«Шайбу-шайбу!» вместо «Горько!» Как пандемия и мода изменили свадебные традиции
Современная свадьба глазами организаторов, молодожёнов и их родителей
-
Статья
-
Статья
С 1 января по 31 августа в Белгородской области зарегистрировали 4 490 браков, сообщили «Белгородской правде» в региональном управлении ЗАГС. Это на треть меньше, чем за тот же период 2019-го, когда новых семей стало 6 500.
Полцарства на свадьбу
Елена Чупракова оказалась в числе тех, кого пандемия, как говорится, кинула на деньги.
«Мы планировали свадьбу ещё с прошлого года. Внесли аванс ресторану и организаторам, турагенту за путёвку во Францию на медовый месяц. Заявление подали на конец мая и… пролетели по всем фронтам. Поскольку ситуация до сих пор не ясна, перенесли всё на следующий год. Думала, труднее всего будет забрать деньги у ведущих (это частники), но они оказались порядочными. А вот ресторан и турагент долго тянули и требовали неустойку. Но ведь моей вины здесь нет! В общей сложности я потеряла около 60 тыс. рублей, остальное удалось вернуть».
Из‑за пандемии свадеб однозначно стало меньше, подтверждает организатор и ведущая свадеб Екатерина Коваленко:
«Много летней брони перенеслось аж на следующую весну. Некоторые отказались от празднования вообще, просто сходили в загс. А те, кто не отказался, в разы сократили списки гостей: планировали 60, а осталось 20–25. И дело не только в экономии, многие просто отказались прийти – побоялись заболеть».
А Егор Постников, напротив, уверен, что ему повезло:
«Да это был единственный способ уговорить мам-пап не вбухивать полцарства на свадьбу! Мы ждём малыша и хотели тихий уютный вечер с близкими, без бахающей музыки, танцев и прочего. Но поскольку Вера – единственная дочь у своих родителей, они мечтали закатить пир. Даже список написали. Из 96 гостей! Но карантинные меры закрыли доступ к любым массовым развлечениям. А ждать и переносить мы уже не могли – сроки поджимали. Были, конечно, попытки их обойти: «Может, мы вам частный дом снимем?» Но потом родители сами рассудили, что ни к чему подвергать опасности будущую маму. В итоге получилось так, как мы мечтали».
Под стук колёс
Пандемия не повлияла на цены свадебных услуг, а вот сами услуги видоизменились. Так, Интернет заполонили предложения провести «камерную» свадьбу. Это когда всю церемонию организатор пишет на видео, которое гости в онлайн-режиме видят на своих смартфонах и компьютерах. Если бюджет позволяет, новобрачные заказывают онлайн-гостям на дом доставку угощения. Те в свою очередь отправляют им подарок курьером или делают перевод на карту.
Хотя это скорее исключение. Классическая свадьба с караваем и тамадой медленно вырождается, но виновата в этом не пандемия, а мода.
«Наша сфера, как и прочие, динамично развивается и подстраивается под веяния времени, а пандемия – лишь катализатор, – продолжает Екатерина Коваленко. – Так, если ещё четыре-пять лет назад плазменный экран считался высшим классом технического обеспечения торжества, то сегодня его отсутствие сразу вешает на заведение ярлык «Отсталое». Всё больше людей хотят сделать свою свадьбу уникальной, индивидуальной, не такой, как у всех. Нестандартный подход позволяет добавить эксклюзивные элементы во всё: оформление, музыку, стол, программу. Например, этим летом я вела церемонию, где жених и невеста – сотрудники железной дороги. Он электрик, она проводница. Среди гостей много коллег. Конечно, мы стилизовали свадьбу под РЖД! Пригласительные было не отличить от настоящих билетов на поезд. Рейс – дата свадьбы, вагон – номер столика. При входе всех встречали «проводники» в форме, которые проверяли билеты и помогали рассаживаться. Мы даже сделали звуковой сигнал – с гнусавым голосом той самой тёти, что объявляет: «Поезд отправляется через пять минут». На столах – знаменитые гранёные стаканы в подстаканниках, а в трогательный момент зажжения семейного очага свечи заменил большой сигнальный фонарь».
Подвязка в реке
Екатерина уверяет: молодёжь уходит от закостеневших советских традиций:
«Невесту у меня не крали ни разу. Больше не встречают караваем, не снимают фату в конце вечера. Молодые понимают: это больше не обязательно».
Она вспоминает самую яркую свадьбу – 6 августа 2016-го, в год открытия летних Олимпийских игр в Бразилии:
«Будущие супруги – оба боксёры. Никаких колец, они расписывались на боксёрских перчатках, а потом торжественно надели их друг другу. Вместо классического медляка – танец чирлидерш с пипидастрами. Поскольку гости собрались из разных стран, в зал они заходили как на открытии Олимпиады: с флажками своего государства, а с экрана их приветствовал президент. Потом вынесли обручи и сложили их как олимпийские кольца – в общем, повторили всё, что транслировали телевизоры мира. Вместо «Горько!» все кричали «Шайбу-шайбу!». Подвязку невесты ловили… в реке! Так жених захотел, ведь его друзья – морпехи. А в конце вечера самым активным вручили медали и кубок имени семьи. Было очень азартно и динамично!»
