Солдаты и стихотворцы. Чем запомнились потомкам белгородские губернаторы
Белгородской губернией, созданной Петром I и расформированной Екатериной II, руководили 11 человек
-
Статья
-
Статья
«Белгородские известия» рассказывают о самых ярких моментах из службы белгородских губернаторов.
Губернаторский срок
В XVIII веке не было конкретного срока губернаторского правления. На сколько поставили царь-батюшка или царица-матушка, столько и управлял губернатор регионом.
За 52 года существования Белгородской губернии у нею было 11 правителей. Средний срок управления составлял 4,7 года. Но это благодаря губернатору Петру Салтыкову, возглавлявшему Белгородскую губернию бессменно аж 20 лет. Пётр Михайлович средний срок правления поднял аж на 1,5 года. Остальные губернаторы управляли областью около 3,2 года.
Из Потешных войск
Первые два губернатора Белгородской губернии – Юрий Юрьевич Трубецкой и Иван Иванович Бибиков – имели одну большую схожесть: и один, и второй служили в Потешных войсках царя Петра I.
Потешные войска, созданные царём Алексеем Михайловичем для царевича Петра, включали в себя дворянских детей и отроков. Вначале многих веселили дети, волокущие на себе огромные ружья-фузеи и отчаянно марширующие с самым серьёзным видом. Но название войска взяли не от потешности, а от местности, в которой были образованы (Потешные сёла). Но когда дети подросли и стали умелыми и отчаянными бойцами, шутить над ними охота пропала у всех.
Свои любимые войска Пётр I разделил на два полка: Преображенский и Семёновский. Вскоре солдаты доказали, что не зря с детства учились военному делу. В битве под Нарвой в 1700 году русские потерпели сокрушительное поражение от шведов. Но три полка, два из которых были Потешными, огородились обозами и дали такой жестокий и кровавый бой шведам, что даже их король Карл не смог поднять дух своих солдат и сломить сопротивление русских. За стойкость и мужество полки стали гвардейскими. В одном из них, Преображенском, и служили Трубецкой и Бибиков.
Умер на посту
Десять правителей Белгородской губернии были в разное время назначены на другие должности либо ушли в отставку. А вот третий губернатор – генерал-майор Иван Васильевич Стрекалов – умер на своём посту.
До назначения на пост губернатора Иван Васильевич успел послужить вице-губернатором Воронежской губернии. Имел богатый управленческий опыт. А ещё Стрекалов провёл первую в Белгородской губернии перепись населения. Судя по всему, управленцем Иван Васильевич был неплохим, но поработать успел всего 1 год и 2,5 месяца, после чего умер по непонятной причине в Белгороде.
Через удачный брак
Интересно, что пятый белгородский правитель – князь Данила Андреевич Друцкой-Соколинский – был тесно связан с первым губернатором Юрием Трубецким. И именно благодаря этому занял пост губернатора.
Данила Андреевич был из обедневшего дворянского рода. И хотя предки его брали начало от Рюрика, к XVIII веку Друцкие-Соколинские довольно сильно обеднели. Данила Андреевич честно служил в Российской армии, но заработать там капитал не мог.
В 1733 году Данила Андреевич выдал дочь Анну за боярина из Валахии Матеи Хераска. Анна родила мужу троих детей. А, овдовев, в 1735 году вышла замуж за Никиту Трубецкого – сына первого белгородского губернатора Юрия Трубецкого. Для Никиты Юрьевича это тоже был второй брак. В первом у него родились 13 детей. Во втором браке, с Анной, ещё пятеро. Имевший большое влияние князь Никита Трубецкой – генерал-прокурор Сената – и устроил своего тестя белгородским губернатором.
И ещё один интересный факт: пятый белгородский губернатор был родным дедушкой известного российского поэта Михаила Хераскова.
Родственник царей
Шестой губернатор – Пётр Михайлович Салтыков – управлял Белгородской губернией аж 20 лет (с 1742 по 1762 год). В то время говорили: это благодаря тому, что Салтыков являлся родственником правящей ветви Романовых. Его предок – Михаил Салтыков – приходился двоюродным братом первому русскому царю из рода Романовых – Михаилу Фёдоровичу. А Прасковья Салтыкова была женой Ивана V – старшего брата Петра I. Потому императрица Анна Иоанновна – дочь Ивана V и Прасковьи Салтыковой – являлась ближайшей родственницей белгородского губернатора.
Вице-губернатора под суд
Запомнился Пётр Салтыков как реформатор, много сделавший для губернии, и как человек принципиальный, достаточно крутого нрава. В 1742 году на должность вице-губернатора назначили некоего Богдана Пассека. Губернатор и Пассек сразу невзлюбили друг друга. Бесцеремонный заместитель Салтыкова распечатывал документы из Москвы без ведома начальника. Ставил подписи под документами, не оставляя места для росписи губернатора. И даже подстрекал подчинённых не слушать губернатора и не выполнять его распоряжения. При этом Пассек вместо служебного рвения проявлял «рвачество» и обогащался за счёт различных махинаций. В итоге Салтыков инициировал расследование и бросил Пассека в тюрьму.
Богдана Пассека содержали в таких нечеловеческих условиях, что посетивший бывшего чиновника святитель Иоасаф ужаснулся и стал посылать ему еду со своего стола. Это разгневало губернатора, но Иоасаф быстро успокоил Салтыкова, сказав, что если его посадят, то и к нему он будет относиться точно так же. Пётр Михайлович извинился перед Иоасафом и покаялся за свою вспышку.
Уволен за взятки
Одного из 11 управителей Белгородской губернии сняли с должности из‑за следствия и коррупционного скандала. Это был седьмой губернатор – князь Григорий Шаховской. Когда Екатерина II вступила на престол, выяснилось, что Григорий Иванович за мзду покровительствовал незаконному винокурению. Шаховской высочайшим указом был лишён всех чинов и доверенности. Ему было строжайше запрещено впредь заниматься государственными делами, а также приближаться ко двору и в Белгородскую губернию.
Вполне возможно, что мог Григорий Иванович и на каторгу прогуляться, да спас его дядя – Яков Шаховской. Яков Петрович, в отличие от племянника, был безупречным в службе и на тот момент являлся обер-прокурором Святейшего синода. Потому императрица из‑за заслуг дяди пощадила племянника и отправила всего лишь в четырёхлетнюю ссылку в родную деревню.
Губернатор-поэт
Последний правитель Белгородской губернии – Пётр Свистунов – был не только чиновником, но и… поэтом! Образованнейший для своего времени, Пётр Семёнович окончил Шляхетский корпус и увлекался литературной деятельностью. Переводил на русский язык европейских философов и мыслителей, писал элегии, песни, комедии и трагедии. Очень сильно увлекался историей и традициями Белгородского и Курского края. При этом оставался успешным чиновником. После того как Екатерина II расформировала Белгородскую губернию, последний белгородский губернатор был назначен правителем Курского наместничества.
Алексей Стопичев