Путь мастера. Как грайворонец Сергей Секира обучает детей резьбе по дереву
«Белгородская правда» попала на занятие к народному мастеру Белгородской области
-
Статья
-
Статья
На большом столе – с полтора десятка вырезанных фигурок дедов морозов. Некоторые уже раскрашены, покрыты лаком, другие только-только обрели узнаваемую форму. Рядом – футляр с ножами и резцами, неподалёку выстроились в ряд деревянные скульптуры.
Здесь народный мастер Белгородской области Сергей Секира обучает грайворонских мальчишек искусству резьбы по дереву. На несколько часов его ученицей стану и я.
Всё с детства
На деревянной дощечке Сергей Петрович проводит шариковой ручкой несколько линий – по ним мне предстоит вырезать фигуру, похожую на вытянутое облачко из детских книжек. Мастер выбирает нож и показывает, что именно нужно делать:
«Здесь придавливаете пальцем и режете. Движения – строго от себя».
Из‑под ножа на стол падает тонкая деревянная лента.
— Похоже на то, как чистят морковку, – смеюсь я.
— Ну, если хорошо чистите морковку, то и с этим справитесь, – подбадривает наставник и передаёт мне инструменты.
Не успеваю взять, как ловлю первое замечание:
«Стоп, неправильно держите. Так пальцы прямо под нож идут».
Показывает снова, я присматриваюсь и осторожно снимаю первую полоску – вроде бы получается. Повторяю процедуру. А потом ещё раз и ещё. Сергей Петрович одобрительно кивает и тоже принимается за дело – к уже лежащим на столе дедам морозам скоро прибавится ещё один. Одновременно начинает свой рассказ:
«У моего отца была хорошая столярная мастерская, и я там потихонечку занимался: то гвозди забивал, то пилил, то ещё что‑нибудь делал. Уже в четыре года мог, например, сделать клюшку».
Потом началась школа, в 5-м классе появились труды – и тогда же заработал кружок резьбы по дереву. Правда, попасть туда было непросто: брали только отличников.
«Меня, естественно, не взяли. Потому что по трудам – четыре, а по поведению – два», – разводит руками мастер.
Но к концу 5-го класса выпал счастливый случай: один из мальчиков кружок забросил, освободилось место. Первой заготовкой, которую будущий мастер там сделал, стал простой рельеф. Второй – деревянная медаль с олимпийским мишкой. Затем начал ходить к преподавателю домой заниматься индивидуально: тот давал снимать копии с собственных работ. Например, фигуры аистов. Вспоминая их сейчас, Сергей Петрович подытоживает: получалось довольно неплохо.
Олени, цапли и другие
При этом резьбу тогда он не воспринимал как что‑то серьёзное: одновременно занимался дзюдо, к окончанию школы выполнил нормативы кандидата в мастера спорта и переехал в Белгород, где поступил в педагогический класс. Там готовили учителей физкультуры. Днём – тренировки, занятия, а по вечерам – резьба. Однажды это заметил тренер и предложил: могу устроить на фабрику культтоваров, будешь для них вырезать – тебе дополнительный заработок. Какой студент от этого откажется?
«Дали мне образец оленя, и я начал их делать. За выходные успевал сделать три-четыре штуки в день, платили за них тогда по 90 копеек. Хорошая помощь была к стипендии. Ещё цапель делали, за них платили рубль двадцать. Правда, они были далеко не такие красивые, как эти», – указывает Сергей Петрович на несколько деревянных птиц, стоящих на столе.
Я смотрю на них, потом перевожу взгляд на дощечку у себя в руках. Деревянные заусеницы топорщатся во все стороны, категорически не хотят срезаться. Самое время обращаться за помощью.
— Сергей Петрович, у меня тут что‑то не ладится…
— А-а-а, закусывает? Это надо с обратной стороны брать, – мастер переворачивает дощечку и проводит ножом навстречу непослушным деревянным завиткам. Раз – и их нет. Поясняет: – Это структура волокна так идёт. Где‑то из‑за неё может быть сложнее резать. А у вас хорошо получается, между прочим!
