Особенности карантина. Как в разных странах переживают пандемию коронавируса
«БелПресса» выяснила у наших соотечественников, живущих за границей, как изменилась их жизнь
-
Статья
-
Статья
Как устроен быт тех, кто оказался на карантине, что происходит с бизнесом и как на происходящее реагируют власти и жители в Австралии, Сербии, Италии, Израиле, Грузии, Венгрии, Франции.
Франция. «Закрыто всё»
Татьяна уже более 15 лет живёт во Франции и работает уборщицей в одном из супермаркетов небольшого городка Нанси региона Лотарингия. Сама она родом из Харькова – и там, и в Белгороде у неё осталось много родственников.
«У нас карантин, – рассказывает Татьяна, – никто не знает, на сколько и когда он закончится. Объявляли 16 марта на две недели, а через три дня ввели комендантский час и патрули, потому что все жители кинулись отдыхать в парках. Теперь сидят дома».
Сама Татьяна работает, поскольку на складе, где она убирает, хранятся продукты, ей выдали разрешение на проезд. Муж, водитель-дальнобойщик, с 17 марта сидит дома. Ушёл в отпуск, иначе много теряет в зарплате: сейчас теряет треть, а по технической безработице была бы половина зарплаты. Но, когда отпуск закончится, ему нужно будет идти на техническую безработицу, другого выхода нет.
Оплату за услуги ЖКХ, по словам Татьяны, не отменили, перенесли только для владельцев закрывшихся предприятий. Аренду они доплатят потом, а по счётчикам обнулят только отопление. Аренда стоит гораздо дороже.
«У нас уже две недели закрыто всё, кроме продуктовых магазинов, – говорит Татьяна. – Нельзя ездить даже к родственникам, если нет подтверждающих документов об их немощи. Каждый выход – только по разрешению, даже в магазин. Скачиваешь приложение, распечатываешь на принтере, заполняешь и едешь куда нужно. Нет принтера – сиди дома или ищи у соседей».
Расстояние для общения – 2 метра. Где‑то на юге семья собралась на барбекю, 8 человек, в своём саду. Патруль оценил это в 1 740 евро штрафа. За три штрафа можно сесть в тюрьму на полгода.
Закрыты все общественные места и музеи.
«Думаю, что до конца апреля карантин не снимут…» – заключает Татьяна.
Италия. «Пасху будем отмечать дома, общаясь с родными лишь по видеосвязи»
Бывшая жительница Белгорода, ныне живущая в небольшом итальянском городке, Лилия Целих рассказывает, как развивались события у них:
«Первый случай заражения у нас произошёл в конце января. Но мы все считали, что это локальная проблема Китая, и абсолютно не переживали. Спустя несколько недель, 23 февраля, все заговорили о сотне случаев в маленьких городках Италии недалеко от Милана. Эти городки были закрыты, там объявили лёгкий карантин, и мы продолжили жить спокойно. Потом всё стало развиваться очень стремительно, и к 11 марта число заражённых в стране выросло до 13 тысяч, количество смертей перевалило за тысячу».
Тогда Италию объявили красной зоной, на улицах появились машины с громкоговорителями, сообщающие, что нельзя выходить на улицу.
«С тех пор мы на карантине, – говорит Лилия. – Выходить из дома можно только в магазин, причём в ближайший, в радиусе не дальше 1 км и не чаще 1 раза в три дня. При себе нужно иметь документы, разрешение, которое выдаётся в коммуне (администрации), обязательно быть в перчатках и маске, в магазин заходить группами по пять человек, соблюдать дистанцию».
Ещё разрешено заниматься спортом, но только по одному и рядом с домом. Соблюдение правил контролируют патрули. За нарушение – штраф 200 евро.
На протяжении всего этого месяца работают только аптеки, рассказывает женщина, продовольственные магазины и некоторые фабрики. Если тебе нужно, к примеру, в банк, надо заранее записываться, прозванивать и получать специальный документ.
Раз в несколько дней улицы обрабатывают специальными средствами.
«Мы находимся далеко от очагов инфекции, в наших местах заболели всего пара человек. Вероятно, потому что мы по‑настоящему жёстко соблюдаем карантин и не выходим из дома», – продолжает Лилия.
