Знаки эпох. Почему находки белгородских археологов нужно смотреть с экскурсоводом
По выставке «Археологическое наследие Белгородчины» экскурсию для «БелПрессы» провёл её организатор Андрей Божко
![Знаки эпох. Почему находки белгородских археологов нужно смотреть с экскурсоводом Знаки эпох. Почему находки белгородских археологов нужно смотреть с экскурсоводом](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b0/85/b08558aa-b82b-45b6-a14f-5aceb1369559/pk_191210_154014-cherenok-lev-loshad.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-541%2C302_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Выставка проходит в Белгородском историко-краеведческом музее до 15 марта.
Новинки как традиция
Совместный проект музея и региональной организации «Общество любителей древней истории» посвящён 100-летию российской академической археологии. Представлены экспонаты, найденные археологами в 2018–2019 годах.
«По сути это выставка новинок минувшего сезона, – рассказывает Андрей Божко из Белгородской археологической экспертизы. – Старые экспонаты приедаются, но каждый год появляются новые. Их необходимо показывать, пополнять ими коллекции музеев области. Белгородский историко-краеведческий музей даёт добро, чтобы эта выставка проходила ежегодно».
Сотрудники Белгородской археологической экспертизы, областного управления охраны культурного наследия, учёные и студенты БелГУ за два года обошли ряд речных долин и скифских городищ региона, остатки Белгородской и Изюмской оборонительных линий. Работали в Алексеевском, Новооскольском, Старооскольском округах и в Белгородском, Красногвардейском, Ракитянском районах.
В Красногвардейском изучили новый для них катакомбный могильник раннего средневековья. Обследовали кирпичные склепы в Белгороде и Большой Халани Корочанского района, культурный слой Белгородской крепости 1650–1785 годов.
![Фото: Павел Колядин Знаки эпох. Почему находки белгородских археологов нужно смотреть с экскурсоводом - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8c/3a/8c3a057d-a857-4a91-928e-e35a03155089/pk_191210_154920.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Андрей Божко / Фото: Павел Колядин Андрей Божко](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c9/d9/c9d92b58-ad2b-49b6-b28f-e4357c627618/pk_191210_151703.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Мода всегда переменчива
Черепки, обломки, камушки неспециалисту расскажут немного. Максимальный эффект от посещения выставки будет достигнут лишь с экскурсоводом, считают организаторы.
«Задача – не столько показать археологические предметы, а рассказать о деятельности археологов региона, – поясняет Андрей Божко. – Поэтому предлагаю брать экскурсию с подробным рассказом».
Кремниевый наконечник стрелы III–II тыс. до н. э. совсем невелик, длиной 1 см. Его нашли студенты истфака БелГУ.
«Представляете, как такой фрагмент, размером с ноготок, можно отыскать и идентифицировать в огромной куче земли. Это бронзовая эпоха, люди уже познакомились с бронзой. Но источниками её поступления были Урал, Кавказ, Балканы, не везде её хватало: этот металл был очень дорог. Поэтому в нашей местности продолжали изготавливать предметы из камня», – поясняет экскурсовод историческую значимость находки.
Бронзово-эмалевые лунницы-подвески – женское украшение II–III века н. э., изготовленное в стиле восточноевропейских выемчатых эмалей.
«Способом растирания мастера делали стеклянную пасту разных цветов, нагревали её, она заполняла отверстия в каркасе, и получались такие вот прекрасные украшения. Их какое‑то время носили женщины из числа живших у нас в ту эпоху праславян, переселенцев с территорий нынешней северной Украины и Белоруссии. Потом сюда пришли готы и принесли новый стиль украшений», – рассказывает о переменчивости моды Андрей Божко.
![Кремниевый наконечник стрелы III–II тыс. до н. э. / Фото: Павел Колядин Кремниевый наконечник стрелы III–II тыс. до н. э.](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e8/b1/e8b1fcef-0a4c-4220-95b0-11771502cd82/pk_191210_152005-nakonechnik-strely.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Бронзово-эмалевые лунницы-подвески – женское украшение II–III века н. э. / Фото: Павел Колядин Бронзово-эмалевые лунницы-подвески – женское украшение II–III века н. э.](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/90/45/9045de6e-721e-4285-a21a-045cfe338a92/pk_191210_152206-lunnitsa.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Топор и в Африке топор
Ещё один экспонат из III–II тыс. до н. э. – фрагмент каменного шлифованного топора. Прообраз современных топоров.
