Однолетники или многолетники, белить или нет? Вопросы о ландшафтном дизайне Белгорода
«БелПресса» поговорила с координатором фестиваля «Белгород в цвету» Кариной Лазаревой
-
Статья
-
Статья
Карина Лазарева ведёт многие завоевавшие признание специалистов и полюбившиеся жителям фестивали в разных городах страны: московский фестиваль садов и цветов в парке Горького, фестиваль исторических садов в Царицыно. В 2007 году её сад «Городское пристанище» выиграл золото на выставке цветов и ландшафтного дизайна в Челси.
Перед стартом фестиваля в Белгороде мы прошлись по его локациям и поговорили о том, как можно сделать город зеленее и красивее.
— До фестиваля вы бывали в Белгороде?
— Нет, но всегда хотела. Я 11 лет работала в Воронеже, мы делали там парки и фестивали цветов.
— Пока находитесь в Белгороде, подметили моменты, которые вы бы улучшили, сделали иначе. Без привязки к фестивалю?
— Фестиваль – это толчок к тому, чего бы хотелось. Это диалог. Я честно скажу, мой маршрут: аэропорт, гостиница и 1 300 метров локации фестиваля туда и обратно. И, конечно, я проехала все ваши питомники, потому что должна была посмотреть, что это такое. Погулять по городу мне пока не удаётся. Я была сконцентрирована на этой конкретной улице.
Здесь изменения приятные: дома реставрируются, цветы сажаются, люди улыбаются. У вас город чистый, но я вообще – любитель цветов, и лично мне не хватает цветов, яркости и побольше деревьев, конечно. Но это не только Белгороду, а каждому городу – и Москве, и Воронежу.
— С деревьями да, старые вырубили, новые ещё не выросли.
— Надо понимать, что сейчас мы живём в долг: деревья посажены были когда‑то нашими родителями, а мы что оставим своим детям? Пандемия показала, что важно. Когда все оказались запертыми, важным оказались цветы, растения, щебетание птиц.
— У нас в городе спор про многолетники и однолетники на клумбах. Вы на чьей стороне?
— В середине. Я знаю про ваши клумбы: то, как как они были посажены, действительно вызывало вопросы. Потому что цветники – это произведения искусства. По дизайну это было несимпатично, нельзя так: серые здания, серая дорога, серая трава – всё такое унылое. Цветники – это не просто цветы, это огромная философия, они должны радовать, иначе для чего их сажать? Для чего сажать у дороги траву, которая совершенно не радует? Ведь была посажена трава – злаки. Они о-очень модные, но в том виде, как они были посажены, они вызывали споры, я бы так сказала. И это хорошо, когда люди задумываются.
— Хорошо. Убрали злаки, сделали геометрические советские клумбы с красными цветами и белыми камушками – не модно, зато привычно. Как бы вы оценили такие изменения?
— Скажу так: цветниками надо заниматься серьёзно. Во‑первых, это архитектура. Нельзя одни и те же цветы сажать повсюду. Цветники проектируются в зависимости от расположения, архитектуры зданий, их цвета. Нельзя просто взять и посадить цветы. Должен быть колористический паспорт, сезонная сменность растений. И петуньи тоже прекрасны, они дают радость и создают настроение.
Я, например, очень люблю бархатцы, и их надо сажать. Они вытягивают из почвы тяжёлые металлы, у них столько экологических функций! Обязательно нужно сажать однолетники, они улучшают почву. Цветники – это экология, эстетика, радость и экономика, в конце концов. Сейчас посмотрят фестиваль , и увеличится поток посетителей в магазинах. Ко мне уже подходят и спрашивают, где можно поучиться ландшафтному дизайну? Не надо спорить о цветниках, нужно просто заняться их серьёзным проектированием.
— Аргумент за многолетники прост: потратился, посадил один раз – и готово, а на однолетники деньги каждый год тратить.
