Николай Дроздов: «Если захочу отдохнуть от мусора – приеду в Белгородскую область»
9 апреля известный учёный-зоолог и журналист встретился со школьниками и их наставниками в филармонии Белгорода
-
Статья
-
Статья
В Белгород популяризатор Николай Дроздов приехал по приглашению регионального Центра экологической безопасности.
9 апреля он поучаствовал в двух встречах с белгородцами: школьники смогли пообщаться с профессором на экологическом уроке «Мои зелёные сказки», а их наставники – на семинаре «Экологизация общественного сознания в современной России: от просвещения к экологической культуре».
«БелПресса» собрала самые интересные мысли Николая Николаевича.
О Белгородской области. «Вы добились того, что в вашем регионе с отходами уже обращаются так, как во всей России должно быть к 2030 году. Вы идёте впереди, как флагман развития экологической культуры, формирования экологических привычек. Если я захочу отдохнуть от мусора – отправлюсь сюда, в Белгородскую область. Потому что тут едешь – а вокруг всё так чистенько, так хорошо, приятно».
О переработке и прошлом. «Переработка мусора – единственный безопасный способ борьбы с ним. Но чтобы всё работало, нужна хорошая система раздельного сбора отходов. Например, помните, как в Советском Союзе собирали металлолом? Очень любили это делать школьники – сдавали металлолом, получали за это маленькие премии, а потом ели мороженое».
О белгородских школьниках. «Верю, что эти ребята могут сделать так, что Белгородская область будет самой красивой во всей России, самой зелёной и самой певучей».
Про любовь к природе. «Всё начинается с семьи. Любовь к природе нужно воспитывать каждый день, каждую минуту, каждую секунду – своим действием, своим примером. Не заставлять, а привлекать! Если в семье бабушки и дедушки, папы и мамы любят природу, любят животных, то и у ребёнка возникает интерес к окружающему миру. А если папа идёт и палкой собак-кошек бьёт, то, конечно, никакой пользы от этого не будет».
О своём примере. «Когда водил внука в детский сад, мы видели – на лавочке после вечерних загулов местных жителей валяются обёртки от попкорна, каких‑то круассанов, стоят бутылки из‑под воды, кока-колы, пива. И мы всё собирали и выбрасывали. И люди, которые всё с утра убирают, видели, как мы им помогаем, подходили, благодарили, а мы им говорили: «С удовольствием вам поможем, это вам спасибо за вашу работу».
О воспитании. «Воспитывать ребёнка нужно с дня рождения. Он только-только запищал – а родителям уже надо думать: как сделать так, чтобы он чувствовал, что он не пуп земли, не единственное важное существо, а член большого коллектива, в первую очередь семьи? Сейчас дети стали сами по себе, отношение к родителям меняется и не в лучшую сторону: «предки ушли», «предки пришли», «предки нас не понимают». А детей надо понимать! И по возможности, конечно, подправлять: вот как едет машинка заводная, чуть-чуть не туда свернула, ты её подправил. И всё это без ссор, без резких усилий. Только убеждением, только разговором можно детей изменить к лучшему».
О современных технологиях. «Отучать детей от гаджетов бесполезно и бессмысленно: это уже часть нашей жизни, мы в них буквально живём, и неумение с гаджетами обращаться может просто поставить человека в тупик. Часто детям уроки задают в телефоне, поэтому надо, чтобы они владели им в совершенстве. Другое дело – телевизор. Его смотришь и смотришь, редко бывают учебные программы. Не давать ребёнку слишком много смотреть телевизор – это правильно. А не давать гаджеты, когда там какие‑то занятия, – неправильно».
О книгах. «Сейчас часто печатают те же самые книжки, которые я с удовольствием читал, будучи ребёнком. Но тогда они издавались на серой бумаге, мелким шрифтом, без иллюстраций. А теперь! Приходишь в магазин – а там книги красивые, с яркими обложками, наглядные, богато иллюстрированные! Есть даже с твёрдыми страницами для маленьких детишек: не порвёшь, не поломаешь. Очень их советую».
О заповедниках. «Раньше считалось, что заповедники нужны только учёным и тем, кто птичек и зверюшек любит, а больше никому не нужны. Сейчас же все понимают, что если не будет заповедных территорий как образцов природной среды, если мы от них отказываемся, мы их запускаем, то рано или поздно окажемся все в каменных джунглях. И в них пропадём».
О том, как прожить 100 лет. Нужно уехать куда‑нибудь в горы и наняться чабаном. Потом с утра до вечера ходить за отарой вверх-вниз, вверх-вниз, а вечером ложиться спать на свежем воздухе, прикрывшись буркой. И так изо дня в день, будь там снег, дождь, ветер – нельзя думать: пойду‑ка я домой. А то отара пропадёт: хищники задерут или разбежится. И вот такие люди живут до 100 лет, потому что у них пища полезная, воздух свежий, не такой загазованный, как в городах, и нагрузка непрерывная каждый день».
О том, как всегда оставаться молодым. «Я выделил для себя три состояния, которые помогают не стареть. Первое – смеяться. Весёлый, жизнерадостный смех во время общения, шуток останавливает старение. Второе – пение. Но петь нужно именно позитивные, радостные песни. И третье это, конечно, плясать, танцевать».
Что сказали участники встречи
Дамир Рудь, второклассник Стрелецкой школы им. А. Е.Черникова:
«Я член отряда экологов: мы следим за чистотой и порядком. Например, когда в школе гуляем на поле, всегда собираем весь мусор, чтобы было чисто. А потом сдаём его в экологический приём, чтобы там всё переработали: из батареек сделали краску, из бутылок одежду, куртки, всякое такое. Убирать в своём городе очень важно и совсем несложно: выходишь, берёшь большой пакет и собираешь мусор. Потому что если ты не будешь этого делать, а будешь мусор только кидать, кидать и кидать, то скоро земли будет почти не видно, всё будет грязно, и мы можем заболеть и умереть. А если мы будем следить за порядком, то земля будет чище, а природа лучше. И сегодня об этом тоже рассказывали, и было очень интересно – особенно посмотреть мультики: про росточки, про то, как правильно обращаться с водой и электричеством. А вообще мне сегодня всё-всё понравилось».
Елена Штырь, воспитательница корочанского детского сада:
«У меня старшая и подготовительная группы: от 4,5 до 6 лет. Мы и раньше проводили для них экологические занятия, но программа «Мои зелёные сказки», разработанная Дроздовым, более яркая, более красочная. Мы работали по ней целый год. Детки выполняли самые разные задания на тему экологии: рисовали картинки, вырезали, всегда активно отвечали на все вопросы. Мне кажется, детям нравится вообще всё, что связано с экологией: как экономить электричество, воду, как собирать мусор, как поддерживать чистоту. Было интересно приехать на встречу, очень понравилось! Николай Николаевич – очень позитивный человек, молодец, нам у него учиться и учиться».
Александра Токтарёва