Она живёт между Флоренцией и Римом в маленьком городе, который посещают более 2 млн туристов в год. Люди живут там за счёт туристов и, конечно, нынешняя ситуация для них плачевна. Однако государство помогает и малому бизнесу, и отдельным лицам. Все граждане страны получают 80 % от зарплаты и субсидию от государства, поэтому у всех есть деньги на лекарства и еду.
«Официально карантин продлится до 18 апреля, – сообщает Лилия Целих. – Это значит, что Пасху мы тоже будем отмечать дома, общаясь с родными лишь по видеосвязи. Но мы стараемся не унывать. Кстати, видео с поющими итальянцами вполне реальны: здесь такой менталитет, люди даже в трагической ситуации стараются как‑то ободрять друг друга, общаются с помощью музыки, искусства. Иногда по дороге в магазин я вижу в домах людей, которые занимаются творчеством – это вдохновляет и дарит надежду на светлое будущее!»
Австралия. «Возмущений нет. Все всё понимают, видя пример Италии и США»
Ярослав Малыхин, бывший белгородец, живущий в Австралии уже четвёртый год, сообщил, что у них в стране официально ввели чрезвычайное положение.
«Закрыты авиаперелёты, ограничено перемещение между штатами, не работают гостиницы. Все бизнесы, которые необязательны для жизни, приостановили работу. Закрыты салоны красоты, тату-салоны, спортзалы, бассейны, непродовольственные магазины и многое другое. Людей по возможности перевели на удалёнку, мы, к примеру, работаем дистанционно больше трёх недель. Правительство страны выделило деньги на поддержку бизнеса, старается как‑то помочь нуждающимся людям».
На улицу разрешено выходить только в случае крайней необходимости. Есть ряд причин, по которым можно покинуть дом. Вы можете поехать на работу или учёбу, выйти в магазин или больницу, можно выбрасывать мусор, выгуливать собак и заниматься спортом. Правда, расстояние всё равно ограничено. Если вы нарушаете правила, можно получить штраф. В каждом штате они разные.
«Я живу в штате Виктория, здесь штрафы могут достигать 1 600 долларов, – рассказывает Ярослав. – Правда, многое остаётся на усмотрение полиции. Моего знакомого недавно оштрафовали, когда он ехал на дачу. Он поднял шумиху в соцсетях, и в итоге дошло до того, что шеф полиции перед ним извинялся».
В пригороде не очень заметен карантин, люди, живущие в частных домах, гуляют, ездят на велосипедах, устраивают барбекю. А вот в городах – никого, так странно: обычно полно народу, а сейчас – пусто.
«Когда всё только начиналось, – вспоминает Ярослав, – в магазинах сметали продукты. Драки за туалетную бумагу, которые многие видели в роликах в интернете, здесь были вполне реальны. Туалетная бумага полностью исчезала с прилавков, вот только сейчас начала появляться. Также раскупали крупы, консервы, заморозку – всё, что долго хранится. На полках были только фрукты и овощи. Сейчас количество заражений пошло на спад, и все постепенно успокаиваются. Продуктов снова достаточно. Возмущений относительно карантина нет: все всё понимают, видя пример Италии и США».
По признанию Ярослава, лично его расстраивает только то, что он не может никуда поехать:
«Я собирался в более тёплые места. Но ничего, подожду, пока всё закончится».
Венгрия. «Молись, беги, держись»
Туристы в чужой стране в случае языкового барьера воспринимают информацию в большинстве своём визуально. Ольга Бондарева оказалась в Будапеште 11 марта, когда в стране, несмотря на небольшое количество заболевших, ввели ЧС. Вот её впечатления:
«Первое изменение, которое нельзя было не заметить, произошло в общественном транспорте. Венгры нарушили неукоснительное правило входить в переднюю дверь автобуса, где надо показать проездной или оплатить проезд водителю. Водительские кабины отделили от салонов красными лентами, на которых повесили таблички с просьбой позаботиться о здоровье человека, который целый день трудится на благо других, и не приближаться к нему. Количество автобусов не изменилось, несмотря на то что ездили они полупустыми. Ни задержек, ни отмен рейсов, никакой давки и скученности пассажиров.
