Вальсирующие с облаками: 25 вопросов и ответов о воздухоплавании
В сентябре в Белгородской области прошёл VIII фестиваль воздухоплавания «Небосвод Белогорья»
-
Статья
-
Статья
«Белгородской правде» удалось не только подняться в воздух, но и пообщаться с участниками фестиваля – пилотами Никитой Радченко (Белгород) и Вадимом Черёмушкиным (Рязань).
— Как правильно говорить: воздушный шар, аэростат, монгольфер?
— Правильно – тепловой аэростат, он же монгольфер. Они поднимаются в небо за счёт горячего воздуха. Бывают ещё шарльеры – аэростаты, которые наполняют водородом, гелием или другими газами легче воздуха. Ещё один вид летательных аппаратов – розьер – является комбинацией двух других типов: одна из его камер наполнена газом легче воздуха, а другая – горячим воздухом.
— Когда спускают на воду новое судно, о его борт разбивают бутылку шампанского. Есть ли какие‑то традиции, связанные с первым полётом нового аэростата?
— Я ни разу не присутствовал при подъёме в воздух нового аэростата, но рискну предположить, что бутылка шампанского разбивается о желудок пилота (смеётся).
— Где и как учат пилотов аэростатов?
— В лётных училищах. Все белгородские пилоты обучались в клубе «Аэровальс» в подмосковном Дмитрове. В России и за рубежом есть училища, в которых можно выучиться на пилотов аэростатов. Пилотские удостоверения международные, поэтому можно, например, обучиться в Беларуси, а летать в России, и наоборот.
— Сколько времени занимает обучение и в чём заключается?
— Примерно пару месяцев. Месяц практики с инструктором, затем контрольный полёт с тем же инструктором, который просит тебя выполнить какие‑то упражнения: пройти над каким‑то объектом, совершить посадку в конкретном месте. После летишь уже с другим инструктором, который обычно норовит вставить «палки в колёса», например клапан какой‑нибудь незаметно перекроет в полёте. И ты должен это заметить. Что же касается теоретической части, после каждого полёта происходит его разбор с подробным анализом всех действий. Плюс ко всему пилотам объясняют основы метеорологии, физики, механики, знакомят с матчастью. На выходе из училища ты сдаёшь экзамен в Росавиации.
— Сколько человек может поместиться в корзине?
— Зависит от объёма оболочки. Спортивные оболочки объёмом 2 тыс. кубометров рассчитаны на подъём двух людей плюс третий пилот. Чаще встречаются аэростаты объёмом 2 550 кубометров, которые могут поднять уже до трёх пассажиров, не считая пилота. Белгородский аэростат «БелАэро» объёмом 3 600 кубометров легко берёт в корзину 5–6 пассажиров.
— Чего стоит опасаться пассажирам аэростата?
— Пожалуй, ничего. В авиации аэростаты – самый безопасный вид транспорта. По сути, это огромный парашют. Даже если отключится горелка, он снижается со скоростью максимум 6–7 метров в секунду. Это, конечно, быстро, но при такой скорости все выживут и с высокой долей вероятности обойдутся без тяжёлых травм.
— Не может ли загореться оболочка от пламени горелок?
— Вероятность этого крайне мала. Оболочки изготовлены из жаростойкой ткани, которая выдерживает высокие температуры. А юбка аэростата, которая ближе других частей оболочки к открытому пламени, выдерживает до 800 градусов.
— Почему в корзине аэростата нет мешков с песком, о которых все читали у Жюля Верна? Как сейчас без них обходятся?
— Да, всех нас с детства учили, что в корзине воздушного шара должны быть мешки с песком, которые выбрасывают за борт, чтобы облегчить корзину, если аэростат начинает резко снижаться. Сейчас мы шутим, что вместо балласта у нас используются пассажиры, которых не жалко. На самом деле современным аэростатом управляют с помощью газовой горелки и клапана в макушке оболочки. Если ты хочешь подняться повыше, просто разогреваешь воздух газовой горелкой. Если нужно опуститься – открываешь клапан вверху и стравливаешь воздух.
— Как высоко можно подняться на аэростате?
— Чисто теоретически предела нет. Но чем выше, тем холоднее, воздух более разреженный. Рекорд Белгородской области – 5 555 метров. Его в 2016 году установили пилоты Валерий Афанасьев и Игорь Поликаренко.
— Можно ли путешествовать на шаре? Есть прецеденты, кроме героев Жюля Верна и Фёдора Конюхова?
— Есть. Например, один экипаж долетел от Москвы до Ростова с попутным ураганом. Это километров 900 примерно. Летели часов восемь. Люди шли на рекорд, поэтому все поседели, когда взлетали (смеётся). Единственное ограничение для путешествий – запас газа на борту.
— Почему на современном аэростате нет якоря, чтобы цепляться за землю?
— Как вы думаете, какова масса воздуха внутри оболочки аэростата? Отвечу: примерно 2,5 тонны. А теперь представьте, что эти 2,5 тонны движутся со скоростью 12 м/ч и вы бросаете якорь. Что будет с этим якорем? На нём будет пара газопроводов, километра четыре кабеля, который вы выковырнете из земли, пытаясь затормозить.
— Стирают ли оболочки аэростатов? И если стирают, то как это происходит?
