Снимали мужей и соседей. С чего начиналась белгородская реклама
23 октября – День работников рекламы
-
Статья
-
Статья
Нынешнему поколению трудно объяснить, что когда‑то существовал мир без рекламы. И что в 1990-е годы, когда она появилась, рекламные ролики смотрели всей семьёй и не переключали раздражённо на другой канал. Настолько это было непривычно, необычно и интересно, хотя порой и не совсем удачно.
И это понятно: рекламный рынок развивался стихийно и стремительно, как и частная собственность, которая и послужила толчком в продвижении товаров и услуг. А главными распространителями рекламы в Белгородской области в начале 1990-х были радио, телевидение и газеты. В 1995 году к ним присоединилась наружная реклама, а в середине 2000-х – Интернет.
«Белгородские известия записали воспоминания тех, кто одним из первых в регионе занялся рекламным бизнесом.
Телевидение
Это сейчас возглавить коммерческий отдел – мечта рекламных агентов, а в начале 1990-х журналист ГТРК «Белгород» Раиса Антонова после такого предложения руководителя компании рыдала несколько дней. Не хотелось бросать журналистику, но как объяснять руководителям предприятий, что за вчерашнее бесплатное объявление сегодня нужно платить немалую сумму?
«Я решила: поработаю три месяца, не понравится – уйду. Но закончился этот срок, и оказалось, что план перевыполнен в несколько раз! Получила премию не только я, но и весь коллектив. Все были счастливы, благодарили, а кому это не понравится?» – улыбается Раиса Николаевна.
Компьютеры в то время представляли смутно, камеру для съёмок рекламы выбивали на час, не было даже собственной кассеты, занимали у журналистов. Зато амбициозности, энергии и фантазии хоть отбавляй, и ничего, что руководителю коммерческого отдела зачастую приходилось быть рекламным агентом, автором сценария, режиссёром, диктором и бухгалтером.
В то время были популярны игровые рекламные ролики первого телевизионного канала, по этому же пути пошла местная реклама.
«Кроме артистов драматического театра приглашали сниматься друзей, детей, соседей. Как‑то в съёмках участвовал студент из Непала, он взорвал эфир!» – вспоминает Раиса Николаевна.
Сниматься в ролике, рекламирующем шифер, она уговорила мужа и его друзей: статные, модно одетые молодые люди выглядели на редкость крутыми парнями. Сюжет назывался «Крыша», а это слово и производное от него «крышевать» в те времена нередко использовали совсем в ином смысле.
«Заканчивался ролик словами: «Наша крыша круче всех». И как же я удивилась, когда позвонили из Орла: «Нужны координаты пацанов, встретиться надо», – рассказывает Раиса Антонова.
Для съёмок рекламы алексеевского завода по производству колбас артистка драматического театра должна была с остервенением поедать сервелат. Чтобы ролик получился смешным, делали немало дублей.
«Работала она усердно, съела почти палку колбасы. Всё получилось, но после съёмок артистка надолго лишилась аппетита», – улыбается Раиса Николаевна.
Со временем руководители кооперативов и предприятий привыкли, что для продвижения товаров и собственного имиджа необходима реклама. Она стала занимать всё больше времени в сетке вещания. Три раза в неделю шла получасовая программа «Каскад», в которую входили интервью с руководителями, репортажи. Потребителю рассказывали о новых для него продуктах, алкогольных напитках, сигаретах.
«В постоянной рубрике «Антиреклама» указывали на недобросовестных производителей и некачественные товары. Сегодня показывали, а завтра вся область гудела. Как‑то столкнулись с тем, что в магазинах к праздничному столу предлагают консервы то ли для кошек, то ли для собак. Так нас потом замучили звонками: а как они выглядят, а нельзя ли ими отравиться?» – вспоминает Раиса Антонова.
Появились автосалоны – придумали «Автоманию», началось строительство – выходит «Дом твоей мечты». Огромной популярностью пользовалась платная программа «Примите поздравление», где каждое музыкальное пожелание сопровождала душевная зарисовка о человеке.
«Нам было интересно придумывать, творить. Я считаю, что это настоящее искусство – найти конкурентные преимущества рекламируемого товара, сделать это оригинально, образно, экспрессивно и в то же время понятно», – говорит Раиса Антонова.
Наружная реклама
В конце 1994 года одногруппник арт-директора крупного рекламного агентства в Харькове Вадима Радченко, работавший по распределению в Белгороде, пожаловался на невозможность организовать рекламную кампанию в городе. По его приглашению Радченко приехал в Белгород, где застал нерадостную для профессионала картину.
«Наружной рекламы нет, только вывески, ещё и вырезанные из пенопласта и покрашенные какой‑то «недокраской» буквы, – вспоминает он. – ГИБДД руководствовалась советскими ГОСТами, не разрешающими устанавливать рекламные конструкции ближе 50 метров от дорожной полосы».