С деревом по жизни
После педагогического класса Сергея Секиру забрали в армию. Но и там повезло: попал в показательный взвод, а вскоре стал старшим по батарее. Рядом располагались классы ремесленников, где грайворонец проводил свободное время.
«С нами служил парнишка, который окончил Богородское училище резьбы по дереву, и он меня в армии тоже немножко поднатаскал. Рассказал что‑то новое, показал, что и как можно делать иначе, чем я делал прежде», – вспоминает мастер.
Когда вернулся из армии, стало сложнее. Стипендии студента педагогического института не хватало, фабрика культтоваров распалась. Сергей Петрович начал относить свои поделки на продажу в художественный салон, вырезал заготовки уголков для мебельного кооператива:
«Директор говорит: мои резчики делают уголков шесть-восемь в месяц. Я попробовал. Процесс пошёл, за выходные делал больше 100 штук. Через две недели директор уволил сразу шестерых резчиков. А через два месяца уволил и меня, сказал – ты мне уже на десять лет вперёд уголков наделал».
Слушаю и завидую такой скорости: я с непривычки всё ещё вожусь с одной стороной. Выровнять выровняла, но теперь не удаются узоры. Вместо аккуратных волн – всё под одну линейку.
«Это делается вот так: зарезка в одну сторону, потом – переворачиваем и повторяем», – объясняет мастер.
Несколько ловких движений, и выпадает деревянный треугольничек. Пробую: сперва не выходит, но с третьей попытки нарезанные лепесточки выглядят словно раскрытая книга, аккуратно поддеваю – треугольник готов. Ура!
А Сергей Петрович продолжает вспоминать. В 1990-е делал фигурки животных для детских площадок, затем женился и вернулся в Грайворон. Какое‑то время вёл в местной школе кружок резьбы, занимался стройкой, но со временем бросил – возраст не тот. А в 2021 году снова вернулся к преподаванию, теперь – в Грайворонский дом ремёсел.
Чтобы стали лучше меня
Сейчас под его руководством занимаются несколько мальчишек от 8 до 12 лет. Наставник отмечает: ходят с охотой.
«Для новичков самое сложное – это желание и терпение. Если они есть, то всё получится. Даже медведя можно научить вырезать из дерева, – уверен Секира. – А в работе с детьми очень важно следить, чтобы они правильно держали ножи, не баловались. Особенно первое время».
Смеётся: предложил детям вырезать деревянные ложки, но они их не заинтересовали. Не повелись и на геометрическую резьбу. Зато азартно вырезали ножи, а сейчас приносят эскизы с фиксиками и другими героями мультфильмов. Мастер не против – считает, главное, чтобы занимались с интересом, а не через силу.
«Аккуратнее! – прерывает свой рассказ, обращаясь ко мне: я заслушалась, ножом работаю не глядя. – Расслабились. Значит, пора останавливаться. Это такой момент, когда увлечёшься – притупляется внимание и легко порезаться».
Послушно откладываю заготовку в сторону: форму придала и хватит. И любопытничаю:
— А у вас были какие‑то рабочие травмы?
— Однажды три пальца насквозь пробил узкой стамеской. В другой раз, ещё в школе, резал на коленях, потому что стола не было, и загнал нож в коленный сустав. Хорошо, кость не зацепил.
Чтобы такого не было у его учеников, в Доме ремёсел хотят обзавестись специальными столярными столами.
«Я человек самолюбивый. Хочу, чтобы мои ученики выросли прекрасными мастерами, чтобы меня превзошли», – признаётся Сергей Петрович.
А это будет не так уж и просто. Из самых последних достижений мастера – диплом первой степени VI Международного фестиваля-конкурса «Золотая осень-2021». Зато юным грайворонцам есть на кого равняться. И перенимать опыт, которым Сергей Секира так щедро делится.
Александра Токтарёва