— Абсолютно это не так. На фестиваль приезжает замруководителя департамента Москвы, которая отвечает за цветочное оформление города, приезжает человек, который возглавляет ГУП «Озеленение», куда входят все питомники, где выращивают растения для города. Они расскажут, что это целая система, планомерная огромная работа! Есть проекты: какие цветники должны быть на каких улицах. Мы знаем, где возьмём эти растения, какого качества. Потому что то, что было, и что выкорчевали (на клумбах до фестиваля – прим. ред.) – тут дело даже не в самих растениях, а в их качестве. Кроме злаков, есть и другие многолетники, но яркость и радость, которую дают однолетники, другие цветы не дадут.
— То есть общую концепцию клумбы должны создавать многолетники, а яркие акценты на ней за однолетниками?
— Да. Но это могут быть не только многолетники, а даже кустарники. А те же однолетники отлично подойдут для вертикального цветочного оформления. У вас город просто создан для этого. Представьте, мы идём по улице, а справа и слева цветы на домах. Какое будет настроение? Ну шикарное же!
— Сейчас мы идём возле побеленного бордюра, и это ещё одна белгородская тема: белить или не белить?
— Я считаю, что бордюры, которые есть, бетонные, их пока белить. Когда будут гранитными, тогда можно уже не белить. Сейчас они побеленные смотрятся аккуратнее, но и опять‑таки – смотря где. Здесь в центральном парке – прим. ред.), после того как побелили, стало лучше. Было очень грустно. Но нет единого стандарта. Ландшафт и цветники – это очень индивидуально для каждого места и даже для каждого человека.
— К вопросу о вертикальном озеленении. Это вазоны на фонарных столбах, а что ещё?
— Балконы. Вот на этих домах (двухэтажки на белгородском Арбате – прим. ред.) мы будем любоваться оформлением. В Швейцарии провели исследование и выяснили, что вертикальное озеленение помогает от депрессии. Красота должна быть на уровне глаз. Когда идёшь, и вокруг цветы, настрой психологический совершенно другой, другое эмоциональное восприятие жизни, хотя человек может этого даже и не заметить. Вертикально цветочное оформление может стать изюминкой вашего города, ведь его можно сделать не в каждом городе, а Арбат подходит для этого. Можно сделать это ежегодным событием, которое будет привлекать туристов.
— Спрошу и про вечную русскую дискуссию о лебедях из покрышек. Как вы к ним относитесь?
— (Смеётся). Хорошо я к ним отношусь. Я вообще к творчеству хорошо отношусь. Но опять‑таки, вопрос не что, а как сделать. В Германии я была на выставке, где люди из покрышек сделали качели и скульптуры. Это сейчас модно – арт-объекты из переработанных материалов. Поэтому опять‑таки: где и как эта покрышка будет использована, в чьих руках она может стать произведением искусства? Понятно, что в городе не надо их ставить, но на своём участке или где‑то за городом почему бы не сделать забавную историю. Из покрышек? Ну и что! Слушайте, ну человек не выбросил её, а подумал и творчески обыграл. Надо его за это хвалить, а не ругать. Я за творчество.
— И к вопросу о творчестве. На фестиваль приглашены известные дизайнеры, у которых наверняка плотный график. Зачем им фестиваль в маленьком городе?
– Да, у них действительно все события расписаны на год-два вперёд. Но фестивали всегда интересны, потому что тут всегда свобода творчества. Дизайнеры как художники, но рисуют в пространстве и времени живыми красками. Понимаете, работая с заказчиком, дизайнер ограничен рамками того, что хочется заказчику, а на фестивале он может творить, донести свою идею до зрителей. И, конечно, нам нравится участвовать в фестивалях любого масштаба. Сравним это со спортом: нельзя участвовать только в олимпиадах – выиграть и ждать следующей, не выезжая на сборы, не участвуя в соревнованиях. Ты всегда должен быть в движении.
Беседовала Ирина Дудка