«Мама едет на «Голос». Корреспондент «Белгородской правды» пошла учиться петь
16 апреля – Всемирный день голоса
-
Статья
-
Статья
Мне 39. Замужем, двое детей и любимая работа, никак не связанная с публичными выступлениями. Но я стою на сцене и собираюсь петь на английском. Прямо сейчас. Вот уже меня объявили, и путей к отступлению нет…
На дрожащих ногах выхожу в центр зала. Трясущимися руками беру микрофон. В голове дребезжит: «Заче-е-е-ем я на это подписалась?!» Но звучат первые аккорды моей любимой песни Леди Гаги – Shallow. И я вступаю…
Леди Гага, подвинься
А дальше всё как в тумане, помню отрывками. Растерянное лицо моего педагога по вокалу (да, я знаю, что вместо girl спела boy в первом куплете – но выкрутилась, и это вряд ли кто‑то заметил). Потом сквозь музыку и свой голос, усиленный микрофоном, начинаю слышать и видеть зал. Аплодисменты, внимательные глаза. И это придаёт уверенности голосу, хотя ноги по‑прежнему дрожат. Спасибо коллеге, которая в последний момент отговорила от шпилек: на них бы я точно не устояла. А в любимых кедах даже на сцене море по колено.
Песня движется к финалу – и я благодарю за это Бога и всех святых. Тороплю момент, когда всё, наконец, закончится и я смогу передать микрофон – эстафетную палочку сегодняшнего вечера – другому исполнителю. И вот он, финальный припев. Ура? Ура-а-а-а-а! Я сделала это! Хотя в очередной раз злюсь на эту черту характера: искать приключения на ровном месте. Говорят, для счастья надо чаще выходить из зоны комфорта. Но с моей импульсивностью я в неё и заходить‑то не успеваю!
…Бордовые розы. Это мне? Ну конечно, мне, я же знала, что подруги – моя верная группа поддержки – поздравят меня с дебютом. По пути к своему столику принимаю комплименты от совершенно незнакомых людей. Особенно запомнился парень в клетчатой рубашке:
«Вы хорошо спели. Люблю эту песню, и фильм хороший».
Подруги твердят, что всё отлично. Говорят, что совсем чуть-чуть было заметно, что нервничаю, но спела хорошо. Спасибо всем. Я сейчас всех люблю. Будто внутри забил гейзер чистой энергии – и всё тело от этого вибрирует. Я только что преодолела себя – и это по‑настоящему классное чувство.
Щас спою
А ведь если бы три месяца назад мне кто‑то сказал, что так будет – я бы не поверила. Где сцена и где я с моей сидяче-бегущей работой и второй сменой у мартена дома, уроками у двух детей-младшеклашек и спортом три раза в неделю. Куда, ну куда, спрашивается, в такой плотный график втиснуть мечту?! Детскую, давнишнюю мечту – петь. Не про себя в душе и не вслух в душе под настроение. Не изредка в караоке, а на концерте, где меня услышат много незнакомых людей.
Но всё случилось – вдруг, экспромтом. Кажется, кто‑то наверху решил: давай, действуй! Сперва на глаза в соцсетях попалось приглашение заняться вокалом. Потом выяснилось, что уроки проходят в соседнем с работой здании. Затем оказалось, что вечер, увы, у преподавателя весь расписан, но есть время в обед. А что может быть лучше пения на голодный желудок?! И вот, наскоро перехватив на бегу, я лечу на занятия дважды в неделю…
Давайте расставим акценты
Распевка. Это по‑настоящему сложно. Когда ты должен сперва «а-а-а» отрывисто («как иголкой потыкать»), а потом плавно и мелодично р-р-р-р. И атаки. Твёрдая – звук начинается на сомкнутых голосовых связках, и мягкая – когда выдыхаешь его вместе с воздухом.
Здесь учат правильно дышать: грудью, животом. Напрягать тело, чтобы снять нагрузку с голосовых связок. И осанка – нужно обязательно расправить плечи.
Как держать микрофон? Куда во время выступления девать руки? Миллион вопросов, два миллиона советов преподавателя – как это всё уложить в голове и не забыть применить на практике? Но в конце занятия тебя всегда ждёт награда – самая вкусная часть: отработка любимой песни. Лёгких путей я никогда не искала, поэтому выбрала очень непростую в вокальном плане композицию Леди Гаги.
Спела раз.
«Всё хорошо, но давайте расставим акценты».
Расставили. Спела два.
«Всё хорошо, но в этом месте надо больше страдания».
Добавляю. Не получается. Добавляю. Ухожу в крик. Добавляю, и вместо усиления громкости подключаю тело, как учили.
«Всё хорошо. Но вы можете лучше!» – выносит вердикт преподаватель.
И я стараюсь мочь. Занятие за занятием, день за днём. Репетирую дома. В первый раз во время домашней распевки дети удивляются:
— Пап, а что это мама делает?
— А это наша мама пением занялась. На «Голос» ехать собирается, – шутит муж.
И хохочут втроём. Весело им, а я тут связки вообще‑то разогреваю.
