Контрамарка на счастье. Почему бриллиантовые юбиляры Коноваловы не говорят о любви
«Белгородская правда» рассказывает о Зое и Николае Коноваловых из села Беловского
-
Статья
-
Статья
Они родились на разных концах страны, случайно встретились, потерялись и могли бы забыть друг о друге. Но судьба дала им ещё один шанс и соединила уже навсегда. В этом году Зоя Сергеевна и Николай Павлович отпраздновали бриллиантовый юбилей семейной жизни, подтвердив, что и через 60 лет можно сохранить уважение ко второй половинке и благородство чувств.
Судьба и танцы
Мы не случайно не упоминаем слово «любовь»: по признанию супругов, этого слова в их обиходе нет. Никогда они не признавались друг другу в любви, не клялись в верности, обручальных колец у них нет и не было и про бабочек в животе ничего не слышали. Женились, руководствуясь, что называется, голосом разума, мудро договаривались об общих и личных интересах. И очень много трудились. Вот и весь секрет, говорят, их долгого семейного счастья. Впрочем, обо всём по порядку.
Зоя Сергеевна в невестах, как считалось в 1950-е, засиделась – 24 года, а жениха не было, хотя в портовом Калининграде дефицита мужской части населения не наблюдалось, и даже наоборот. Но всё не то, несерьёзно. А ей хотелось серьёзного парня, надёжного. И когда солдат срочной службы свердловчанин Николай Коновалов пригласил её на танец, ни на какие амуры она не рассчитывала. Просто любила танцевать, а партнёр вёл её ловко и уверенно.
Он вызвался её проводить, а она из осторожности повела его «огородами» и распрощалась на соседней улице, подальше от дома. Договорились о втором свидании, но солдат на него прийти не смог. Считай, потерялись. Как же Зоя удивилась, когда через несколько дней в другом клубе Николай вышел ей навстречу, да ещё с заветной контрамаркой – танцплощадки в те времена были переполнены, попасть туда считалось удачей. Говорит, все дома обошёл на той «конспиративной» улице, но ни о какой голубоглазой Зое её жители не слышали. Вот и не верь после этого в судьбу…
Молодые встречались три месяца до демобилизации солдата. Признаются, что им было интересно друг с другом, весело, но текло всё ровно, без взрыва эмоций. Тем не менее, уезжая, Николай обещал вернуться через год. И слово своё сдержал, чем совершенно покорил всех свидетелей их знакомства, включая своего армейского командира, получившего приглашение на свадьбу 6 августа 1961 года.
Тут я опять с вопросом о подробностях:
«А как предложение делали? Что сказали?»
Коновалов пожимает плечами:
«Приеду, распишемся, всё».
Свой дом
К этому моменту Николай Павлович уже работал мастером на стройке, жил с родителями. И молодую жену повёз в Свердловск, где её приняли как родную.
«Но всё равно было тяжело – семья большая: родители, трое младших братьев и сестра Николая, – вспоминает Зоя Сергеевна. – Через девять месяцев я сына родила, которого все очень полюбили. Но… хотелось жить самим, быть хозяевами в своём доме».
И супруги решились на переезд на «нейтральную территорию» между Калининградом и Свердловском – в Белгород.
«Сначала приютили нас родственники, выделили комнату, Николай устроился на работу. Как сын подрос, получили однокомнатную квартиру, потом через семь лет – трёхкомнатную, а в 1990 году мы начали строить дом».
Дом был мечтой главы семейства, на его стройку, по выражению Зои Сергеевны, «он бежал бегом», вкладывался, не жалея сил и средств. И сотворил его на славу – просторный, красивый, с идеальным огородом и изумительной дровяной банькой (как же без баньки прожить сибиряку!).
Семейный договор
Но это, как говорится, счастливый финал, до которого были годы неустанных забот, большая часть которых легла на Зою Сергеевну. Хрупкая, но энергичная и ответственная, она пошла на то, что многие современные женщины отвергли бы не задумываясь: дала мужу возможность учиться и строить карьеру, взяв на себя львиную долю забот о детях (разница между сыном и дочерью у Коноваловых – семь лет), быте, даче. А учился Николай Павлович, надо сказать, долго – девять лет в нескольких учебных заведениях, месяцами отсутствуя дома.
«Мы так договорились – он учится, я дом веду», – скромно резюмирует женщина, для которой всегда были на первом месте супруг и двое детей.
Мужу обед собрать, детей в садик-школу отвести-забрать, дачу обработать – всё это для неё было важно. И до сих пор она отвечает за своё немалое хозяйство, а Николай Павлович – на подхвате. Ни обид, ни сожалений про упущенные возможности у нашей героини нет – надо, вот и тружусь, ничего особенного.
Есть будешь?
Но семья есть семья, случалось и спорили по каким‑то житейским вопросам.
«В такие минуты я всегда вспоминала слова мамы: сколько ни дуйся, пышка, больше пирога не будешь. Притихала, успокаивалась. Спрошу через минуту: «Коля, есть будешь?» – «Буду», – говорит. Вот и весь конфликт».
У Николая Павловича своя философия семейных отношений: с женщиной спорят только умственно недоразвитые, а умный мужик, который хочет жить с женой в мире, всегда смолчит и уступит. Но это он, конечно, упрощает – легко уступать тому, кто тебе дорог. А ещё, признаётся, не хочется корить себя на склоне лет за то, что обижал самого близкого человека. Ведь всё с годами по‑другому воспринимается.
Пост о доверии
Их миновали разные искушения, испытывающие другие пары на прочность: ревность, ссоры из‑за денег, грубость в отношениях. Всегда рядышком, зарплата до копеечки у жены, и ни одного оскорбительного слова за всю жизнь они друг другу не сказали, доверяли бесконечно, ни на кого другого не глядели. В этом, пожалуй, и есть главный смысл их семьи, построенной по разумному «расчёту».
И всё‑таки, глядя, с какой нежностью Николай Павлович смотрит на жену, постоянно её приобнимает если не руками, так взглядом, чмокает в щёку, родилась у нас теория о какой‑то другой, неизвестной большинству людей форме любви. Не той, что сносит людям голову и тянет на подвиги, а другой, которая побуждает к внутреннему спокойствию, стабильности, ежедневному душевному счастью длиною в 60 лет.
Накрыть большой стол с родными и друзьями юбилярам помешала пандемия. Они скромно отметили этот день за чаем рядом друг с другом, рассматривая фотографии внуков, детей, вспоминая свою простую и одновременно удивительную семейную жизнь. О том, как скромный солдатик протянул симпатичной девушке контрамарку на танцы, а заодно вытянул счастливый билет для обоих.
Ольга Бондарева