Людей сориентировали держать дистанцию 1,5 метра. Конечно, сразу она неукоснительно не соблюдалась, был момент привыкания, но очерченные круги в присутственных местах быстро всех дисциплинировали.
Важный момент – гигиенический. Туалеты в городе оборудованы отлично, дефицита мыла и бумаги в них не было никогда, к тому же во многих сенсорная подача мыла, воды и сушки. К этому добавились дезинфекторы в общественных местах, в том числе сенсорные. В магазинах несколько раз я видела волонтёров, которые обрабатывали всем входящим руки из пульверизатора спиртосодержащей жидкостью.
Постепенно закрывались термы, зоопарк, музеи, детские площадки, все маленькие лавчонки (фактически ушли в онлайн). Но продолжили работать парикмахерские, барбершопы (которых в Будапеште сотни), кафе и рестораны, а также крупные супермаркеты, сетевые и брендовые магазины – правда, только до трёх часов.
Подъезды и улицы стали мыть чем‑то пенным и сильно пахнущим, видимо обеззараживающим. При этом многочисленные будапештские бомжи остались на своих лавочках и в подворотнях.
Ношение масок и перчаток в тот момент я бы назвала «кто в лес, кто по дрова». Маски первыми, по моим наблюдениям, надели практически все азиаты. У продавцов, медиков, водителей они часто болтались под шеей или не прикрывали нос. Встретила несколько прохожих в жёстких профессиональных респираторах. Людей в самых разных перчатках – от матерчатых до кожаных – казалось гораздо больше.
Запреты на собрания большого количества народа (кажется, от 50 человек) не коснулись любительского спорта. И вечно бегущий и едущий на великах Будапешт понёсся ещё быстрее: в парке на острове Маргит число тренирующихся заметно выросло. Вероятно, связано это было и с сокращением рабочего времени, и с переводом учебных заведений на дистанционку. Самый частый предмет, который встречался в те дни в руках прохожих, – коврик для йоги.
Как рассказали живущие в городе друзья, впоследствии, с 28 марта и до 11 апреля, власти объявили так называемые комендантские ограничения. Они остановили работу многих учреждений, общепита, свободное передвижение людей по городу (за необоснованный выход из дома ввели штраф до 1 400 евро): ходить стало можно только на работу и за продуктами в магазины. При этом пожилым людям – с 9 до 12 часов, а остальным – позже. А вот заниматься спортом и посещать церковь по‑прежнему не наказуемо, выгуливать собак (недалеко от дома) тоже. Их у местного народа невиданное количество, поэтому, подозреваю, шанс безнаказанно прогуляться на самом деле есть всегда».
Сербия. «Как Бога умоляем вас: сидите дома!»
«15 марта президент Сербии Александр Вучич нагнал страху в прямом эфире, сообщив, что сейчас самый грустный момент для Европы после окончания Второй мировой войны, – рассказывает жительница Белграда Софья Ечина. – В стране введён режим ЧС: запрещено находиться на улице с 20:00 до 5:00, закрыты учебные заведения, упрощена работа многих учреждений. Отдельно Вучич упомянул лиц старше 65 лет, заявив: «Молим вас как Господа Бога, сидите дома целый день!»
Сербия закрыла границы для въезда иностранных граждан за исключением лиц с ПМЖ и дипломатов. Согласно конституции так может продлиться до 90 дней.
«Я художник, привыкший к свободному графику и выстраивающий день самостоятельно. И я точно не привыкла к отсутствию работы. Все мои выставки на ближайшее время отменены, а европейские проекты (иллюстрации книг, декорации к музыкальным фестивалям и так далее) приостановлены, – рассказывает Софья. – В моём распорядке дня ничего не изменилось: я готовлю, рисую, чищу палитры и мою кисти. Не хватает занятий спортом, и особенно обидно за купленный на днях трёхмесячный абонемент в спортзал».
Сербы уже в четвёртый раз переживают подобный режим (сказывается опыт бомбардировки НАТО в 1999 году) и знают, что делать. В первые дни карантина раскупили весь кофе – культовый в Сербии напиток, а также муку, масло, воду и средства гигиены. Но запасы на полках быстро восполнились.
По словам Софьи, жители Белграда дисциплинированно соблюдают все предписания: держатся на расстоянии, носят перчатки и маски, стараются без надобности не выходить из дома. Это удивительно, ведь здесь все привыкли обниматься и целоваться при встречах. Но сербы не унывают: «И не такое переживали».
