Пусть меня научат
Первый вопрос, который я задала заместителю начальника Белгородского почтамта Светлане Комаровой: обучают ли где-нибудь по специальности «оператор почтовой связи»?
«Набор на такую специальность есть в одном из московских техникумов, в санкт-петербургском колледже телекоммуникаций, – рассказала Светлана Николаевна. – Но всё же, как показывает опыт, лучше всего профессию можно постичь только на практике. Поэтому мы своих стажёров обучаем на месте. В течение месяца они наблюдают за работой операторов, учат правила обслуживания клиентского сервиса, вникают во все тонкости. После сдачи профессионального экзамена приступают к самостоятельной работе».
Мне повезло: во время моего визита оператор связи Татьяна Моисеева работала в паре со стажёром.
«Как и на любом предприятии, перед тем как приступить к работе, человек должен чётко понять, чем он занимается, – говорит Татьяна. – Со стороны кажется, что работа наша простая: марки на конверты наклеил, письма по полочкам разложил – и свободен. А на самом деле здесь очень много нюансов: работа с документами, материальными ценностями, приём различного рода платежей. И всё приходит с опытом. Девчонки учатся всему на практике».
Стажёр Ольга неразговорчива. На вопрос, почему решила пойти работать оператором на почту, отвечает: «К дому близко».
Отмечаю про себя, что об операторах почтовой связи говорят исключительно в женском роде. По словам Татьяны Моисеевой, на почтамтах мужчины работают водителями, инкассаторами или сопровождающими почты.
«Я за время своей работы видела только одного паренька – почтового оператора. Он в соседнем отделении посылки оформлял. Такую работу, наверное, редкий мужчина выдержит. Здесь нужно женское терпение», – рассуждает Татьяна.
В порядке очереди
В отделении почтовой связи на Соборной площади – жаркий полдень. За пару минут у окошка Татьяны скапливается очередь из десятка человек.
– Долго-то ждать ещё? – не больно вежливо спрашивает один из клиентов.
– Каждая операция занимает определённое время, – отвечает Татьяна.
В течение дня оператор связи производит множество различных операций – от наклеивания старых добрых почтовых марок на конверты до продажи авиа- и железнодорожных билетов и приёма миграционных уведомлений. Последняя процедура занимает много времени: клиенты заполняют несколько экземпляров бланков уведомлений, предоставляют необходимые документы. Задача оператора – проверить, все ли документы оформлены правильно. Без ошибок, естественно, не обходится.
«Самые красивые паспорта – американские, – рассказывает Татьяна, проверяя документы. – Хотя каких только у нас не бывает…»
Из-за стекла, отделяющего операторов от клиентов в зале почтамта, кажется, что очередь движется нескончаемым потоком. Каждый клиент приходит со своей просьбой: один оплачивает услуги сотового оператора, другой желает получить пенсию, кто-то выбирает поздравительную открытку, а кому-то понадобилось 30 одинаковых конвертов. Некоторые при этом забывают о вежливости.
– А мне бы газетку выписать, – просит кто-то Татьяну без очереди.
– Газету выписать можно. Подойдите в соседнее окно.
– Так там же очередь…– недоумевающе протягивает невидимый мне собеседник.
– У меня тоже очередь, а там быстрее будет, – устало отвечает Татьяна.
Пишите чаще!
«Ваш чек, ваш конверт. Пишите чаще!» – прощается с очередным клиентом оператор Ирина Ковалёва.
На белгородском почтамте Ирина Александровна проработала уже 32 года. Наблюдаешь за её манерой общения с клиентами, и кажется, что работа на почте – это её призвание.
«Работать я пришла без специального образования. Подружка рассказала, что есть вакансия. Я решила попробовать и осталась надолго, – рассказывает оператор со стажем. – О том, чтобы перейти на другую работу, не задумывалась никогда. Иногда, конечно, устаёшь, но терпение, выработавшееся с годами, не позволяет сорваться».
– Какие услуги, на Ваш взгляд, сейчас популярны? – спрашиваю я у Ковалёвой.
– Практически все. Писем много приносят.
– Письма ещё пишут? – удивляюсь.
– Чаще заказные, – поясняет Ирина Александровна. – Организации хотят быть уверенными, что их письмо доставлено в срок. Приносят иногда и частные письма, что ж тут такого…
Взгляд со стороны
Наблюдая за работой оператора почтовой связи, я сделала несколько выводов. Во-первых, такая профессия требует терпения, усидчивости и даже физической выносливости: центральное городское отделение почтовой связи работает с 8 часов утра до 10 вечера. Операторы обслуживают клиентов посменно, причём каждый из них за день осуществляет около 200 операций.
Во-вторых, специальность освоить можно только на практике. Образование, полученное по другой специальности, будет плюсом, но особой роли не сыграет.
В-третьих, тем, кто критикует работу операторов почтовой связи, нужно хотя бы раз оказаться «по ту сторону» и посмотреть на себя самих со стороны.
Прощаясь, Ирина с Татьяной в один голос говорят, что сегодняшний рабочий день проходит спокойно:
«В начале месяца клиентов почти нет. То, что Вы увидели сегодня, – это ещё не очередь. Вот когда все придут оплачивать квитанции за коммунальные платежи, тогда будет толпа, – и добавляют: – Нам бы очередь электронную установить, всем проще бы стало».
Справка. В состав Белгородского филиала ФГУП «Почта России» входит десять почтамтов. Услуги почтовой связи предоставляют 600 отделений почтовой связи, 483 из которых находятся в сельской местности. В почтовой сфере Белгородской области работает 3 856 человек, в том числе 397 операторов связи.