«Брали камень определённой формы, шлифовали и делали отверстие для ручки, – рассказывает Божко. – Топор во все времена был многофункциональным предметом: можно было рубить дерево, а можно – головы вражеских воинов».
При реконструкции храма 1819 года в корочанской Большой Халани нашли склеп, и в нём два гроба. На выставке от них две ручки – маленькая и большая.
«Захоронены мужчина 40–60 лет и женщина 20–30 лет, – уверенно поясняет экскурсовод. – Возраст определил по останкам наш, белгородский антрополог Виталий Безбородых».
![Фрагмент каменного шлифованного топора / Фото: Павел Колядин Фрагмент каменного шлифованного топора](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fd/ae/fdae441e-b5f2-4319-bd06-fe2563c26f2c/pk_191210_152308-kamennyi-topor.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Ручки от гроба / Фото: Павел Колядин Ручки от гроба](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/21/36/21360fd3-5f80-43c5-bb9c-a43c071a255c/pk_191210_152509-ruchki-ot-groba.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Археология – про экономику
Простая свинцовая пломба может рассказать об истории товарных отношений в Белгороде и Российской империи.
«Здесь написано: «станция Разсуха», и стоит датировка январём 1912 года, – комментирует археолог. – На обратной стороне надпись «Полесские железные дороги». Станция Разсуха находится в современной Брянской области. В начале ХХ века там существовал кирпичный завод. Вполне вероятно, этот кирпич поступал и к нам, в Белгород».
Стройматериалы к нам поставлялись и из Харькова. Рядом лежит красный кирпич с клеймом харьковского купца Василия Петрова. Его кирпичный завод работал с 1840 года и закрылся перед революцией.
А ещё рядом в витрине – обломок кирпича с отпечатком кошачьей лапы. Кошки во все времена были любопытны и лезли куда им не надо.
![Простая свинцовая пломба / Фото: Павел Колядин Простая свинцовая пломба](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1e/e0/1ee0c2ec-2e37-4145-9872-f44be5278e04/pk_191210_154717-sv-intsovaia-plomba.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Обломок кирпича с отпечатком кошачьей лапы / Фото: Павел Колядин Обломок кирпича с отпечатком кошачьей лапы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d3/46/d346feee-a055-4a81-87c1-bb9d47d22116/pk_191210_155121-kirpich-s-koshachei-lapoi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Когда на свалках – рай
Свалки старинного мусора почти всегда источник любопытных артефактов. Как правило, это обломки, что естественно: целые вещи не выкидывают.
«Свалку видно сразу, – говорит эксперт. – Когда артефакты буквально валом идут, так что лопату некуда воткнуть, значит, она. Потом начинаешь копаться в этом мусоре и многое находишь».
Раскопав одно из таких мест, археологи нашли рукоятку ножа. Костяной черенок с искусной резьбой: с одной стороны смотрит лев, с другой – лошадь.
«Как точно датировать его, честно говоря, не знаю, – признаётся Божко. – Я таких не встречал. XIX–XX век. Найден он был в перемешанном слое ХХ века. Но вещь занимательная. Лев, как известно, это символ Белгорода с 1712 года, в том числе присутствует на современном гербе».
Целиком сохранились аптечные пузырьки от лекарств. Клеймо от бутылки французского вина. Осколки фарфоровой посуды.
![Костяной черенок: с одной стороны смотрит лев, с другой – лошадь / Фото: Павел Колядин Костяной черенок: с одной стороны смотрит лев, с другой – лошадь](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f5/16/f5166d0e-fc69-462c-9d3e-7301795711e9/pk_191210_154215-cherenok-lev-loshad.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Знаки эпох. Почему находки белгородских археологов нужно смотреть с экскурсоводом - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b0/43/b0432e24-0ec5-4032-a1aa-5691bbcbaeb1/pk_191210_160126-vystavka.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Это изделия фабрики товарищества Михаила Кузнецова, у которого было много заводов по всей Российской империи, – поясняет археолог. – Это, пожалуй, самый распространённый фарфор, который находят археологи в белгородских слоях. Хоть и ширпотреб для тех времён, но очень красивый. Видно, как жили наши люди, рядовые обыватели, сто с небольшим лет назад».
Музей хранит находки временно. Предстоит их обработка, очистка, фотографирование, написание научных отчётов.
«В каждом районном музее есть коллекция археологии, – подтверждает завотделом учёта и хранения фондов краеведческого музея Ирина Овчинникова. – Если археологи пожелают передать эти предметы в музеи, тогда вопрос будет решаться».
Олег Гончаренко