Ели и выжили. Какими сорняками мы лакомились в детстве
О необычном меню дворовой детворы рассказывают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
«Чипсы эти твои и газировка вредные, ты себе здоровье портишь». В следующий раз, произнося эту фразу, вспомните, как в детстве жевали гудрон, запивая берёзовым соком прямо из ветки.
Вместо M & M`s – просвирник
В детстве ели всё, что попадалось под руку: цветы, листья, веточки. Лишний раз домой не заходили, чтобы не загнали, поэтому часто перекусывали тем, что подарила природа.
Сидя на траве у дома и решая, кто водит или во что сыграем, мы очищали и ели «калачики», «бублики», «арбузики» – как только ни называли эти маленькие плоды просвирника приземистого. Это одно- или двулетнее травянистое растение из семейства мальвовых. Он растёт на полях, огородах, в садах, у жилья, вдоль заборов, по канавам, берегам рек. Культурные сорта украшают палисадники, цветки у них более крупные. Собирать мелкие «пуговки» и очищать их было долгим и кропотливым трудом. Но о времени никто не заботился, все наслаждались сладковатым маслянистым вкусом добытых плодов.
Цветочки на обед
Ели и кисло-горькие цветы акации, или «собачки», как их называли. Если на ветках после набегов детворы всё‑таки сохранялись цветы, то из них вырастали тоже вполне съедобные стручки.
Одной из главных вкусностей была сирень. По поверью, если найти цветочек с пятью лепестками, загадать желание и съесть, то мечта обязательно сбудется. Вот мы и выискивали такие, попутно высасывая из цветов сладкий нектар. Это же проделывали с соком из соцветия клевера и медуницы. Мы часто лакомились нектаром из тонкой трубочки розового цветка флокса, который рос в бабушкиных палисадниках.
Бубль-гум детства
Жевать янтарную по цвету и мягко-тягучую на ощупь смолу с плодовых деревьев начали задолго до появления жевательной резинки. Но, даже когда она заполнила прилавки сельских магазинчиков, дети не перестали бороться за вишнёвую смолу, считавшуюся самой вкусной. Для меня таковой была сливовая, поэтому я в сражениях не участвовала. В зависимости от свежести смола меняла цвет от светло-янтарной до тёмно-коричневой. Последнюю было очень тяжело оторвать от ствола дерева.
Заменители жвачки зависели от региона. Сибиряки жевали сосновую «серу», южане – смолу фруктовых деревьев, но гудрон существовал повсюду. Чёрную смолистую массу из отходов перегонки нефти применяли в дорожном строительстве, для изготовления кровельных и изоляционных материалов. Поэтому дети добывали её в окрестностях стройки. На изломе гудрон блестел, его раскалывали и клали в рот. Он был невкусным и жевался тяжело, но со временем во рту нагревался и становился мягче.
Маковое чаепитие
В давние времена мак краснел на огородах и в палисадниках почти у всех. Мы не знали о существовании наркотических сортов. Он был просто цветком, бутоны которого превращались в коробочки с мелкими чёрными семенами. Их вытрушивали в ладошку и съедали. Мы с соседкой пошли дальше. Обходили наши и соседские огороды и вытрушивали семена в кружки, пока не набиралось около половины. Потом ели их ложкой или высыпали в рот, как будто чай пили. Эта же соседка показала мне девичий виноград. Он оплетал забор её палисадника. Закрученные кислые усики мы отрывали от плетущейся лозы и жевали. А я всё ждала, когда же у этого винограда появятся настоящие грозди.
Часто по нашей вине многие садоводы жаловались на отсутствие фруктов в этом году: мы съедали их тайком ещё зелёными. Тыблоки – ворованные у соседа яблоки – были ужасно кислые, но такие желанные. Яблоки иногда вытирали об одежду, но чаще об этом никто не задумывался – ели сразу. Все следовали одному правилу: как только диаметр плода превышал сантиметр, можно есть. Не помогали и страшилки про девочку, которая наелась зелёного, и у неё заболел живот. Никто её никогда не видел.
Кислые муравьи
Покой красно-чёрных муравейников с копошащимися жителями постоянно нарушала детвора ради муравьиной кислоты. Алгоритм её добывания прост: злили насекомых, вставляя в муравейник палочку или соломинку, и ждали, когда они облепят её и выплеснут свою ярость. Затем стряхивали муравьёв – готово. Можно облизывать палочку, наслаждаясь кислым вкусом.
Многим растениям угрожала опасность быть съеденными. Поедали ватную внутренность стебля камыша (рогозу) и даже горькие лопухи. Молодые растения вырывали и съедали белое возле корня. Страдала от детей и кора деревьев, вернее, плёнка между корой и деревом, её счищали с обратной стороны коры и жевали. Ели и довольно обычную растительность: вяжущую во рту черёмуху, которая окрашивала язык и зубы в чёрный цвет, молодые листики липы, шиповник, боярышник, облепиху, щавель, топинамбур и тёрн. Пожалуй, ни один органический йогурт не сравнится с этими вкусностями из детства.
Анастасия Писаревская