Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 июля 2021,  12:40

Пыль дорог и ветра свист. Почему путешествовать на байке как сидеть в первом ряду жизни

О своей страсти к мотостранствованиям «Белгородской правде» рассказал староосколец Дмитрий Мотов

Пыль дорог и ветра свист. Почему путешествовать на байке как сидеть в первом ряду жизниДмитрий Мотов на Телецком озереФото: личный архив
  • Статья
  • Статья

Кто‑то отправляется в отпуск с железнодорожного вокзала, другой открывает новые места на личном автомобиле, третий предпочитает менять локации исключительно воздушным путём. История же Дмитрия началась ещё в десятом классе с обыкновенного мопеда и обернулась путешествиями на байке по всей стране, а порой даже за её пределами.

Всё в пределах возможностей

«Моим первым мотоциклом был русский оппозит (мотоцикл с оппозитным расположением цилиндров – прим. ред.) «Днепр». Я его постоянно переделывал, наводил красоту, так что он был весь крутой и нарядный, но ненадёжный. Ездил на нём в основном по местности: Белгороду, Курску, Воронежу. Пару раз катался в Подмосковье, в город Малоярославец на байкерский слёт, но каждый раз, чтобы ехать куда‑то далеко, один кофр приходилось целиком набивать запчастями. Бывало, случались по пути поломки, обходилось и без них, но всё равно ехал всегда с опаской.

Поэтому продал его и купил японский мотоцикл. «Японцы» надёжные. Если вовремя менять расходники и не мучить их, ездить спокойно, то и служить такие будут долго. Этот был у меня два года, и я отправлялся в путь, уже ничего не боясь.

Мы весь Крым обкатали: набивали кофры одеждой, едой, сверху палатку привязывали и так путешествовали.

Потом я купил серьёзный большой дальнобойный мотоцикл – тоже японский – и вот на нём тысячи километров прошёл, не напрягаясь. На этом мотоцикле наездил 11 лет и 150 тысяч км: всё Черноземье, Украина, Беларусь, Грузия, Абхазия, Прибалтика… Побывал в самом западном городе России – Балтийске, ночевал в палатке на берегу Северного Ледовитого океана в Мурманской области. В прошлом году объездил Волгу: нашёл в тверских лесах исток, откуда она начинается, и дальше вдоль всей реки доехал до Астрахани. Кружил по городам, республикам.

Люди почему‑то думают, что всё это очень далеко. С некоторыми общаешься, хвастаются: ой, я на машине до моря доехал! Спрашиваешь: почему не в Питер? А в Питер, мол, далеко… А ведь до Питера, по сути, такое же расстояние, только в другую сторону. И так не только с ним – на самом деле всё интересное нередко рядом, в районе всего 1 000–1 500 км от дома».

Рекордное путешествие

«В этом году я поменял мотоцикл на более свежую модель. На предыдущем, белом, вся крышка центрального кофра была в наклейках городов, стран, всяких фестивалей, где я побывал, – словно такая его история. Теперь же своя история началась у нового мотоцикла. На нём в июне прокатился до Алтая. Пока это моё самое большое путешествие – 10 600 км за 16 дней. Раньше рекордом считалась поездка в Мурманск, когда проехал чуть больше 7 тысяч.

Чтобы как‑то насытить дорогу интересными местами, поехал чуть севернее: снова через Поволжье, затем взял севернее по Уралу – пересёк Уральский хребет, посетил Екатеринбург. Чем хорош Урал? До него фашисты не дошли, он бомбёжками не тронутый, там всё сохранилось, всё целое. Например, тот же Екатеринбург как мини-Питер: очень красивый и архитектурный город, по нему можно очень долго гулять. Или Тюмень, куда я потом попал, – тоже весь исторический центр целый, шикарно оформленная набережная, пешеходный мост большой.

