Небритябрь, или Зачем мужчине борода
Как корреспондент «Белгородской правды» участвовал в необычной акции
-
Статья
-
Статья
В России ежегодно мужчины могут поучаствовать в ноябрьской акции «Небритябрь» (от «не бриться» и «ноябрь»). Месяц они не бреются, а сэкономленные на лезвиях и пене для бритья деньги переводят на благотворительность.
Немного бородатой истории
На Руси борода была поводом для гордости и определяла статус мужчины. Взгляните на портреты русских князей и царей до Петра I: лица всех украшала густая растительность. Ярослав Мудрый даже издал указ, который обязывал нарушителей платить за порчу кому‑либо усов и бород по 12 гривен, что в четыре раза превышало сумму штрафа за отрубленный палец (3 гривны).
Трепетное отношение к бороде во многом подпитывала и церковная мораль, ведь и Христос, как известно, носил бороду. В Ветхом Завете прямо сказано: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев.19, 27). Эта русская традиция поддерживалась веками, вплоть до эпохи Петровских реформ.
В 1698 году вышел первый в России приказ, запрещающий носить бороду. «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан и духовенство, то есть монахов и попов», – объяснял своё решение Пётр I и, по дошедшим до наших дней сведениям, не гнушался даже самолично отрезать окладистые боярские бороды.
Впоследствии документ изменялся и в 1722 году окончательно установил налоговые ставки для всех сословий за ношение бороды.
На 74 года борода стала предметом роскоши для всех, кроме крестьян, с которых взималась символическая плата. Чиновники, военные и дворяне должны были бриться и при Екатерине II, снявшей налоговое бремя с купцов и низших сословий. Бородатой Россия снова стала только при императоре Александре III, возродившем добрую традицию, а его наследник Николай II даже позволил отпускать усы и бакенбарды солдатам.
Даже в армии
В современной российской армии солдатам положено бриться по уставу из соображений гигиены и безопасности. Но даже в армии бывают исключения из правил.
Например, белгородский волейболист, тренер, заслуженный мастер спорта Вадим Хамутцких среди болельщиков известен как Борода. О происхождении этого прозвища он рассказывает так:
«У меня борода начала расти в десятом классе, приходилось бриться. Перед армией отрастил бороду, и кто то ляпнул: «Борода!» Так и приклеилось. Когда в армии служил, у меня от бритья станком было сильное раздражение кожи. С комбатом договорились, что до последнего, пока совсем не по уставу станет, бриться не буду. А когда вернулся домой, совсем перестал бриться».
Месяц солидарности
Сейчас в обществе за бороду не хвалят, но и не ругают: как говорится, личное дело каждого. Однако любители густой шевелюры на лице считают, что бородачам нужно объединяться. В 1999 году активисты из Австралии придумали акцию Movember («Усатый ноябрь»). Суть её в том, чтобы весь месяц не притрагиваться к усам, а после делиться результатами в соцсетях, попутно делая пожертвования в фонд по борьбе с мужскими заболеваниями, в частности раком простаты.
В России эта идея не прижилась, но куда лучше был воспринят её аналог – No Shave November, или по‑русски – «Небритябрь». Условия схожи, только сохранить нужно всю растительность, а сэкономленные на станках, лезвиях и пене для бритья деньги перечисляют на сходные благотворительные цели. Тем не менее для многих мужчин это, скорее, настоящее испытание, чем благотворительная акция.
Бородатый эксперимент
Я уже не один раз пытался принять участие в акции и устроить свой личный небритябрь. Это только кажется, что ничего сложного в этом нет, но на практике обнаруживаешь кучу неудобств. Спустя неделю борода уже выглядит неопрятно, и с каждым днём становится только хуже. Это приносит и психологический дискомфорт: окружающие часто смотрят с недоумением. Так и читаешь на их лицах вопрос: «Неужели так сложно следить за собой?» И ведь каждому не объяснишь свой замысел да и оправдываться не хочется.
Общественное порицание – полбеды. Куда сложнее справляться с давлением родных и близких. И вроде объясняешь, что это только на месяц, всё равно слышишь шутки и негодующие возгласы в свой адрес. Чаще этим грешат женщины, которым либо колется, либо просто не нравится длинная борода. Колется, к слову, не только им: начиная со второй недели подбородок жутко чешется – волосы раздражают кожу на лице до тех пор, пока нормально не отрастут. В попытках сгладить неудобства тратишь немало времени на уход: ежедневное мытьё, расчесывание, укладка – сначала это интересно, но вскоре утомляет.
Что имеем – не храним
Конца месяца я ждал с нетерпением. В заветный вечер спустя десять минут работы станком я смотрю в зеркало и не узнаю себя: на меня смотрит совершенно другой человек. Даже не так: на меня смотрит ребёнок. Видеть своё гладковыбритое лицо настолько непривычно, что чувствуешь себя каким‑то незащищённым. На улице в прямом смысле становится холоднее, а шутки от знакомых никуда не пропадают: теперь они просто острят о том, что ты молодишься.
За месяц я настолько свыкся с бородатым образом, что в новом амплуа уже неудобно.
«Пожалуй, в этот раз отращу небольшую», – решаю на следующий день и снова прячу бритвенный станок подальше.
Мнения
Артём Князев, фотограф:
«Я с 15 лет мечтал о том, чтобы у меня росла нормальная борода. Думаю, хотелось быть более брутальным, потому что рос пухлым мальчиком с милым лицом. Два раза в месяц хожу к своему мастеру, он её корректирует, а моя задача – подбривать иногда, ну и мыть. Неудобно есть супы и всё, что может остаться на усах: салфеткой здесь уже не обойтись. К флешмобу (имеется в виду «Небритябрь» – прим. ред.) никак не отношусь, потому что я всегда с бородой. А так идея прикольная, оправдание для того, кто решил отрастить, если близкие люди против.
На прошлой работе было условие: хочешь работать – побрейся. Я побрился и начал заново отращивать, больше никаких вопросов не было. Девушкам чаще всего борода нравится. Конкретно моей супруге она тоже по нраву. Колется борода, когда только начинает расти, а потом становится мягкой».
Валентин Болдак, мастер дорожно-строительных работ:
«Я начал отращивать бороду, когда работал на Севере, чтобы лицо не обмораживалось. Так и вошло в привычку. Ухаживать за ней несложно – раз в месяц хожу в барбершоп, дискомфорта не испытываю, только сам иногда подрезаю усы. Замечаний на работе по поводу бороды не было, только мужская белая зависть. Жена тоже в восторге. А про «Небритябрь» никогда не слышал».
Никита Ломов