«Одно удовольствие». Почему белгородка 25 лет занимается моржеванием
Юнона Маркина рассказала «Белгородским известиям», почему не купается летом, кто такие настоящие моржи и как закаливание влияет на здоровье
-
Статья
-
Статья
Она работает заведующей патентно-информационным центром Белгородской универсальной научной библиотеки. В будни она помогает людям получить охранные документы на изобретения, полезные модели, а в выходные отправляется на городской пляж, чтобы в мороз окунуться в прорубь.
Случайный заход
«Уже 25 лет занимаюсь моржеванием. Я не осознанно к этому пришла, всё произошло случайно. У меня был знакомый, который этим занимался, он предложил попробовать. Мне было 26 лет, я абсолютно не боялась, ведь была молодая и бесстрашная (смеётся). Мы пришли на городской пляж со стороны железнодорожного вокзала. Нормальные люди ждут, когда вода в реке будет тёплой, а у моржей всё наоборот – сезон у них длится с ноября по май. Мы же решили искупаться в конце сентября. Вода уже была холодная, и, кроме нас, на пляже никого не было. Знакомый уверенно зашёл в воду, я – следом за ним, не чувствовала холод. Всё прошло отлично, мне понравилось.
Тогда и оборудованного места не было, стояли два старых железнодорожных вагончика, в одном – моржи переодевались, в другом – парились. Сейчас территорию расширили и огородили, есть парная, чайная, тренажёрный зал и отапливаемые раздевалки.
Я долго жила на Северном Урале, под Нижним Тагилом, спокойно в школу ходила в –40 0С. Поэтому отношение к холоду сложилось немного другое. Но там на улице в –40 лучше, чем в Белгороде в –20 0С: здесь влажность высокая».
Без труда и страха
«Когда серьёзно занялась моржеванием, то купаться летом перестала. Мне теперь неинтересно: на пляже полно людей, грязная вода, жара. Уже много лет не хожу на речку летом. Лучше всего купаться в зимние месяцы, когда лёд встаёт на реке. Хотя однажды дождь шёл на Крещение, льда вообще не было, люди с берега заходили, как летом. До того как лёд встанет, холоднее, потому что окунаешься не в прорубь сразу, а по воде идёшь до глубины.
Страха перед заходом в реку у меня нет, поэтому не подготавливаюсь как‑то, не хлопаю по рукам, щекам, настрой тоже особый не требуется. Я получаю удовольствие от этого, а не пересиливаю себя. Для меня в моржевании нет трудностей, но самый большой страх – поскользнуться, пока иду к проруби. Сложно дойти от раздевалки до воды, но, когда по ступеням спускаешься, тебя обжигает, а выходишь бодрый, абсолютно не холодно, адреналин бьёт. Сейчас уже не так остро чувствуешь это, как в первые годы. Описать ощущения сложно, но, почувствовав однажды, хочется снова и снова повторять.
Температура воды в проруби зимой +4 0С, ниже не опускается из‑за слоя льда. Комфортно окунаться в –10–13 0С, когда ясно и безветренно. Примерно в 2007 году на Крещение ударил сильный мороз –26 0С. Это был единственный раз, когда окуналась через силу, – ужасно холодно, замерзаешь, не дойдя ещё до проруби. Из‑за скопления людей образовалась ледяная крошка, вода стекла с купающихся и осталась на поверхности».
Морж настоящий
«Считается правильным, если приезжаешь, переодеваешься в купальник и сразу, без парилки, заходишь в прорубь. Есть шуточное деление на настоящих и игрушечных моржей. Последние в воду вообще не заходят, они приезжают, парятся, пьют чаи. Я считаю себя полуигрушечным, потому что окунаюсь, а после иду в парилку, чайную, обмениваемся новостями с сопляжниками.
Прорубь обычно небольшая, поэтому сильно в ней не поплаваешь. Я окунаюсь по шею и провожу в воде около двух минут. Мужчина с нами был, который по 40 минут плавал, пел песни, сидя в проруби, от него пар шёл. У всех теплообмен разный, ему было комфортно. Моржи ещё и загорелые к апрелю, потому что солнечные ванны принимают – на снегу под солнцем стоят».
На пляж с палочкой
«Я 28 лет работаю в библиотеке и четыре раза была на больничном, но не из‑за простуды. Однажды поломала ногу и год не окуналась, тогда постоянно болела ангиной. Ни от одного моржа не слышала, чтобы закаливание вредило женщинам.
В клубе закаливания много возрастных моржей, они следят за здоровьем, внуков приводят, и все на позитиве. Это очень вдохновляет. У нас занималась полная женщина, ей было около 80 лет, она делала стойку на руках. Есть ещё одна бабушка, которая инсульт перенесла, ходит с палочкой, а всё равно окунается. С годами молодёжь подтягивается, и детей маленьких приводят, они заходят в воду вместе со взрослыми.
Моржевание – это ещё и общение для меня. С шести утра до четырёх часов дня члены клуба закаливания собираются на пляже. У каждой группы своё время, наша компания съезжается после двух. Но все знают: если хочешь послушать про политику, приходи к шести утра, там дедушки и бабушки обсуждают просмотренные накануне политические передачи».
Относятся с уважением
«Лет 6–7 назад коллега захотела посмотреть, как я окунаюсь, и предложила на Крещение в обеденный перерыв меня свозить. Было холодно, примерно –15 0С. Я спокойно переоделась, искупалась и в купальнике подошла к ней. Она стояла в пуховике, вся сжалась. Я говорю: «Ну что, замёрзла?» А она мне: «Иди, одевайся быстрее, на тебя больно смотреть».
Коллеги с уважением относятся к моему увлечению. Я одна из всей библиотеки занимаюсь моржеванием. Постоянно объясняю, что тут нет никакой моей заслуги. Другое дело, если бы я себя преодолевала, готовилась, а так для меня это одно удовольствие.
Если решили начать, то попробуйте зайти в воду, чтобы понять, что чувствуете. Если это стоит вам больших физических и моральных усилий, то лучше не надо. Я считаю, пользы такое закаливание не принесёт».
Записала Анастасия Писаревская