Как менялось празднование Дня Победы
-
Новость
-
Новость
В последние годы День Победы отличался массовыми торжествами с военными парадами, колоннами «Бессмертного полка», салютами. Но так было не всегда: за 76 лет с момента окончания Великой Отечественной войны отношение к празднику менялось несколько раз не только в мире, но и в нашей стране.
8 мая 1953 года в «Белгородской правде» на четвёртой полосе вышла скромная заметка о том, что в День Победы на предприятиях и в школах пройдут беседы. Это был обычный рабочий день (выходным он был лишь в 1946 и 1947 годах), и в Москве по этому случаю парада не было. Говорили, что, боясь солидарности фронтовиков, недополучивших внимания за свои заслуги, Сталин не собирал их вместе. Поэтому лишь в 1945-м состоялось четыре парада в разные месяцы (в Москве, два раза в Берлине, один в Харбине), а следующие 20 лет они не проводились.
После смерти вождя народов официальное отношение к 9 Мая мало изменилось: обязательным был ежегодный салют, статьи в прессе о победе советского государственного строя над немецко-фашистскими захватчиками. Так же победу интерпретировали и при Хрущёве, правда, уже без упоминания заслуг «величайшего полководца всех времён и народов Иосифа Сталина».
Раны потерь от войны были слишком свежи, и для людей это был скорее день скорби, поминовения тех, кто не дожил до 9 Мая, чем радости. Во всяком случае, никаких развлекательных торжеств пресса тогда не фиксировала: только собрания в коллективах, манифестации. Например, 9 мая 1956 года в Белгороде прошёл траурный митинг, посвящённый памятной дате. Областная газета также перепечатала приказ министра обороны Георгия Жукова о произведении салютов в столице страны, союзных республиках и городах-героях из 20 орудий и проект закона о государственных пенсиях по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
С 1948-го по 1964 год День Победы официально в СССР не отмечался.
Перелом в отношении к 9 Мая случился в 20-й юбилей Победы в 1965 году при Леониде Брежневе, который снова сделал этот день выходным. Он же инициировал парад в Москве, а также совместный с Национальной народной армией ГДР в Берлине. В те майские дни наша страна принимала делегации руководителей соцлагеря, участвовала в торжествах за рубежом, демонстрируя тем самым новые смыслы праздника Победы: укрепление имиджа Советского Союза как страны-освободителя от фашизма через героизм и самопожертвование советского народа.
В 1965 году демонстрации состоялись и в областных центрах. В Белгород на торжества приехали генерал армии Николай Попель, супруга освободителя Белгорода генерал-майора Михаила Лебедя с сыновьями, родственники Героя Советского Союза, отважного лётчика Александра Горовца. По улицам шли колонны трудящихся, отдельно — ветеранов Великой Отечественной войны. Тогда их ряды были ещё многочисленны — только от одного асбошиферного завода выступало 130 человек. На торжественном собрании в театре им. М. Щепкина первый секретарь обкома партии Васильев вручил орден Красной Звезды врачу-рентгенологу областной больницы Евгению Дранникову, спустя 20 лет после награждения.
«В праздник Победы мы не только скорбим о погибших, но и торжественно чествуем ветеранов войны», — писала «Белгородская правда». Сегодня эти слова кажутся сами собой разумеющимися, но тогда они свидетельствовали об изменении отношения к участникам войны — о благодарности и преклонении. Образ солдата-освободителя олицетворяли и многочисленные памятники Неизвестному Солдату, братские могилы, построенные в эти годы, увековечение имён героев в названиях улиц, школ, учреждений.
9 мая 1965 года на государственном уровне утвердили ещё одну традицию — минуту молчания, которая на телевидении сопровождалась ударами метронома.
После развала СССР, со сменой идеологии, глубоким экономическим кризисом, крушением основополагающих общественных институтов, утверждением власти денег и вседозволенности, значимость завоеваний отцов и дедов вдруг обесценилась. Многие искренне стали верить, что «если бы немцы победили, мы бы пили баварское пиво». Надо отдать должное усилиям мудрых руководителей старой закалки, которые смогли остановить этот духовный апокалипсис. Среди них — Николай Рыжков, который тогда как депутат Госдумы от нашей области добился финансирования строительства музея-заповедника на Прохоровском поле и до сих пор продолжает развивать и дополнять экспозицию новыми экспонатами, интерактивной техникой, оборудованием. Сегодня 9 Мая в это историческое место устремляются тысячи белгородцев и гостей области.
В последние 20 лет День Победы является главным государственным праздником. Современники воспринимают его как день благодарности ветеранам, национального единения, памяти жертв фашизма. Масштабы и разнообразие событий этого дня давно вышли за чисто идеологические рамки. Это день, когда мы грустим и радуемся одновременно. А ещё недавно возлагали к памятникам цветы и венки, шли в «Бессмертном полку», восторгались колоннами военных на парадах, ели солдатскую кашу и ждали праздничного салюта.
Второй год мы вынуждены встречать этот праздник онлайн. У нас есть возможность проживать его через воспоминания о своих близких, переживших Великую Отчественную войну, пропуская его через сердца и души, не сомневаясь, что нам важен этот день. Веря, что это великий день — День Победы.