Какие растения в Белгородской области лучше обходить стороной
О смертельно опасной флоре «Белгородским известиям» рассказывает специалист ботанического сада БелГУ
-
Статья
-
Статья
Инженер сектора природной растительности Наталья Мартынова советует запомнить токсичные клевещину, болиголов, чемерицу, аконит и белену. Чем же они опасны?
Яд Сократа
Одно из смертельных растений – болиголов крапчатый. Растёт он повсеместно: по обочинам дорог, на лесных опушках.
«Это растение содержит алкалоид кониин. Он вызывает восходящий паралич скелетной мускулатуры. Когда онемение доходит до диафрагмы, дыхание останавливается и наступает смерть», – рассказывает Наталья Анатольевна.
Первые признаки отравления – обильное слюнотечение и расфокусировка зрения.
Этот яд известен с древности. Некоторые учёные предполагают, что именно болиголовом, а не цикутой отравился философ Сократ. Ведь при отравлении цикутой человек теряет сознание, а философ до последнего вздоха был в памяти, если верить описанию Платона, который присутствовал при кончине своего учителя.
Болиголов внешне похож на безобидную дикую морковку: такие же кружевные листики, цветёт белыми зонтиками. Выдаёт его отсутствие красного пятнышка в зонтике, неопушённый ствол и крапинки на листьях. А ещё запах. Он у ядовитого растения отнюдь не морковный, а гнилостный, напоминающий запах грязных носков. Случайно отравиться болиголовом можно, спутав его листья с петрушкой, а корень – с белой морковкой или хреном.
Вёх ядовитый (цикута), как и болиголов, – зонтичное растение. Имеет раскидистый ствол с резными листьями, селится в болотистых местах и возле водоёмов. Наиболее опасны корневища растения, где содержится цикутотоксин. Отравление развивается молниеносно: всего через несколько минут после употребления внутрь начинает болеть голова и живот, тошнит, трудно дышать, кожа бледнеет. Смерть наступает от непрекращающихся судорог и удушья.
В десятку смертельно опасных растений входит и аконит (борец). Если верить греческому мифу, вырос он в том месте, где из пасти мифического пса Цербера капнула слюна.
«Это растение активно используют в озеленении и очень ценят за красоту. Цветёт аконит голубыми, розовыми и фиолетовыми соцветиями», – говорит Мартынова.
Но за этой декоративностью скрывается смертельная опасность – алкалоид аконитин парализует нервные окончания. Возникает зуд, резко падает температура тела, появляются боли в области сердца, рвота, судороги, развивается паралич. Смерть наступает от удушья. Специфического противоядия нет.
Смертельные шишечки
Вы наверняка видели клещевину на клумбах и в палисадниках. Это высокое травянистое однолетнее (в наших условиях) растение с резными листьями и красноватыми игольчатыми шишечками, напоминающими плоды каштана.
«Содержащийся в клещевине белковый яд действует так же, как химическое отравляющее вещество зарин», – предупреждает биолог.
Малыши вполне могут потянуть в рот игрушечные на вид шишечки растения. Первый симптом отравления им – кровоизлияние в сетчатку глаз. Затем возникают тошнота, рвота, боль в животе и судороги. Антидота к яду клещевины тоже нет, смерть наступает через несколько дней, а помощь сводится лишь к облегчению страданий.
Повсеместно на обочинах белгородских дорог и в других солнечных местах встречается живокость полевая.
«Учёный Плиний старший описывал её как антипаразитическое средство, а в Средневековье это растение активно использовали для заживления ран и лечения переломов – отсюда и название», – поясняет Наталья Анатольевна.
Однако яд этого симпатичного с виду цветочка подобен знаменитому стрельному яду индейцев – кураре. При попадании внутрь он почти мгновенно вызывает паралич.
Чемерица в нашей местности встречается редко, потому и занесена в Красную книгу области. Летом её не увидишь – это растение-эфемероид: появляется в мае и затем пропадает без следа. Но в земле остаётся корень растения, содержащий опаснейший яд – алкалоид вератрин. Этот нейротоксин вызывает головокружение, неровный пульс, слюнотечение, нарушение работы ЖКТ. При отравлении им у человека падает температура, затрудняется дыхание, начинаются судороги. Смерть наступает от паралича дыхательного центра и остановки сердца. Противоядия нет.
