Простой был человек. Каким остался в памяти земляков Герой Советского Союза Фёдор Тарасов
«БелПресса» рассказывает об улицах, названных именами героев Великой Отечественной войны
-
Статья
-
Статья
Фёдор Ефремович Тарасов родился 1 сентября 1924 года в вейделевском селе Белый Колодезь. До войны окончил школу-семилетку. В Красную армию его призвали 2 января 1943 года.
Под пулемётным и снайперским огнём
На фронте Фёдор Тарасов был сапёром-разведчиком отделения инженерной разведки 104-го отдельного сапёрного батальона 89-й гвардейской стрелковой дивизии. Он воевал на Курской дуге, освобождал Белгород, за что получил медаль «За отвагу». А вот «Золотой Звездой» его наградили за подвиг, совершённый в Польше – на реке Пилице, близ села Буда-Михайловка.
15 января1945 года при прорыве сильно укреплённой полосы обороны противника Тарасов вместе со штурмовым батальоном 273-го гвардейского стрелкового Кишинёвского полка первым ворвался на мост через реку Пилицу. Мост ожесточённо обстреливался ружейно-пулемётным огнём, был заминирован и охранялся тремя немецкими сапёрами.
Однако двоих Тарасов уничтожил, а третьего, у которого и были схемы минирования, взял в плен. Тарасов разминировал мост, обезвредив при этом три подложенные под мост 50-килограммовые авиабомбы и толовые снаряды. Так единственный в том месте мост через Пилицу был спасён от подрыва, а наши войска переправились на другой берег реки без потерь.
В ноябре 1946 года Фёдор Ефремович мобилизовался и вернулся в Вейделевку. Работал в райкоме партии, а после выхода на пенсию был ответственным секретарём районной организации общества «Знание», затем возглавлял Вейделевский краеведческий музей.
Умер герой 16 июля 1992 года. Похоронили его в Вейделевке. В посёлке есть улица, названная в его честь.
От танка до водонапорки
Улица Тарасова находится на выезде из Вейделевки. Если проехать по ней до конца, а потом двигаться прямо, никуда не сворачивая, дорога приведёт в Белый Колодезь – село, где родился Герой Советского Союза.
Она недлинная – каких‑то три десятка домов стоят по обе стороны от основной дороги, ведущей из Вейделевки. Нечётная сторона её начинается сразу за постаментом с танком ИС. Людей не видно, зато на выгоне у дороги суетится выводок разномастных кур под предводительством рыжего петуха.
Напротив дома № 3 – уменьшенная копия колодца с журавлём, лебеди из покрышек и необычный вазон для цветов – большой крашеный чугунок.
«Что там чугунок – заходите во двор, я вам ещё не то покажу!» – сулит выглянувший из калитки хозяин дома Анатолий Федоренко.
Заходим и видим: прямо на стенах дома целая выставка старинной деревенской утвари. Тут тебе и рубель, и большая деревянная расчёска для шерсти, и самый настоящий кожаный кнут, и старинная печная заслонка с вензелями, инициалами и много чего ещё…
«Люблю я всё это! – пожимает плечами Анатолий Иванович. – Лет 15 по окрестным деревням собирал. Что хозяева так отдавали, а что и покупать приходилось».
Федоренко не просто здешний оригинал, но ещё и глава уличкома. А значит, может рассказать о родной улице и её жителях много интересного.
«Хорошая улица, тихая. Детей вот только мало. В основном люди среднего возраста и старики живут», – сетует мужчина.
Вода и газ в домах есть, дорога рядом, до магазина и садика – рукой подать.
«Держат кур, уток, а коров нет. Не знаю, сохранились ли они ещё у кого в Вейделевке», – задумывается уличком.
Зато у всех есть огороды и сады.
«Здесь весной красиво, когда всё зацветает», – с улыбкой подытоживает глава уличкома.
И на прощание дарит увесистый кулёк домашних яблок.
От пустыря до остановки
Дальше улица, увы, была пустынна. В конце чётной стороны она встречается с полем, а между ними маяком торчит полосатая водонапорка.
Нечётная сторона начинается с пустыря. Аккуратные домики в большинстве своём из белого силиката – основного строительного материала 1990-х. Встречается и недострой с забитыми досками окнами. Маленький, почти игрушечного размера домик за деревянным штакетником, вероятно, раньше был дачей. А через несколько домов от него – свежий «дворец», из‑за высокого забора которого торчат макушки белых статуй. Тут «грек недавно построился», как говорил Федоренко.
