Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 мая 2014, 17:37
 Мария Литвинова 10420

За штурвалом троллейбуса

Корреспондент «ОнОнаса» приоткрывает завесу тайны профессии водителя троллейбуса

За штурвалом троллейбуса Фото Марии Литвиновой
  • Мария Литвинова
  • Статья

В последнее время я часто езжу по городу на троллейбусах. Помню те времена, когда это был один из самых некомфортных видов общественного городского транспорта. Но сегодня в новых троллейбусах одно удовольствие прокатиться. Бесшумно, безопасно, быстро. Что за работа такая – водитель троллейбуса? Чем живут эти люди? Каждый день мы сталкиваемся с ними. Они сидят в своей синей одежде «пилота» и молча управляют плывущими по дорогам электрическими машинами. А мы ничего о них не знаем.

Стартуем от «Аэропорта»

Теперь-то я приоткрыла завесу тайны этой профессии. Мне удалось посмотреть на мир глазами водителя троллейбуса.

Вместе с молодым «пилотом» этой рогатой машины Анной Семеринской я покаталась по маршруту № 1. И узнала, как однажды эта девушка решила изменить жизнь и начала управлять огромной машиной.
Из депо мы выехали около восьми утра. И стартовали с конечной остановки «Аэропорт». Да, я знаю, что водителей общественного транспорта нельзя отвлекать разговорами от управления машиной. Поэтому спрашивала чётко, но аккуратно.

Фото Марии Литвиновой

Вот физика и пригодилась

Как рассказала Анна, работает она в этой профессии всего четыре года и прежде у неё не было никакого представления об управлении каким-либо транспортным средством. Даже за рулём легкового автомобиля не сидела. Образование получила в университете, по специальности «школьный учитель химии и биологии».

Через какое-то время учительница вышла замуж и ушла в декрет. И как-то, гуляя с коляской по городу, наткнулась на объявление о наборе учащихся в троллейбусное управление с последующим трудоустройством. Предлагали высокую зарплату, соцпакет, полугодичное обучение на водителя троллейбуса с ежемесячной стипендией шесть тысяч рублей. Тогда, по словам Анны Семеринской, водители троллейбусов смеялись: ставка у работающего водителя троллейбуса составляла 4 тысячи.
Подумала, почему не попробовать? И пошла учиться.

«Всё было интересно: кнопки, рычаги, электричество, – говорит
Анна. – Когда была школьницей, думала: зачем мне физика, разве она мне пригодится? И вот ещё как пригодилась».

Наш троллейбус едет по своему маршруту, ничего интересного не происходит. Тормозит на остановках, пассажиры входят и выходят. Или сходят – как там ещё говорят? А я зато беру деньги и возвращаю сдачу. Помогаю водителю.

Раньше в троллейбусах работали кондукторы. Сейчас водители троллейбусов сами берут у пассажиров деньги и отрывают талоны.

12 тонн за спиной

Уже после первого круга мне становится скучно. Как можно ехать по одному и тому же маршруту весь день, неделю, месяц, год? А у троллейбуса нет даже гипотетической возможности отклониться от курса: он зависит от проводов, как трамвай от рельсов.

«О, такое желание возникает, после первого круга уже хочется в депо, – Анна смеётся моим мыслям вслух. – Особенно летом думаешь: вот бы завернуть в сторону пляжа. Но если серьёзно – привыкаешь, обычная работа. Если что, у меня есть автомобиль, на котором в свободное время я езжу, куда хочу».

На категорию В Анна выучилась, кстати, спустя два года с тех пор, как стала водителем троллейбуса:

«На легковушке страшней ездить. Никакой вежливости между автомобилистами нет. А водитель троллейбуса едет по дороге, как царь. Сидишь высоко, все тебя пропускают. Бывает, подрежет кто-то. Говоришь ему: у меня 12 тонн за спиной, а у тебя сколько? Подумай в следующий раз».

