Брить или не брить? Есть ли в Белгороде мода на бороду
5 сентября – Международный день бороды
-
Статья
-
Статья
Эпоха гендерной толерантности диктует нам стиль унисекс. Мешковатые штаны, крашеные чёлки, белые кроссы на гигантской подошве – по такому описанию трудно определить пол современника.
Однако есть элемент стиля, который до сих пор остаётся истинно мужским. Это борода.
Стиль имеет значение
Обширная, но ухоженная растительность на лице вошла в моду лет пять назад вместе с появлением в Белгороде специальных парикмахерских для мужчин – барбершопов. Пожалуй, по концентрации бородачей на квадратный метр эти заведения стоят на первом месте. Сейчас их в городе уже десятки на любой вкус и кошелёк.
Лично я последние 4 года регулярно хожу в знакомый барбершоп к своему мастеру. Прошлая стрижка была больше месяца назад – самое время обновить лук и между делом расспросить сведущих о тонкостях ремесла. Только вот бороду я не отращиваю. Что ж, как раз узнаю на всякий случай, каково это, быть бородачом – плюсы, минусы, подводные камни.
Небольшое помещение в центре города встречает прохладой кондиционера и настоящим мужским уютом. Кожаный диванчик, пульт игровой приставки на столике рядом с журналами, проигрыватель и коллекция винила на полках, разрисованный холодильник с холодным пивом и черно-белые фотки в рамках на стене. Настоящий мужиковый лофт, о котором наверняка втайне мечтают примерные главы семейств, завязывая по утрам бантики дочуркам или сопровождая вечером любимых жён в супермаркете.
В этом мужском царстве хозяйничают барберы – парикмахеры, которые стригут только мужчин. Сюда ходят не только за стрижкой, но и за атмосферой: расслабиться, почитать, пообщаться со своим мастером. Мой мастер, правда, укатил на юг в отпуск, зато я записался на стрижку к легендарному Сергею Ульжаеву – совладельцу барбершопа, и, наверное, самому известному барберу в Белгороде. А ещё Сергей и сам яркий представитель бородачей.
Усадив меня в кресло, звонко пощёлкивая ножницами и перекрикивая шум машинки, он с охотой беседует со мной.
Расти, борода!
— Сергей, как давно ты в деле?
— С 2008 года.
— А в профессию как пришёл?
— Больше, наверное, случайно. Пригласили поработать моделью для стрижек на чемпионате парикмахерского искусства. Знаешь, когда сидишь, смотришь в зеркало, а на тебе разные причёски делают.
— А борода у тебя тогда уже была?
— Ага. И вот посмотрел я на парикмахеров, подумал: а ничего так у них, интересно, и решил тоже попробовать. А лет 5 назад в Белгород пришли барбершопы, с тех пор я втянулся именно в это дело.
— И ты всё это время следишь за эволюцией моды на бороду?
— Ну конечно, приходится следить. Я подписан на кучу разных барберов, тематических аккаунтов.
— Сейчас борода уже выходит из моды?
— Не сказал бы. Если взять те же самые 5 лет назад, когда в Белгород пришли барбершопы, мода только сильнее приживается. Правда, сейчас преобладает короткая борода, скорее даже ухоженная небритость. Потому что, наверное, люди устали от бород викингов.
— И из‑за пандемии, наверное, потому что на большую бороду маску не наденешь?
— Ну да, и народ посбривал. Но совсем от бороды отказаться не смог.
— За бородой сложно ухаживать?
— Нет, я думаю куда более хлопотно каждый день бриться. Сам я не пробовал, но помню, как ежедневно брился отец. А когда борода – ты пришёл к мастеру раз в пару недель, подровнял, пообщался и ходишь красивый до следующего раза.
— А втирать в неё что‑нибудь нужно?
— Не обязательно, для большой бороды достаточно шампуня и обычного бальзама. А масла и прочие специальные средства – это скорее для удовольствия и эстетики.
— Что было модно 10 лет назад?
— Скажем, 10 лет назад бороды вообще не были модными. Тогда стриглись под Диму Билана, когда сзади хвостики. Я сейчас смотрю фотографии с тех времён, когда я только начинал стричь, и это жесть. Там такие были причёски! Хотя и сейчас, к сожалению, всякое встречается.
Не конкуренты
— Сейчас в городе уже много барбершопов открылось. Следите за ними?
— Нет, не очень интересно. Вот есть какие‑то топ-3 барбершопа в городе (надеюсь, мы тоже в нём), за ними следим. Вообще у каждого заведения свой клиент. Скажем, наш средний посетитель – мужчина 30–35 лет. Мы знаем уже, что ему предложить, чего он попросит. Кто‑то больше ориентирован на студентов, кто‑то – на возрастных успешных людей.
— А что скажешь про женщинов-барберов? У вас же есть мастер-женщина?
— Ничего плохого не скажу. Если человек – мастер, какая разница, какого он пола.
— То есть канон это допускает?
— Ну да, в той же Америке много девушек барберов. Во время становления этой культуры в России в барбершопы брали только мужчин. Но это просто ремесло. И если человек владеет этим ремеслом, то почему кто‑то должен ему запрещать?
— А где этому учат? Ну ладно стрижка, но вот с той же бородой работать.
— Каждый учит под себя, если хочешь получить работника, который отвечает всем твоим требованиям, приходится это делать самому.
Наша беседа заканчивается достаточно быстро. С моей, прямо скажем, не очень роскошной шевелюрой Сергей справляется минут за 10 – настоящий профессионал. Напоследок втирает мне в причёску какое‑то приятно пахнущее вещество. Для эстетики.
Александр Михайлов