За три месяца взаимодействия с управлением архитектуры и градостроительства, ГИБДД он добился разрешения на установку рекламных конструкций. Задел был положен, Радченко остался в Белгороде организовывать рекламное агентство «Проспект». Кроме того что здесь, по его словам, непаханое поле рекламы, в городе легче было вести бизнес.
«В Харькове за согласование рекламной конструкции чиновнику платили. Здесь такого не было, наоборот, поддерживали: «Давайте, развивайтесь», – вспоминает Вадим Радченко.
С чиновниками были совсем другие, но легко преодолимые проблемы.
«Почему‑то местным градостроителям рекламные щиты 6 х 3 м казались огромными, хотя это стандартный формат. Пришлось постепенно приучать к нему: сначала делали щиты 2 х 3 м, их сменили 3 х 4, потом перешли на 6 х 3», – говорит Радченко.
Впервые вешали перетяжки на троллейбусных линиях, ставили ситилайты и ситиборды. Для взыскательных клиентов придумывали что‑то нестандартное. Когда в город заходила кампания популярного напитка, на складе его филиала Радченко увидел надувную бутылку. Её пытались выставлять, но приходилось быстро убирать из‑за вандалов.
«Мы её залатали и договорились об аренде крыши одноэтажной пристройки к зданию на проспекте Богдана Хмельницкого. Когда там поставили надувную бутылку, получили вау-эффект, для Белгорода это было событие», – вспоминает Радченко.
Но бутылка с логотипом стояла недолго, на неё засматривались автомобилисты, количество аварий на перекрёстке увеличилось в разы. По настоянию ГИБДД её убрали, но и недели хватило, чтобы по продажам напитка белгородский филиал вышел на первое место в России.
Время показало, что выгоднее работать как агентство полного цикла: рекламодателю достаточно было посетить один офис, и после этого его реклама была на радио, билбордах, печаталась в газетах. Радио «Вавилон», у истоков создания которого стояли три белгородских рекламных агентства – «Проспект», «Новый берег», АРД, через каждые полчаса предлагало их услуги. Многие считали, что это одно агентство с длинным названием.
Реклама прочно входила в жизнь, рекламодателей советской закалки, которые утверждали, что у них и так всё схвачено, становилось меньше.
«А новаторов всё больше. Один нашёл нас в офисе 1 января в 10 часов, мы делали срочный заказ, Новый год пришлось отменить. Он предложил продвигать сотовую сеть, которая только начинала развиваться, – вспоминает Вадим Радченко. – Чтобы понимать, что мы рекламируем, мне одному из первых в городе необходимо было за бешеные деньги купить сотовый телефон, но всё пошло на пользу».
Это было время, когда рыночные отношения развивались вместе с рекламщиками. Последние были самоучками, побеждали в конкуренции те, кто был креативен, следил за рекламным рынком, бывал на московских выставках с современной техникой для изготовления рекламных конструкций и новыми материалами.
Интернет
В 1990-е годы Интернет добывали с помощью модема и телефонных линий, работать как пользователь было нереально. Руководитель информагентства Светлана Баранова вспоминает, что в начале 2000-х ей нередко приходилось объяснять, что Интернет – это не эфирная волна и он совсем не похож на телевидение.
«И только с 2008 года, когда Интернет стал доступен, можно говорить о размещении рекламы. Сначала её давали федеральные рекламодатели. Глядя на них, к нам пришли местные – банки, автосалоны, мобильная связь», – вспоминает Светлана Баранова.
Какими видят изменения в рекламе за последние 25 лет профессионалы
Завкафедрой БелГУ, профессор Евгений Кожемякин:
«Реклама переориентировалась на интернет-среду, прямой выход на потребителя существенно сокращает расходы на её производство и размещение. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объём интернет-рекламы за первые полгода составил 138 млрд рублей. Суммарный объём всей рекламы – 257 млрд. Прирост по сравнению с 2020-м – 25 %. Эти данные не нуждаются в комментариях.
Потребитель рекламы стал более компетентным, нетерпимым к навязчивым и агрессивным форматам, требовательным к качеству. Становится актуальной реклама, ориентированная на конкретные группы потребителей».
Директор рекламного агентства «Космос», завкафедрой БелГУ, кандидат философских наук Роман Зинин:
«Безвозвратно ушли огромные бездумные бюджеты директоров и олигархов, для которых выброс денег был жестом не экономической, а психологической потребности. Наконец постсоветский человек понял, что реклама – это необходимость ведения бизнеса, а не пафос и выброс денег, как нередко считалось.
Она стала более продуманной, ушли аляповатость и слепое подражание. Мы избалованы рекламой, меньше замечаем её, но всё больше смотрим».
Елена Мирошниченко