Грузия. «Самоорганизуемся и помогаем друг другу»
Грузия популярна среди туристов и экспатов, которые живут там подолгу, изредка выезжая лишь для продления визы. Из‑за закрытия границ они не могут выехать на родину, многие остались без денег и жилья. Взаимопомощь – их единственный выход.
«Мы организовали в Интернете чат взаимопомощи по Грузии, где уже почти 800 человек, – рассказал администратор чата, основатель популярного канала о Грузии в мессенджере Telegram Николай Левшиц. – Развозим обеды для нуждающихся пожилых людей. Анализируем и распределяем наши небольшие ресурсы. Самоорганизуемся, общаемся и помогаем друг другу».
Проблемы у людей самые разные: «Нужна помощь стоматолога, все стоматологии закрыты, сижу на обезболивающих в тройной дозе», «Есть кто с машиной? Хочу завтра передать продукты одной женщине, четверо детей, осталась без дохода и кормильца», «Живём с мужем в палатке под Батуми и, честно, мёрзнем… В хостелы не рвёмся, так как хотим быть на расстоянии от людей, а финансов полностью арендовать квартиру у нас нет… Есть, где пожить за оплату коммунальных?»
В Грузии не ходят поезда и междугородные автобусы. Введён запрет на празднование свадеб, проведение поминок. До 21 апреля продлены каникулы в учебных заведениях, уроки для школьников транслируются по ТВ. В такси рекомендовано ездить на заднем сиденье с открытыми окнами и не более двух человек.
Запрещены любые собрания и мероприятия численностью больше 10 человек. Всем клиникам страны рекомендовано на четыре месяца отменить плановые операции и готовиться к приёму больных коронавирусом.
«Особенно поражает новость из Марнеульского и Болнисского районов, которые сейчас закрыли на полный карантин, – рассказывает Левшиц. – Введена армия, дезинфицируется всё, что может передвигаться, а людям запрещено выходить на улицы. Всё в связи с тем, что 67-летняя инфицированная женщина, вернувшаяся из‑за границы, побывала на праздниках, поминках и контактировала с более чем 1 500 человек».
Израиль. «Не паниковать!»
«Мы сидим на карантине, – рассказывает Лола Колпина из Ашкелона. – Сама я мало хожу по общественным местам. Только спорт – пробежки и велосипед. Раз в неделю выбираюсь в магазин. Если встречаюсь с кем‑то на улице, мы стараемся держать дистанцию 2 метра».
В магазинах установлены моющие средства и одноразовые перчатки для посетителей на входе и выходе. А расплачиваются люди всем подряд, включая и наличные, и карты, и чеки. Родители Лолы, выгуливая собак, ходят на тренажёры – там все тренируются тоже в перчатках.
«По сто раз на дню моем руки. И компаниями не собираемся. Мы с друзьями любим ходить в горные походы, однако наша группа в эти дни, естественно, не собирается», – отмечает Лола.
В Израиле закрыты все организации не первоочередной степени важности. Работают крупные магазины, банки, больницы. Транспорт ходит редко. В автомобиле может ехать не более двух человек.
«Говорят, что вначале расхватали туалетную бумагу. Но недавно я сама убедилась: всё на месте, и продукты тоже, – сообщает Лола Колпина. – Однажды в мессенджерах было очень паническое сообщение разослано. Я разнервничалась сильно, мои друзья – а почти у всех пожилые родители – тоже волновались. В сообщении говорилось о том, что в Израиле будут десятки тысяч умерших, для больных строятся какие‑то подземные бункеры. Советовали всякие несуразные меры безопасности, типа не сидеть на лавочках на улице. А потом мне позвонил муж подруги – он врач из нашей больницы – и сказал, что всё это фигня, паниковать ни в коем случае не следует. Опасность есть, но не в таких масштабах. Вдобавок у всех у нас есть памятки с официально рекомендуемыми требованиями безопасности: держать дистанцию 2 метра, мыть руки и лицо, по возможности работать дома – в общем, вполне вменяемые, разумные вещи».
Подготовили Алина Михайлова, Елена Талалаева, Олег Гончаренко и Ольга Бондарева