В самом конце – дуга остановки с выгоревшей надписью: «Роднуля, I love you». Вот и вся улица Тарасова – по‑деревенски несуетная и уютная.
Внуков любил безгранично
В местном краеведческом музее нас уже ждала невестка Фёдора Ефремовича.
«Я с работы забежала, только разделась», – признаётся Тамара Михайловна.
Оказалось, работает заведующей столовой на «Вейделевском бройлере». А до этого много лет трудилась на местном заводе сухого молока, где и познакомилась со своим (ныне покойным) мужем Сергеем Фёдоровичем – младшим из двух сыновей вейделевского герой.
Поженились они в 1983 году, поселились в доме родителей мужа, родили двух детей – Алёшу и Аню. Несмотря на высокое звание главы семьи, жили Тарасовы просто: держали хозяйство, обрабатывали огород. Дом, правда, по деревенским меркам был большим – 85 «квадратов». А машина появилась лишь в 1990-м.
«На праздники Фёдор Ефремович всех обзванивал, поздравлял – однополчан, коллег. И ему звонили много. А сколько открыток поздравительных приходило!» – машет рукой Тамара Михайловна.
Ветерана часто приглашали на встречи со школьниками, и он честно выполнял свой общественный долг. Хотя дома вспоминать и рассказывать о войне не любил.
«Фёдор Ефремович был очень порядочным человеком. Не жадным, пунктуальным – очень не любил опаздывать. Внуков любил безгранично. Их с Фаиной Степановной главным развлечением было взять Алёшу и поехать по магазинам – купить что‑нибудь на стол, игрушку для него и для Ани», – вспоминает женщина.
Чтобы фамилия продолжалась
«Вот на новогодних праздниках с Аней фотографии разбирали. Отложили те, что военных лет, – в музее пригодятся. Ко Дню Победы наверняка какую‑то выставку будут делать», – говорит Тамара Михайловна.
Главный хранитель музея Галина Денисенко благодарно кивает, принимая из рук женщины пачку чёрно-белых снимков. Ушли из жизни те, кто изображён на них, а память о них будет жить.
Тамара Михайловна вспоминает: очень тяжело перенёс ветеран ельцинскую реформу, после которой вместо персональной пенсии ему стали платить минималку.
«Не в деньгах было дело, конечно, а в уважении. На нервной почве, скорее всего, и началась болезнь», – вздыхает она.
В апреле 1992 года Фёдору Ефремовичу сделали операцию, а в июле его не стало.
Тамара Тарасова живёт в том самом доме на улице Центральной, где жил ветеран, с сыном Алексеем – он тоже работает на «Вейделевском бройлере». Дочь Аня в Воронеже.
«Продолжатель фамилии есть, но внуков пока нет», – сетует женщина: больше всего на свете она мечтает их дождаться.
«Крепкий был дед»
Галина Денисенко, научный сотрудник Вейделевского краеведческого музея, начала работать при Тарасове, в 1991 году.
«Принял меня он очень радушно. Рассказывал, как проводить экскурсии, как работать с предметами по их сохранности. Фёдор Ефремович был хоть и требовательным, но справедливым начальником. А человеком был простым и добрым. Очень любил своих близких, постоянно хвастался достижениями внуков».
Ивану Рязанцеву довелось несколько лет работать с ним в одном кабинете, а во время заочного
обучения в Воронежском университете – жить на одной квартире. Его воспомининия о Герое Советского Союза Фёдоре Тарасове мы нашли в книге «Вейделевские фронтовики»:
«За это время мы о многом переговорили, обменялись мнениями о различных эпизодах фронтовой жизни. Потому о его жизни знаю, возможно, больше, чем другие. Фёдор Ефремович был храбрым и волевым человеком, умеющим уважать других…»
А уличком улицы Тарасова Анатолий Федоренко особенно отмечает его гостеприимность:
«Я его помню: ороший дед был, крепкий. Гостеприимный – двери дома всегда у них были открыты. Посидеть за столом любил, поговорить. Любил, когда к нему люди приходили…»
Тамара Акиньшина
Редакция благодарит за помощь коллектив Вейделевского краеведческого музея