После Урала приехал в Новосибирск. Оттуда вниз на юг как раз и идёт Чуйский тракт – самая красивая дорога Алтая. Раньше он начинался в Бийске – воротах Алтая. Сейчас считается, что в Новосибирске. Но по пути от Новосибирска до Бийска ничего интересного нет, просто равнина. Зато потом – красота неимоверная!

 

По Чуйскому тракту уже ехал не спеша – дней шесть, наверное, катался. Проеду какое‑то расстояние – остановлюсь, пофотографирую. Природа шикарная: серпантины, горы разной высоты, ущелья, реки, сам Чуйский хребет со снежными шапками-ледниками…

Добрался до монгольской границы – маленький посёлочек, стоят пограничные ворота, сетка в обе стороны в степь уходит. Всё закрыто, конечно, замки висят, даже пограничники не гуляют. Смотреть там особо нечего. Когда уезжал оттуда, как раз начало вечереть и закатное солнце зажигало все ледяные шапкив красный цвет.

Несмотря на то что у меня мотоцикл асфальтовый, отправился к перевалу Кату-Ярык, куда обычно ездят на внедорожниках. Там грунтовый серпантин, я по нему слез на своём большом мотоцикле к долине реки Чулышман. Сама река в ущелье, по бокам – горы, высоко уходящие вверх, на протяжении всей реки – тонкие водопады. Одним словом, пейзажи альпийские, швейцарские. Доехал до южного берега Телецкого озера, его ещё называют младшим братом Байкала. А возвращался уже на пароме: всё‑таки мой мотоцикл не предусмотрен для бездорожья, я и так 200 км по этим камням ехал целый день. Из других достопримечательностей видел голубое гейзерное озеро, Курайскую степь. Когда едешь по Алтаю, вокруг постоянно меняется пейзаж – просто засматриваешься».

На монгольской границе На монгольской границе / Фото: личный архив

О плюсах и компании

«По сравнению с машиной далеко ездить на мотоцикле некомфортно разве что из‑за того, что ты не можешь на ходу есть и кофе пить. В остальном – то же самое. И даже есть огромные плюсы: когда ты приезжаешь в интересное место, видишь его гораздо объёмнее и насыщеннее. В машине обзору мешают крыша, стойки, сиденья, ты видишь только то, что спереди и сбоку. А на мотоцикле тебе не мешает ничего – ты сидишь в первом ряду жизни. Словно летишь над земным шаром, головой крутишь и смотришь на всё вокруг.

В последнее время я обычно путешествую один. Если поездка короткая, на выходные, то желающие составить компанию находятся. А если дольше, то, конечно, не каждый может себе позволить отлучиться на такой срок. Да и в дороге одному удобнее: едешь по трассе в своём привычном темпе, если надо – обогнал какой‑нибудь грузовик, захотелось что‑то сфотографировать или перекусить – остановился. Никого не ждёшь, никого не догоняешь, сам принимаешь решения.

Правда, когда приезжаешь куда‑то, гулять по городу, осматривать достопримечательности интереснее с компанией. Но её всегда можно найти на месте. Я публикую путевые заметки на своей странице во «ВКонтакте», и мне часто пишут люди в комментариях – именно настоящие фанаты своего города, хотят с ним познакомить, провести экскурсию. 

Иногда там же, в комментариях, советуют какие‑то интересные локации. Или даже предлагают – можешь, мол, у меня остановиться. На Волгу однажды взял с собой палатку и ни разу её не достал: большую часть пути ночевал у людей из комментариев и пару раз снимал гостиницу. А ещё существуют так называемые байкпосты – клубы, которые могут принять мотопутешественника. Подобных байкпостов, байкквартир по России довольно много, с ними тоже можно сотрудничать. Байкеры – люди дружные».

Секреты хорошей мотопоездки

«Как правильно готовиться к путешествию? Стоит заранее проработать маршрут, чтобы случайно не проморгать интересные места. Плюс во время самой поездки обычно узнаёшь о каких‑то локальных, малоизвестных достопримечательностях – к ним тоже стоит заехать.