— Аэростат хорошо стирать на мокром лугу. Можно заморочиться с каким‑нибудь озером, конечно, но это настолько проблематично, что такое редко происходит. Если оболочка испачкалась, то её расстилают на земле, берут губку, воду и, ползая на коленях, очищают. Но это происходит очень редко. Спросите меня, кто последний этим занимался, – я вам не смогу назвать этого человека.
— Аэростаты проходят техосмотр?
— Обязательно. Это происходит ежегодно. Во время осмотра проверяют газовое оборудование и испытывают ткань оболочки на разрыв, а также проверяют на просасываемость воздуха – там должна быть определённая величина, чтобы воздух не выходил из оболочки слишком быстро.
— Как хранят аэростаты?
— На самом деле оболочки живут в тех сумках, в которые их собирают после полёта. Понятно, что место должно быть сухим. Потому что если ткань влажная, в ней заводится плесень. На эксплуатацию это никак не влияет, но шар становится неряшливым, теряет свои цвета.
— Есть ли у пилотов аэростатов какие‑то суеверия, связанные с полётами?
— Мы же не фронтовая авиация. Ничего такого я не замечал. Ну да, стараемся не говорить слово «последний», заменяем его на слово «крайний». Но это, знаете, всё очень индивидуально.
— Сколько стоит воздушный шар?
— В районе 1–1,5 млн рублей, в зависимости от объёма. Оболочка стоит 600–700 тыс. рублей. Плюс корзина, горелка, баллоны. Где‑то так и выйдет. Но вы не забывайте, что для перевозки аэростата вам нужен тягач (в идеале с полным приводом), специальный прицеп. Хранить его где‑то надо. Учитывайте и эти расходы.
— Что будет, если два аэростата столкнутся в воздухе?
— Ничего. Просто как два детских воздушных шарика столкнутся и разойдутся. Гораздо хуже, когда шар, быстро поднимаясь, попадает клапаном в корзину другого аэростата. Был такой трагический случай однажды. Закончилось всё печально. Никто не погиб, но травмы были тяжёлые.
— Сколько требуется человек, чтобы поднять в воздух аэростат?
— Достаточно троих, если речь идёт об опытном экипаже: пилот, который будет работать с горелкой и вентилятором, и пара человек, чтобы в самом начале растянуть юбку аэростата, в который нагнетается тёплый воздух. Но удобнее работать вчетвером. Опытная команда из четырёх человек раскладывается минут за 10–12 – от стадии «вот мы подъехали с прицепом» до шара в воздухе. На сборы уходит примерно минут 15 – это с погрузкой всего в прицеп.
— Какие погодные условия нужны для полёта?
— Ключевые условия – это отсутствие сильного ветра, термических потоков воздуха и дождя. Намокшая оболочка весит намного больше, и шар из‑за этого перегревается, что не очень хорошо для ткани, из которой он сделан.
— Когда лучше летать – зимой или летом?
— Для аэростата нет никакой разницы. Просто зимой не очень интересно: под тобой будто всё время белый лист бумаги. Кстати, многие спрашивают, не холодно ли летать. Отвечаю: совсем не холодно, потому что до 3 км температура воздуха почти не меняется. Да и от газовой горелки в корзине достаточно тепло.
— Где ещё можно посмотреть на фестивали воздухоплавания, кроме Белгорода?
— Много где: фестивали проводят в Пятигорске, в Рязани, в Ростове Великом. Самый крупный в своё время был в Великих Луках: там до 60 аэростатов одновременно участвовали. Вообще в России в год проходит примерно 20 воздухоплавательных фестивалей. А кроме фестивалей, есть ещё и соревнования.
— Не опасны ли птицы для аэростатов?
— Не знаю ни одного случая, чтобы птица подлетела к аэростату близко. Гораздо опаснее дроны и парапланеристы, которые считают, что крутить петли рядом с аэростатом – самое оно.
— Почему собаки при приближении аэростатов поднимают лай?
— Очевидно, из‑за звука, который издаёт газовая горелка. Причём не только собаки паникуют – просто вы не видели, как реагируют коровы: они начинают в буквальном смысле скакать друг у друга по головам. Чтобы этого избежать, на аэростате есть два вида горелок: основная и бесшумная. Пролетая над животными, пилот должен пользоваться именно бесшумной горелкой. Их включают, если летят над стадом КРС. В противном случае на земле начинается такое, что испанская коррида кажется детской шалостью.
— Что самое необычное вам доводилось видеть из корзины аэростата?
— Однажды мы пролетали над озером, вокруг которого есть зона отдыха с большим количеством кустов. Как бы вам сказать… В общем, в тот момент я понял, как немцы во время войны находили партизан – с воздуха! Не то чтобы это было самым необычным, что мне доводилось видеть, но почему‑то запомнилось.
— Самое необычное место, куда вам приходилось приземляться.
— Если место необычное, значит, что‑то пошло не по плану. Такие решения, как правило, принимаются экстренно и говорят о том, что что‑то пошло не так. Самой необычной у меня была посадка в дерево с раздваивающимся стволом. Корзиной мы его развалили пополам. Это случилось из‑за того, что я взял чужой аэростат и не проверил давление в газовых баллонах. Все остались живы, никто не пострадал, но дерево мы развалили. Ещё был случай на соревнованиях: когда резко поднялся ветер, мы начали заходить на посадку. У земли корзину завалило на бок, аэростат сделал четыре больших прыжка, на втором мы перепрыгнули деревенский туалет.
Вадим Кумейко
Фоторепортаж с фестиваля «Небосвод Белогорья», который проходил в этом году в сентябре, смотрите здесь.