Создать атмосферу
Смена приоритетов часто приводит к конфликту между молодожёнами и родителями. Особенно когда в подготовку вмешиваются мамы.
«Мамы – традиционалистки, – говорит Екатерина. – Они часто пропагандируют стереотипы: невеста должна сидеть слева от жениха, пройти надо по ковровой дорожке. Приходится искать компромисс, чтобы на праздник все пришли в адекватном настроении. И этим организатор свадьбы отличается от тамады. Это понятие вообще чуждо русскому менталитету. Тамада – это кавказский ведущий-мужчина, который лично знает всех присутствующих за столом. У нас в 1960–1970-е годы так стали называть гиперактивных женщин – массовиков-затейников. Сначала в шутку, потом прижилось. Я чётко разграничиваю эти понятия. Тамада обычно плохо владеет стилями речи, с чувством юмора не очень, зато есть отработанные десятилетиями популярные конкурсы. Это тоже может быть зажигательно, особенно если она ещё и поёт. Но молодёжи это уже не катит. Ведущий – тот, кто умеет создать атмосферу. И для этого ему не надо проводить конкурсы. Это харизматичный лидер, который сможет объединить вокруг себя интересы людей разных поколений. Его шутки и импровизации уместны, интеллектуальны, и он хорошо понимает эту грань».
Венок вместо фаты
Что неизменно – так это космические цены на свадебные платья.
«На фирменные наряды не принято устраивать распродажу», – пафосно пояснили в одном из свадебных салонов.
О традиции сбрасывать цену на прошлогодние коллекции здесь, видимо, не слышали.
«Цвет невинности как тренд, конечно, вечен, но сегодня многие спрашивают платье пудровых, золотых и серебряных оттенков, чтобы его можно было использовать потом как вечерний наряд, – любезно рассказали в другом салоне. – Спросом пользуются платья с карманами и перьями, комбинезоны и трансформеры (из длинного превращается в короткое – да-да, как в том фильме). Фату, перчатки выбирают всё режё. На смену приходят цветочные венки, летом – свежие, зимой – максимально приближенные к ним искусственные. Тяжёлые колье уступили место едва видимым серебряным нитям».
Судя по куче предложений на сайтах объявлений, свадебные платья б/у и на прокат – уже не плохая примета. Мало кто хочет хранить в шкафу до правнуков кринолиновое платье диаметром в 2 метра. Мужские костюмы на сайте попадаются реже – массивную тройку заменили практичные клетчатые брюки и бабочка в тон, которые пригодятся в быту.
Зато вернулись в моду советские ковры и макраме! Доставайте сухоцветы и расчехляйте сундуки – направление бохо вновь на пике. Как и винтажные вечеринки, меха, шляпки снова уместны. А если удастся арендовать в качестве транспорта молодых советский лимузин «Чайка» – да вы просто элита!
«Сейчас пары продумывают всё до мелочей: пишут виш-листы (список подарков – прим. ред.) и на европейский манер просят гостей озаботиться пошивом одежды в единой цветовой гамме, чаще нежно-пастельной, чтобы жених с невестой эффектно выделялись на этом фоне», – рассказывает декоратор Елена Костюшкина.
Уходят в прошлое фигуры из надувных шаров, драпировки из тяжёлых тканей и бумажные гирлянды. Главными элементами торжества становятся натуральные материалы, не вредящие окружающей среде: дерево, трава, хлопок, сухоцветы, керамика. Да и голубей больше не выпускают.
Фотографы на свадьбах по‑прежнему незаменимы, но классические отчёты вроде «Утра невесты» уже редкость. Некоторые заказывают съёмки с квадрокоптера, чтобы подчеркнуть масштаб гуляний. А массивные золотые обручалки потихоньку уступают место тонким серебряным изделиям.
Алёна Михайлюкова: Почему я не смеялась над фильмом «Горько!»
«Каждая девочка, что бы там она ни говорила, планирует, как будет выглядеть её свадьба. Вот и я планировала. Мы с тогда ещё будущим мужем рисовали свою идеальную картинку: утренняя роспись в загсе, а дальше – база отдыха, речка, шашлык, песни под гитару до рассвета. В этой картинке у меня было платье до колена в стиле 1960-х и белая ленточка-ободок, а у него – удобный костюм с жилеткой. Я долго подбирала плей-лист, где были джаз, рок-н-ролл и медляки из репертуара «Металлики». По нашей задумке, конечно же, счастливы должны были остаться все: и мы, и родители, и наши друзья-гости. Как вы уже поняли, всё пошло совсем не по плану.