В первую поездку люди набирают в дорогу много всего, а потом половиной из этого не пользуются. Например, запас одежды нужен, но не огромный. Ещё должна быть дождевая одежда, потому что погода непредсказуема и часто меняется. И, кстати, всегда стоит брать с собой антидождевую жидкость, чтобы при непогоде капли не стояли на стекле.

На мотоцикле обязательно должен иметься навигатор. Ещё нужны зарядки и запасные аккумуляторы для телефона, чтобы всегда быть на связи – она в современном мире помогает решать много проблем.

 

Голубое гейзерное озеро – одна из достопримечательностей Алтая Голубое гейзерное озеро – одна из достопримечательностей Алтая / Фото: личный архив

 

Есть можно в придорожных кафе или готовить что‑то самому. У меня в мотоцикле компактная газовая горелка: захотел перекусить – остановился, баллон сверху прикрутил, горелку поджёг, кастрюльку поставил и делай, что хочешь. Можешь чай навести, можешь лапшу заварить. Вообще, лапша быстрого приготовления в пути часто выручает. В целом продукты нужно подбирать такие, которые долго не пропадают.

Поделюсь полезным советом: у меня всегда в кармане орехи. Если вдруг на солнышке в движении начинаешь засыпать, то одной рукой достаёшь их, начинаешь жевать, моторика лица работает, и ты бодришься, сон уходит.

И, разумеется, перед путешествием нужно сам мотоцикл подготовить, чтобы никаких сюрпризов не случилось в дороге. Проверить уровень масла, давление в шинах, ещё какие‑то моменты – каждый сам знает болячки своего мотоцикла. В пути не надо тянуть, пока уровень топлива дойдёт до красной лампочки: заправляться следует заранее. Понятно, что когда по городу катаешься, тебя за каждым углом ждёт заправка, а на трассе расстояния между ними бывают довольно большие. Если всё‑таки где‑нибудь сломался, то мотоцикл нужно ставить не вдоль дороги, а на обочине поперёк – чтобы тебя издалека было видно».

 

Пыль дорог и ветра свист. Почему путешествовать на байке как сидеть в первом ряду жизни - Изображение Фото: личный архив

Успешная отстыковка быта

«В семье поначалу были какие‑то споры из‑за моих путешествий, но сейчас домашние меня уже легко отпускают, понимают, что мне это нужно. Для меня переезды по сотни километров как перезарядка. Когда выезжаешь из дома, у тебя в голове разные суетливые мысли: надо то, надо сё, обои, огород – в общем, вся бытовая каша. А когда в пути целый день, словно начинаешь в состояние медитации входить – особенно если по Сибири едешь, а она словно на компьютере нарисованная, ровная, куда ни глянь. И все ненужные мысли постепенно уходят. От дальних путешествий голова очищается.

Когда я выезжал на Алтай, был хороший знак: ещё совсем недалеко отъехал, а сзади из‑под крепежа вылетел термос с чаем. Я смотрю в зеркало дальнего вида, как он об асфальт ударяется и разлетается: крышка в одну сторону, ручка в другую. И думаю – значит, быт отстыковался, можно спокойно ехать.

Меня спрашивали: чего ты до Байкала не поехал? А я за эти 16 дней столько информации получил, что уже смешивалась память обо всех местах, что увидел. Поэтому считаю: не стоит перенасыщать маршрут, всё надо дозировать. Оставлять хотя бы полгодика от одного путешествия до другого: уложить предыдущие впечатления в голове, подготовить мотоцикл, продумать новый путь.

Я свою новую большую поездку планирую на следующий сезон. Куда? Естественно, буду выбирать место, где ещё никогда не был, – какой смысл ездить по одному и тому же маршруту, видеть одно и то же? Жизнь не такая длинная, чтобы тратить её на повторы. Например, у меня в Швейцарии живёт друг, я давно хочу к нему прокатиться. Это даже ближе, чем ехать на Байкал. Но, конечно, всё будет зависеть от открытия границ». 

Записала Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×