«Его активно используют в озеленении. При посадке обязательно нужно работать в перчатках, чтобы не допустить попадания сока из повреждённого корня на кожу», – советует Мартынова.
Белены объелся
Три ядовитых растения: белладонна, белена и дурман – содержат смертельно опасное вещество – атропин.
«Помните выражение «белены объелся»? Оно прекрасно передаёт последствия отравления ядом этого растения. Человек становится возбуждённым и агрессивным – до бешенства».
Из других симптомов – галлюцинации, бред, тахикардия, расширение зрачков и сухость во рту.
Белладонна (красавка) в нашей местности растёт повсеместно как сорняк. Говорят, раньше итальянские модницы закапывали в глаза настойку этого растения, чтобы они блестели. А русские красавицы натирали щёки ягодами красавки для естественного румянца.
Дурман обыкновенный – галлюциноген. Цветок у него красивый, но пахнет он неприятно.
«В Средневековье настойку дурмана смешивали с другими наркотическими растениями, добавляли их в вино и давали выпить пациенту перед операцией – для затуманивания сознания», – говорит биолог.
На дух не переносишь
А вот у ясенца голостолбикового (неопалимой купины) ядовито эфирное масло.
«На солнце при цветении его пары могут даже вспыхнуть. Возможно, он и заставил вспыхнуть терновый куст в библейской легенде о явлении Бога Моисею. Ясенец просто мог расти рядом», – предполагает Мартынова.
Поэтому в озеленении купину нужно использовать осторожно – в жару, даже проходя мимо цветущего растения, можно получить ожоги. Эфирное масло вызывает воспаление и сыпь на коже.
У ландыша ядовиты все части растения, особенно ягодки.
«На клумбах лучше сажать садовые сорта этого растения – они менее токсичны», – советует биолог.
Цветы собирать не опасно, однако большому букету ландышей в квартире не место – отравление можно получить, просто надышавшись их ароматом.
Ягоды для волка
Ещё одно ядовитое растение наших лесов – вороний глаз. Четыре его верхних листа образуют тарелочку, на которой лежит чёрная ягодка с ядовитыми алкалоидами. Они вызывают боли в животе, рвоту, головокружение, судороги, вплоть до остановки сердца. Кустарник волчеягодник занесён в региональную Красную книгу. Его ягоды бывают красного и чёрного цвета – ядовиты и те, и другие. Отравление проявляется жжением во рту, кишечными расстройствами, судорогами.
Бузина красная и чёрная растёт в наших лесах и посадках повсеместно. Причём первая – исконно наша – с ягодами, содержащими синильную кислоту. При отравлении возникает головная боль, головокружение, тошнота и обильное слюнотечение. А чёрная – завозная, но она так хорошо здесь прижилась, что почти вытеснила свою красную сестру.
«У чёрной бузины ягоды есть можно, но только зрелые», – уточняет Наталья Анатольевна.
Ядовиты также белые ягодки активно используемого в озеленении снежноягодника. Они вызывают слабость, головокружение и рвоту. А ещё опасен сок кустарника, содержащий каучук.
Можжевельник тоже небезопасен. Рекордсмен по ядовитости – можжевельник казацкий. В дикой природе он растёт в степной зоне нашей и Воронежской области.
«Нам кажется, что хвойники – это сплошная польза, фитонциды. Их хочется понюхать, пожевать веточку. А делать этого нельзя, – предостерегает специалист ботсада. – Ягоды можжевельника казацкого содержат масло сабинол, вызывающее тяжёлые отравления и выкидыши у скота. Из‑за этого во многих странах он запрещён. Ядовитых растений у нас предостаточно. Некоторые из них обладают лекарственными свойствами и активно используются в народной медицине. Но самолечением лучше не заниматься. Потому что растения могут оказаться Токсичными».
Тамара Акиньшина