Наша свадьба была из тех, что «по необходимости», поэтому решали всё быстро. Для обсуждения деталей был созван семейный совет, в который вошли родители жениха, мои родители и мой дядя. Дядю позвали в связи с тем, что он в то время работал свадебным фотографом и «как никто разбирался в вопросах церемонии».
Все мои рассуждения и планы заседавшие выслушали молча. Как только я затихла, прозвучало: «Нет, так это не делается». И моё любимое: «Запомните главное: свадьба – это праздник не для молодых, а для их родителей». Праздник оплачивали не мы, поэтому возразить было нечего.
Всё максимально канонично: платье с кринолином, белые перчатки, букет, пластиковые цветы в волосах (аллилуйя, обошлось без фаты), жених в розовой рубашке и костюме с люрексом. Был каравай, и мы, конечно, соревновались, кто откусит самый большой кусок, групповые фото на ступеньках центрального загса, фотосессия по основным достопримечательностям центра города. У меня есть снимки с берёзками, театром, фонтанами у спорткомплекса Хоркиной. Было +38, мы жарились на бетонной сковороде и терпели, на радость родственникам, кучковавшимся в тенёчке и утирающим слёзы умиления. Те фото я никогда не пересматривала.
Даже икона была – её принесли родители мужа. Взглянув на наши лица, свекровь поняла, что с ритуалом не задастся. И раздражённо отложила её в сторону со словами «Жизнь вас не била, уверуете ещё».
С базой отдыха тоже не задалось. Ресторанчик в спальном районе, салат, горячее, торт с лебедями, шампанское в ящиках, закупленное заранее по акции. Ведущую для свадьбы, а точнее, тамаду дядя подыскивал лично. Это была короткостриженая желтоватая блондинка с макияжем «привет, 80-е». Набор её конкурсов был стандартным, а-ля «лопни шарик задом», «разденься до пояса», «поцелуй соседа в ногу». Мы клялись над свечой, продавали куски торта, вручали медальки родственникам.
Отдельного внимания заслуживает музыка. Звукача тамада привела своего, проверенного. Поэтому репертуар идеально вписывался во всеобщее безумие, а песней вечера стала «Хуторянка» – её включали раз восемь. Надо отдать должное нашим гостям, они быстро втянулись в эти игрища. В какой‑то момент я подумала, что зря наотрез отказалась быть украденной и отдавать свою употевшую за день туфлю для использования в качестве бокала. Не вышло собрать комбо свадебных стереотипов.
К счастью, каноничного второго дня не было, и утром мы укатили на море, оставив недоеденный торт и голубые колготочки, победившие в баттле «малыш какого пола у вас родится первым» (кстати, сбылось!).
Развелись мы через три года. Но этот день нам поистине запомнился на всю жизнь. Моя вторая свадьба была идеальной: симпатичное повседневное платье, несколько близких друзей, вино и пицца на набережной Везёлки…»
Артур Нечайкин: Сбежали на север
«Сейчас отметить свадьбу очень затратно. А всё проходит как одно мгновение, и ты даже не успел почувствовать и насладиться этим днём. Одни нервы, чтобы всего всем хватило. В угоду родственникам и друзьям свадебное путешествие приходится заменять банкетом. А на следующий день снова на работу.
Мы с Юлей схитрили – поженились в командировке на Севере, куда нас отправили проводить климатические исследования. Заявление подали через «Госуслуги», благо можно расписаться в любом городе. В день регистрации создали группу в соцсети и вышли на связь по видеозвонку – поздравляйте! Сначала родственники надулись, но к тому моменту, когда мы вернулись, прошло полгода, и уже никто не заикался насчёт «проставы».
Мария Зуборева: Фрида Кало и единорог
«Свадьбу мы организовывали сами. Сразу решили, что будет два дня. Первый – в ресторане: каравай, родственники и все дела. Второй – для друзей.
Сначала хотели вечеринку в стиле «Игры престолов»: мы с мужем фанаты этого сериала. Сделали стилизованные приглашения, на них печать из пластики (что‑то вроде глины). Муж заказал костюм Джона Сноу (одного из главных героев сериала – прим. авт.) на «АлиЭкспрессе», а я – парик Дейнерис. Плащ-накидку мне сшила родственница. Причём нижняя часть была от платья с первого официального дня. Взяли в аренду двухэтажный коттедж в средневековом стиле.
Но потом выяснили, что некоторые из друзей не смотрели этот сериал. Тогда сделали просто костюмированную вечеринку. У нас были ведьмочки, моряк, Фрида Кало, Храбрая сердцем, мистер Дудец, единорог-купидон, пират… Мы даже сделали специальную номинацию – «Лучший костюм». Выиграла девушка в костюме капитана Марвел.
Пожалели только о том, что не наняли фотографа. Думаю, получились бы смешные фото. Нечасто заставишь взрослых людей выйти из зоны комфорта, переодеться в костюм единорога и подурачиться».
Анна Морозова