Белгородцев приглашают поучаствовать в раскопках на Крапивенском городище
Двухнедельные раскопки пройдут во второй половине августа
-
Статья
-
Статья
Об этом объявил президент региональной общественной организации «Общество любителей древней истории» Андрей Божко.
Славно поработаем и славно отдохнём
«Все желающие белгородцы старше 18 лет могут присоединиться к этим исследованиям, – рассказал «БелПрессе» Андрей Божко. – Можно записаться на любое желаемое количество дней или приехать на однодневную экскурсию. Для многих это редкий шанс попробовать себя в качестве волонтёра-археолога на настоящих раскопках. Будет интересно как во время работы, так и после неё. Мы будем жить в палаточном лагере без каких‑либо бытовых проблем, так как рядом село Крапивное и всего в 3 км город Шебекино».
Работать предполагается до обеда, а потом отдыхать. В качестве развлечений – купание в реке Корень, посиделки у костра, традиционные песни под гитару, научно-популярные лекции по археологии и экскурсии по окрестностям. Держать личную связь с Андреем Божко можно через паблик «Общества любителей древней истории».
Зафиксировать и сохранить
Крапивенское городище – известный в регионе памятник археологии и природы. Его обнаружила и провела первые археологические исследования Светлана Плетнёва ещё в 1962 году. Её коллега Александр Дьяченко занимался им с 1990 года практически по наши дни. На живописных холмах каждое лето отдыхают тысячи белгородцев.
Андрей Божко опровергает расхожее мнение о широкой изученности городища и приводит две причины, по которым этим следует заняться. Эти причины сочли важными и в Фонде президентских грантов, который поддержал проект «Древнерусское наследие Белгородского края», выделив на него деньги.
«Во‑первых, это, собственно, исторические знания о комплексе, об исчезнувшем, но интереснейшем древнерусском городе, – говорит археолог. – Хорошо изучены Холки, Хотмыжск. А площадь произведённых ранее раскопок в Крапивном – всего 210 кв. м, по сравнению с общей площадью городища это практически ничто».
Вторая причина – необходимость постановки археологических памятников на государственный учёт. Александр Дьяченко в своё время много чего там обнаружил: кроме самого городища (а это детинец, межградье, окольный город), в состав поселения входят семь неукрепленных селищ, грунтовый могильник. Не исключено, что к этой же эпохе относится и одиночный курган.
В 2010 году Дьяченко разработал проект охранной зоны Крапивенского городища, передал его в областное управление культуры и частично опубликовал. Однако по какой‑то причине на госучёте стоят только два памятника: объекты культурного наследия федерального значения «Крапивное городище – 1» и «Крапивное селище – 2».
«По факту мы имеем, что памятники археологии есть, но юридически, на бумаге, их не существует, – констатирует Божко. – Весной мы произвели археологическую разведку, то есть определили мощность культурного слоя, культурно-хронологические характеристики, отбили границы поселений с помощью координат, предоставили информацию в управление госохраны объектов культурного наследия. Теперь наша задача – более детально изучить эти памятники: особенности домостроительства, планировку территорий поселения».
Находок будет много
Крапивенское городище – это большой древнерусский город, существовавший до XII–XIII веков, до прихода на Русскую землю Батыя. Кроме этого, здесь есть следы жизнедеятельности скифского времени (VI–IV вв. до н. э.), роменской и других культур. Можно найти остатки глиняной посуды, предметы быта и украшения: ножи, монеты, бусы.
Самым лёгким для волонтёров, по мнению Андрея Божко, будет работа лопатой – она не требует особых навыков. Обычно мужчины копают, а женщины просматривают землю на предмет обнаружения находок. Но и всё остальное вполне посильно каждому: если не сразу, то после недолгой учёбы. Это чертёжные, нивелировочные работы, фотографирование со специальных ракурсов.
«Буду подробно рассказывать о методике археологических исследований: зачем мы делаем вертикальные и горизонтальные подчистки, почему копаем строго по 20 см или меньше и так далее. И я совершенно точно уверен, что мы обнаружим находки: разведка показала, что материала будет очень много», – обещает археолог.
Олег Гончаренко