Фото Марии Литвиновой

Пешеход без перехода

В этот момент дорогу по Преображенской резво перебегает старушка. В неположенном месте, естественно. Троллейбус, только что отъехавший от остановки, тормозит.

«Они думают, что так быстрее будет. Но в случае чего, водителю всё равно придётся отвечать», – сокрушается Анна.

За время путешествия по маршруту бегающие по проезжей части пешеходы встречались неоднократно. Появляются на пути, как лоси. Бегут и невозмутимо смотрят на тебя.

Кстати, больше всего пешеходов-нарушителей встречается там, где находятся подземные переходы. Пожилым особенно тяжело постоянно спускаться и подниматься по крутым ступенькам, а обходить далеко. Особенно досаждает горожанам переход в районе центрального рынка, где поликлиника как раз рядом. Вот и ходят старики через оживлённую дорогу, рискуя своими жизнями. Получается, что от «подземок» и «надземок», которых с каждым годом становится всё больше, никому не лучше. К примеру, в Европе приоритет по умолчанию отдаётся пешеходам. Там переходы с лестницами вверх или вниз строятся только у опасных скоростных магистралей. У нас же безлошадные граждане остаются заложниками ситуации, когда все бонусы – в первую очередь автовладельцам.

Мотать на круг

На курсы водителей троллейбуса набирают учеников регулярно, выпускают одну группу, набирают новую. Четыре месяца учёбы, два – стажировки.

«Но из всей группы, в которой я училась, сейчас работают на троллейбусах только двое, включая меня, – рассказывает Анна. – На учёбе что? Откатал час и свободен. А на работе весь день круги наматываешь. Постоянно в напряжении, восемь часов подряд. Домой вечером прихожу – сажусь на диван, говорю: теперь вы меня везите, а я буду отдыхать».

Зарплата водителя троллейбуса зависит от выработки. Установлена норма, сколько пассажиров должен за смену перевезти троллейбус. Это 350–400 человек. Не часто такое количество набирается. Один троллейбусный круг по Белгороду длится от одного до полутора часов. За смену машина успевает сделать 5–7 кругов, в зависимости от пробок. А пробки – это невыгодно для водителя троллейбуса. Меньше пассажиров, меньше денег. Поэтому логично, что нерешённая транспортная проблема всем усложняет жизнь: как пассажирам, так и водителям общественного транспорта.

Фото Марии Литвиновой

«Витовт» как повышение

Сейчас Анна ездит на новеньком троллейбусе российской марки «Тролза», которому всего четыре года. Когда водителя пересаживают на современный комфортный троллейбус, это расценивается почти как повышение по службе. На таких ездить – сплошная красота. Особенно на «кругленьких» белорусских «Витовтах».

Старые гудящие троллейбусы ЗиУ, конечно, не так приятны в управлении. Они чаще ломаются, приходится всё время ремонтировать. Есть водители, которые по 20 лет на них ездят, знают, как обращаться с этой техникой. Должен же кто-то на «старичках» работать. Новые машины несколько раз закупали, но их пока недостаточно для того, чтобы полностью обновить парк.

Получите по «рогам»

Анна Семеринская тоже прошла боевое крещение на старых троллейбусах. Вообще, ничего особенного, только вот в снег и дождь очень трудно. Штанги, по-научному – токоприёмники, а в народе «рожки» – часто падают. Приходится останавливаться, выходить и закидывать их на место. Кстати, установка штанг – совсем непростое дело. На конечной стоянке я попробовала своими руками поставить их на провода. Тянешь за тросы – идут туго, точно попасть не сразу получается. Но с четвёртого раза «рога» были на месте. Дело привычки, говорит водитель.

Меня в детстве интересовал вопрос: как троллейбус поворачивает, цепляясь «рогами» за нужные рельсы-провода? И представьте себе, наконец я нашла на него ответ. Благодаря Анне, конечно. Как она рассказала, никакой «тёти-стрелочницы», которая переключает штанги по направлениям, в депо не существует. То есть «стрелочница» – это и есть сам водитель троллейбуса. Секрет вот в чём: если на развилке проводов нужно двигаться налево, водитель нажимает пусковую педаль. Если направо – ничего не нужно жать, машина сама повернёт.

