельев скоропостижно умер, так и не успев реализовать свой замысел…

 

В одной поре

С советских времён внешний облик его не очень‑то изменился. Храм в одной поре стоит, говорят люди. Правда, лет 5–6 назад сильным ветром повредило кровлю.

В январе 2019 года глава Белгородской митрополии владыка Иоанн поделился планами создать в Димитриевском храме музей, посвящённый истории христианства на белгородской земле.

Но с той поры в судьбе деревянного строения ничего не изменилось.

«Здание церкви в Дмитриевке не относится к епархии, – поясняет председатель отдела по церковному благолепию митрополии, архитектор-храмостроитель Нина Цветкова. – В советские годы здания храмов конфисковывали и переводили на баланс государства. И в Дмитриевке церковь уцелела потому, что использовалась под склад».

По её словам, несколько лет назад специалисты по заказу Шебекинской администрации оценивали состояние здания и пришли к выводу, что капитального ремонта оно просто не выдержит. Как вариант возможно строительство нового храма (или часовни) с использованием материалов старой постройки.

 

 

В администрации Шебекинского округа «Белгородской правде» рассказали, что земля на улице Заречной в Дмитриевке, где расположен храм, находится в муниципальной собственности. Однако находящееся на ней здание на балансе администрации не состоит и кто является его собственником, в округе не знают. В то же время храм Димитрия Солунского приказом областного управления культуры № 141 от 11 апреля 2007 года внесён в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.

«Сегодняшнее состояние здания вызывает беспокойство, но, учитывая его культурную ценность, в настоящее время администрация не рассматривает вопрос о его сносе», – пояснили нам в администрации округа в ответ на редакционный запрос.

Формально получается, что здание это никому не принадлежит, несмотря на вновь обретённый статус? Сносить его не поднимается рука – видимо, этот процесс отдан на откуп времени, которое подтачивает морёные брёвна и фундамент.

Не складывается у Дмитриевки с развитием внутреннего туризма, хотя дальней глубинкой её не назовёшь: 15 км до Шебекино, до Белгорода – около 40 км. А ведь это село с почти четырёхвековой историей, в том числе связанной с Дмитриевским археологическим комплексом. Школа 1935 года постройки, Димитриевский храм, наверное, могли бы привлекать любителей старины в Шебекинский округ. Как и кинодеревня, построенная в 2018 году за 80 млн рублей для съёмок кинокартины «Союз спасения». В 2020-м её разрушили, ссылаясь на то, что содержание будет обходиться дорого. Очевидно, и судьба Димитриевского храма упирается в финансовый вопрос. Полтора века назад его помогли решить меценаты – местные помещики Иван Гангардт и Михаил Перроте.

Между тем в Дмитриевку изредка наведываются туристы-одиночки. Фотографируют церковь, делятся снимками в соцсетях. Место и вправду, как любят теперь говорить, атмосферное. 

 

 

Павел Субботин, начальник управления по делам архивов Белгородской области:

«Деревянная на кирпичном фундаменте одноглавая церковь с колокольней в селе Дмитриевском Корочанского уезда, построенная в 1878 году, была обшита доской, выкрашена в белый цвет и покрыта листовым железом. Церковнослужителям выделили усадебную и полевую землю.

В 1930-е годы церковь закрыли, её здание было продано местному колхозу, который переоборудовал его под клуб, сломав колокольню и главку. Однако во время войны верующие снова заняли здание под церковь. После освобождения села общину верующих зарегистрировали, а в приход помимо Дмитриевки вошли деревни Репное и Доброе.

В 1951 году власти повторно решили закрыть церковь и снова отдать здание колхозу. Было принято соответствующее решение, но в Москве постановили от изъятия здания у верующих воздержаться. Окончательно церковь была закрыта в 1963 году. Её здание было передано местной школе под мастерские».

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×