За языков. Как немцы во время Великой Отечественной расстреляли шебекинских селян
Четыре версии развития трагических событий в селе Безлюдовка в изложении «Белгородских известий»
-
Статья
-
Статья
В октябре 1941 года немецкие войска оккупировали Безлюдовку Шебекинского района тогда ещё Курской области. С 27 октября по август 1943-го оно четыре раза переходило из рук в руки.
В основном село находилось на нейтральной территории. Но после освобождения в Безлюдовке осталось 4 дома, до войны их было 272.
Два языка
В Шебекинском районе действовал Титовский партизанский отряд, небольшой, но для захватчиков очень неприятный – его бойцы регулярно совершали диверсии. Командование 21-й армии поставило перед отрядом задачу узнать расположение вражеских частей в этом районе. Для этого нужны были пленные.
В Безлюдовку немцы ходили часто, поэтому для операции партизаны выбрали это село. Они узнали, что на окраине села остановились на постой немецкие солдаты. Ноябрьской ночью титовцы взяли двух языков, а их местные юные помощники собрали оружие и спрятали по домам.
Через день рано утром в село зашли немцы. Они выгнали всех жителей из домов, построили в колонну по четыре человека и отправили к мосту через Северский Донец. Далее существует четыре версии развития событий, но все они заканчиваются расстрелом.
Версия № 1
Её озвучил в 2014 году ученик 10-го класса Безлюдовской средней школы Андрей Беликов, который говорил с очевидцами тех событий. По его данным, пленных захватили 17 ноября.
Из воспоминаний местной жительницы Евгении Яковлевны Беликовой:
«Сельчане сначала подумали, что будут выбирать старосту, но, когда всех построили вдоль реки, догадались, что будут топить. Когда всех собрали возле моста, переводчик спросил, куда исчезли два немецких солдата. Никто ничего не сказал».
Тогда немцы стали угрожать, что всех расстреляют, если их солдат не найдут в ближайшее время.
«Потребовали также сдать оружие. Трое ребят испугались и повели немцев показать, где спрятали оружие. Когда оружие взяли, дома, где оно находилось, были тут же сожжены. По возвращении отобрали 20 человек заложников, а троих, Ефимова Семёна Фёдоровича, Беликова Александра Дмитриевича и Подопригорова Ивана Ивановича, выгнали на мост и приказали бежать», – уверяла Евгения Беликова.
По словам Евгении Яковлевны, парни побежали и прыгнули в реку. В ней они под немецким огнём и закончили свою недолгую жизнь, им не было и 20. Затем каратели расстреляли 15 человек у реки и сожгли все дома нижней улицы. Родным ещё долго не разрешали забрать тела казнённых.
Версия № 2
Её мы нашли в газете «Красное знамя» от 26 января 2001 года. Это рассказ партизанки Титовского отряда Анны Пантелеевны Лихтиной. Все четыре её брата погибли на фронте.
Анна Пантелеевна вспоминала, что немцев захватили 7 ноября. Она входила в состав пятёрки партизан, которые отправились на задание. Лихтина вспоминала, что их отряд устроил засаду, снял часового и двух захваченных немцев отправили в штаб армии, где они рассказали всё, что от них требовалось. Что произошло с пленными дальше – неизвестно.
На следующий день всех жителей Безлюдовки, от мала до велика, согнали к мосту через Северский Донец. Немцы искали партизан и их пособников. Их выдал местный житель Фёдор Максимович Беликов. Оккупанты расстреляли 11 человек. После партизаны нашли предателя и убили его.
Версия № 3
Она изложена в газете «Пламя» от 9 мая 1960 года. Написал статью Иван Поляков. На задание капитан Титовского отряда Егор Никитченко, бывший помощник машиниста депо Белгорода, взял молодых Александра Беликова и Ивана Подопригорова. Молодые парни сами попросили его об этом, так как были местными и знали все ходы и выходы из села.
Ночью 7 ноября пятёрка партизан устроила засаду в доме Андросовых, но с захватом языков возникли проблемы: часовые не спали. Тогда начальник штаба отряда Василий Иванович Косарев вышел со двора, чем привлёк внимание стражей. Те заинтересовались ночным гостем и пошли за ним. Начштаба вошёл во двор и стал у окна, за которым прятался Беликов.
В это время Никитченко притаился на входе во двор, чтобы оказаться в тылу у немцев. Те подбежали к Косареву, Беликов стукнул по стеклу, немцы отвлеклись на звук, и командир с начштаба обезоружили их и пленили.
На следующий день, здесь история повторяется, всех местных жителей согнали к Донцу. В этой толпе находились и Беликов с Подопригоровым. Немцы отделили от колонны мужчин, офицер скомандовал выйти партизанам вперёд. Естественно, никто не шелохнулся. Тогда он достал фотографии и начал сличать их с лицами в колонне. Так он выявил юных партизан.
Их избивали и требовали указать местоположение отряда. Ребята молчали. Тогда оккупанты их расстреляли на мосту. О количестве других казнённых газета не сообщает.
Версия № 4
Она нам стала известна благодаря бывшему главе Графовского сельского округа Шебекинского района Виталию Лисицкому. Виталий Александрович принимал участие в розыске и установлении родных и близких, расстрелянных в ноябре 1941 года в Безлюдовке. Он же и помогал устанавливать памятник жертвам.
Мемориал открыли 17 ноября 2006 года. На нём 14 имён точно установленных людей и 1, принадлежащее неизвестному, – просто сибиряк Фёдор.
На открытии местная жительница Людмила Ивановна Беликова сказала:
«В ноябре 1941 года партизанами были захвачены в плен немецкие солдаты, которые часто наведывались в наше село. Основные немецкие части стояли в Графовке, Безлюдовка была прифронтовым селом. На следующий день фашисты согнали всё село к мосту через Северский Донец, пытались выяснить, где пленные, кто это сделал. Затем отобрали молодых парней и раненого красноармейца, повели на допрос в Графовку. Затем мы узнали, что их всех расстреляли в яру, недалеко от моста. Трупы под угрозой расстрела долго не давали забрать. Только через несколько месяцев нам удалось собрать останки погибших и похоронить на кладбище в братской могиле».
Теперь каждый год жители Безлюдовки 17 ноября собираются у монумента и вспоминают те события.
Александр Куликов