Моё имя – водитель троллейбуса

Когда-то Анна работала на маршруте № 16, который везёт пассажиров в сторону «Спутника». В смену с 5 утра до 15 часов дня работалось спокойно, даже когда на улицах безлюдно и темно. Так рано ездят только бабушки на дачу. А вот вести машину, когда поздно вечером в безлюдных районах не работают фонари, страшновато: можно нарваться и на пьяного пассажира.

«Иногда юноши пытаются познакомиться: девушка, как вас зовут? Всегда отвечаю, что меня зовут водитель троллейбуса», – серьёзно говорит Анна.

По словам нашей героини, некоторые близкие не одобряют её выбора профессии. Что ты, мол, сидишь там за своим рулём, как шоферюга? Неженское дело. Но у Анны на этот счёт своё мнение.

Она убеждена, что женщины за рулём гораздо аккуратнее мужчин. И в аварии, если проследить за сводками ДТП, попадают в большинстве своём мужчины, так как ведут себя на дороге по-хамски. За руль сейчас садится всё больше девушек, и, как все новички, многие из них могут какое-то время неуверенно парковаться, что-то зацепить. Чем вызывают насмешки у ревнивых к автомобилям мужчин. Но руль – это уже давно не только присущий мужчинам артефакт. И с этим фактом им приходится мириться.

Фото Марии Литвиновой

Обед по проводам

Но самое вкусное в рассказе я оставила на потом. Точнее, на сейчас. Мало кому известно, но с этой зимы по Белгороду разъезжает троллейбус-кафе. С утра и до обеда он стоит на остановке «Аэропорт», а с полудня до трёх дня – у железнодорожного вокзала.

Пока что кафе на колёсах работает как столовая для водителей троллейбусов и автобусов. Предприятие «Городской пассажирский транспорт» оборудовало машину под вагон-ресторан, и работники общественного транспорта могут выбрать удобное время и сытно пообедать. Мне тоже посчастливилось побывать в этом кафе и перекусить вместе с проводниками. Ой, с водителями троллейбусов. А что? Троллейбус-кафе изнутри – настоящий вагон-ресторан. А водители троллейбусов в своей синей форме похожи на проводников и пилотов воздухоплавания.

Я поинтересовалась у руководства предприятия, смогут ли воспользоваться услугами троллейбуса-кафе обычные белгородцы. Ведь в прошлом году в СМИ озвучивалась такая идея. Мне ответили, что эта идея прорабатывается. И вполне вероятно, что уже в этом году на дорогах Белгорода появится кафе, разъезжающее по троллейбусным проводам и оснащённое Wi-Fi.


Интересные факты о троллейбусах:

  • Первый троллейбус был создан в Германии в конце XIX века инженером Вернером фон Сименсом и его братом Вильямом Сименсом, жившим в Англии.
  • Сначала изобретение было названо электромотом (Elektromote). Слово «троллейбус» пришло из английского языка, trolley – трамвайный вагон, bus – автобус. Первые троллейбусы воспринимались как гибрид автобуса и трамвая.
  • Первые троллейбусы были просто повозками без крыши.
  • Первый российский троллейбус создали в 1933 году на московском заводе «Динамо».
  • С 1939 по 1953 гг. по Москве ездили двухэтажные троллейбусы, которые импортировали из Англии.
  • В Японии и США существуют полностью подземные троллейбусные линии.
  • Самый длинный троллейбусный маршрут (86 км) проходит в Крыму между Симферополем и Ялтой.
  • С мая 2013 года в Швейцарии запущен троллейбус, работающий без проводов. Он оборудован специальными аккумуляторами, энергетический запас которых можно восстановить на остановках буквально за несколько секунд, пока входят и выходят пассажиры.

Другие материалы читайте в майском номере журнала «ОнОнас».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×