А потом, спустя три месяца занятий – тадам! – «у нашей школы будет отчётный концерт». Какой концерт?! Я не готова! Я не хочу! Или хочу, но просто боюсь?.. Но отступать некуда – я уже стою на сцене. Мне 39, я жена, дважды мама и корреспондент областной газеты…
Екатерина Новикова, организатор и преподаватель школы вокала, солистка Белгородской филармонии, лауреат международного конкурса, солистка джазового коллектива No Comment. Пять лет преподавала эстрадно-джазовое пение и другие дисциплины в БГИИК:
«Я давно поняла, что не только у детей, но и у взрослых есть потребность раскрывать свои таланты. Им ведь тоже нужно как‑то занимать свой досуг. У нас есть танцы, рисование, а вот мест, где можно заниматься вокалом, где качественно и красиво учат петь, не было.
Пение – это самый доступный вариант музицирования, который не требует покупки инструмента: наш инструмент – в нас самих. Плюс ко всему наша жизнь часто наполнена сложными обстоятельствами, а пение даёт нам возможность снять стресс. Поэтому я была уверена, что школа будет востребована. Мы открылись в сентябре прошлого года.
Кто у нас занимается? Люди среднего возраста – от 30 до 45–50 лет. То есть не совсем молодёжь. Это люди, у которых есть стабильная работа, возможно, и дети уже выросли, и они хотят немного времени уделить себе, своему развитию. В большинстве своём это люди творческие и очень интересные.
Голос есть у всех людей, которые могут говорить. Всё это можно развить, было бы желание и стремление. Ну и, конечно, квалифицированные педагоги, которые могут помочь в таком нелёгком деле. Вокал можно сравнить со спортом – здесь также можно добиться определённых высот. Если заниматься регулярно, успех не заставит себя долго ждать. Всё в наших руках».
Что думают о своём увлечении студенты школы вокала
Юлия Яковлева, юрист, специалист по банкротству, 30 лет:
«У меня было много работы, и я не успевала отдыхать. Случайно заметила рекламу школы вокала и решила, что если запишусь, то мне придётся искать как минимум два часа в день на занятия, и я отвлекусь от работы. Я уже два раза выступала на сцене, поэтому для меня это не ново. Мне нравятся эти эмоции. Друзья рады, что я занимаюсь вокалом, на концерт пришли с удовольствием».
Полина Котова, школьница, 14 лет:
«На вокал меня привела мама. Мне было страшно, но интересно. После первой встречи с преподавателем я поняла, что этот человек действительно мастер своего дела и сможет обучить меня пению. Изначально моей целью было стать смелее и перестать так сильно бояться проявлять себя на публике.
Я занимаюсь вокалом несколько месяцев и могу сказать, что за это время достигла небольшого результата и встала на ступень выше. Занимаюсь в группе. Для меня это следующая ступень на пути к раскрепощению. На занятиях я чувствую себя в целом комфортно. Мне кажется, что уверенности в себе всё‑таки добавилось.
Своё первое публичное выступление я оцениваю нормально. Но знаю, что могу лучше – просто мешает страх. В целом мне очень понравился этот новый опыт. Думаю, что он очень полезен, так как вызывает выброс адреналина вперемешку с эндорфином – сначала страшно, но потом кайфово».
Дарья Косова, преподаватель этикета, 37 лет:
«Для меня это уже не первое выступление, я участвовала и в декабрьском концерте школы вокала. Начала осенью, то есть занимаюсь уже около пяти месяцев. Конечно, волновалась, но и удовольствие получила. При моих вокальных данных – ни слуха, ни голоса – в школе я получила базу, которая помогла мне начать петь.
Публичных выступлений не боюсь, показать свои вокальные данные, которые я успешно скрывала от всего мира, конечно, очень приятно.
Уверенность в себе у меня и до занятий была, но, наверное, появилось любование своим голосом, открытие себя ещё и с этой стороны.
Мои друзья поддерживают меня. Много друзей я приобрела и в школе вокала».
Георгий Заборин, специалист по коррекции 1-го шейного позвонка – атланта, 50 лет:
«Заниматься вокалом, а точнее, пойти учиться петь именно к Екатерине, мне порекомендовала моя подруга Наталья. Она уже была на тот момент студенткой школы и предложила мне, потому что знает мою страсть к пению. Но пел я для души, дома. А в школе занимаюсь уже три недели. Повезло влиться в замечательную группу и догнать остальных по программе.
До занятий в школе я считал, что хорошо пою. Но сейчас понимаю, что те звуки, которые издавал, пением можно назвать с большой натяжкой. И мне есть чему учиться. А что может быть лучше, когда учишься тому, что тебе очень нравится? И когда это у тебя получается правильно – это просто восторг!»
Дмитрий Уваров, пиарщик, музыкант, 41 год:
«Когда‑то пел два года в немецком хоре и даже партии первого тенора. Потом пел в группе «Синяя птица», затем в своей группе Dimax. А вот в школу вокала пришёл в октябре. Периодически попадаю на занятия, когда свободен от работы. Что мне это дало? Понимание, что петь может каждый. Что учиться петь нужно ежедневно. Что голос – это инструмент. И нет понятия «нет голоса».
Пение очень помогает избавиться от стресса. Пение – это жизнь. Оно даёт мне силу».
Тамара Акиньшина